Лексико-грамматическое развитие детейс общим недоразвитием речи
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Кривошеева Людмила Павловна

Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko-grammaticheskoe_razvitie.mo_.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Свободного

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 7 города Свободного

Консультация

Тема «Лексико-грамматическое развитие детей

с общим недоразвитием речи»

Составила: учитель-логопед

МДОАУ д/с № 7 г. Свободного

Кривошеева Людмила Павловна,

высшая квалификационная категория

г. Свободный

2014

Консультация для воспитателей

Тема «Лексико-грамматическое развитие детей с ОНР»

В настоящее время в логопедических речевых группах детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением формирования основных компонентов речевой системы звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи. Причины и проявления трудностей формирования речевой системы, в частности лексико-граммотической стороны речи, у детей дошкольного возраста рассматривались многими авторами (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, и др.).

Эти нарушения затрудняют процесс полноценного овладения детьми программой детского сада, а в дальнейшем – и процесс школьного обучения. Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психической готовности детей к усвоению школьной программы.

Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все это требует достаточного уровня развития лексико-граммотического компонента речи.

Необходимо сказать о важности преодоления нарушений лексической системы именно в старшем дошкольном возрасте, так как, по мнению  А.В. Захаровой, к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» остаётся неизменным.

Логопедическая работа по коррекции нарушений словаря проводится по следующим направлениям:

  • Обогащение словаря;
  • Уточнение значений слов;
  • Формирование словообразования.

Работа по развитию лексики направлена  на увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов и значений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов). Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов. Начиная со слов, наиболее часто употребляемых в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребляемым. В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с учетом их формирования.

1

В процессе проведения этой работы необходимо научить детей дифференцировать значения слов по различным признакам выделять существенный признак в структуре значения слова.

Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Зима», «Новый год» и т. д.

Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря, развитие сознательного восприятия речи позволяет  наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи.

В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Необходимо уточнить знания детей о различных материалах и их свойствах, продуктах питания и растениях. Привлекается внимание детей к образованию новых слов с помощью суффиксов, при этом подчеркиваются звуковые и смысловые различия между ними. Например, стол деревянный – он из дерева, кораблик бумажный – он из бумаги. Детей учат понимать обобщенное понятие слова. Только после этого предлагается самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных со значениями соответственности с продуктами питания (молочный, шоколадный), растениями (дубовый, сосновый).

Одновременно у детей воспитывается умение образовывать прилагательные от наречий, от существительных, а также разные их степени.

Развивая умение правильно передавать в речи оттенки слов, дети учатся образовывать уменьшительные названия качеств предметов.

Учитывая, что детям с ОНР свойственны трудности в узнавании сходства и различения слов, близких по звучанию и значению, особое внимание уделяется этому различению. Сначала нужно внимательно вслушаться в эти слова. Например, показывая щепотку чая, спрашивают: «Что это?» - Чай. При этом поясняется, что его заваривают в чайнике, а посуда, из которой пьют чай, называется чайной. Интонационно выделяется значимая часть слова. На следующих занятиях различаются родственные слова при показе других предметов.

Особое внимание уделяется образованию признак от названия предмета, действия или состояния (мыло – мыльный – мылить – мыльница).

Важно, чтобы у детей происходило не формальное накопление родственных слов, а подготавливалась сознательное их использование в самостоятельной речи.

2

Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей

является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов, (например: шляпка девочки, шляпка гвоздя, шляпка гриба).

Из слов с переносным значением наиболее доступны пониманию часто употребляемые, образные выражения, в которых это значение противопоставляется основному. Так, например, обратив внимание на раскрасневшееся лицо одного из детей, можно сказать: «У Вовы лицо румяное, как яблоко». Также привлекается внимание детей к словосочетаниям типа: сердитый человек – сердитый  ветер, мороз; трусливый как заяц, хитрый как лиса.

Подготовительным этапом ознакомления детей со словами-антонимами является проверка и уточнение известных детям слов – названий признаков предметов и действий. Подбираются пары предметов с ярко выраженными признаками и сравниваются по вкусу, цвету и размеру. Интонационно подчеркивается их качественная противоположность (острый - тупой карандаш).

Вот такие тестовые задания предлагает автор И. Бушмелёва: «Противоположности».

Цель: закончи предложение, которое я буду читать. (Ребенок должен правильно подобрать антоним).

Лёд холодный, а огонь…

У утки широкий клюв, а у аиста…

Комнаты внутри дома, а балконы…

Мышонок маленький, а слон…

Подушка мягкая, а камень…

Кощей очень злой, а Айболит…

Вода течет, а песок…

Разнообразные, интересные игры для формирования словаря предлагает автор Г. С. Швайко в пособии «Игры и игровые упражнения для развития речи». Это такие игры: «Переезжаем на новую квартиру», «У кого какой предмет?», «Угадай по описанию», «За покупками в магазин» и др.  

 Одновременно с обогащением словарного запаса происходит грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка

3

и постоянно совершенствуется  слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению  словосочетаний и предложений.

Усвоение лексических знаний и грамматических способов выражения различных отношений дает возможность более широкого использования самостоятельных высказываний детей. С этой целью проводятся специальные занятия по формированию разговорной и описательной речи. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Основной формой развития лексико-граммотической стороны речи является – игра, которые проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В логопедии накоплен богатый опыт речевых игр и упражнений, позволяющих применять их в практической деятельности. Рассмотрим игры, которые рекомендуют авторы разных методик. Предполагаются следующие виды игр: «Разложи картинки на две группы», «Найди лишний предмет», «Назови лишнее слово», среди имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Детям предлагается объяснить, чем отличаются предметы (с использованием картинок), разложить картинки по сходству, подобрать слова по аналогии (игра «Пара к паре»), назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.                

Также широко используются игры с мячом,, например: «Логопеду мяч бросай и животных называй», «Кто как разговаривает?», «Кто как передвигается?», «Кто может совершать эти действия?», «Лови да бросай – цвета называй».

Авторы Смирнова Л. Н., Овчинникова С. Н. в своем пособии предлагают тематические конспекты занятий на преодоление речевой недостаточности у детей с ОНР.

Игры и упражнения в основном носят рифмованный характер. Например: 

Собрала урожай Зина  и сложила его в корзину:

Вот помидор красный – овощ прекрасный,

Вот овальный огурец – зеленый молодец,

Вот морковка-краса – длинная коса,

Вот вкусная картошка – для супа и окрошки,

Вот крупная свеклуша – мы любим ее кушать.

4

Авторы часто используют игры: «Назови ласково», «Что приготовили», «Назови много», «Составь предложение» и др.

Например: игра «Составь предложение»

(Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью хором и индивидуально).

Помидор круглый, а морковка…

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а тыква…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый. А чеснок…

Предложенные выше игры целесообразно использовать для уточнения  и расширения лексического запаса. В различных методиках описано много игр на словообразование: «Из чего сделано?», «Животные и их детеныши», «Скажи ласково», «Что где лежит?», «Чьи хвосты?», «Правильно назови листья», «Скажи наоборот», и многие другие. Предлагаемые игры и упражнения можно использовать в процессе фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, коррекционного часа.

Таким образом, развитие у детей, имеющих речевые нарушения,  лексико-граммотической стороны речи,  является одной из центральных задач коррекционной педагогики.

Подготовка ребенка по развитию речи к школьному обучению определяется следующими задачами:

 - практическое усвоение лексико-граммотических средств языка;

 - формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;   дальнейшее развитие связной речи.

5

Список использованных источников:

  1. Бушмелева, И. Тестовые задания для детей. - М.: ООО «Хатбер-Пресс», 2007.
  2.  Волковой, Л. С. Логопедия: – М. Просвещение, 1989.
  3. Каплина, Е. В., Быкова, О. А. Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений словаря в условиях логопедической группы // Дошкольная педагогика. – 20011.
  4. Смирнова, Л. Н., Овчинникова, С. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.
  5. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988.

 

Управление образования администрации города Свободного

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида города Свободного

Консультация для воспитателей

Тема «Лексико-грамматическое развитие детей дошкольного возраста»

Составила: учитель-логопед

МДОБУ д/с № 7 г. Свободного

Кривошеева Людмила Павловна

Iквалификционная категория

г. Свободный

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Конспект логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по теме "Домашние птицы" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

В данном конспекте представлено занятие, направленное на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень развития речи) и задержкой психического раз...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Дидактические игры с использованием пуговиц как средство развития лексико-грамматического строя детей с общим недоразвитием речи

Методическая разработка описывает значимость применения дидактических игр с пуговицами для развития лексико-грамматического строя у детей с ОНР. Материал ориентирован на учителей-логопедов, работающих...