Главные вкладки

    Художественно-эстетическое развитие для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (аппликация)
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

    Колесова Ольга Петровна

    Тема: Снегирь на ветке рябины. (для детей подготовительной группы 6-7 лет)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл applikatsiya.docx23.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение

    «Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

    Художественно-эстетическое развитие

    для детей с задержкой психического развития и

    общим недоразвитием речи

     (аппликация)

    Тема: Снегирь на ветке рябины.

    (для детей подготовительной группы 6-7 лет)

                                                                                             Составила: воспитатель МБДОУ

    «Детский сад № 14 «Василёк»

    Колесова О.П.

    г. Рубцовск, 2016

    Тема: Снегирь на ветке рябины.

    Цель: Обучение детей аппликационным способам изображения птиц.

    Задачи:

             Коррекционно - образовательные:

    -учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на                            другую;

    -совершенствовать навыки вырезания овала из прямоугольника и круга из квадрата способом закругления углов;

    -уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.

            Коррекционно-развивающие:

    -развивать конкретно-образное мышление и зрительное восприятие в процессе анализа предмета, выделения его составных частей, их сравнения;

    -закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);

    - умение работать по схеме;

    -учить координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи;

    -повышать мотивацию изобразительной деятельности, через осознание её нравственной значимости;

    -совершенствовать общую и мелкую моторику.

            Коррекционно –речевые:

    -активизировать в речи детей прилагательные (красногрудый, длинноногий, пестрокрылый, белогрудый, чернокрылый);

    -упражнять в употреблении приставочных глаголов совершенного и -несовершенного вида;

    -учить отвечать на вопросы полными  предложениями;

    -развивать связную речь, через планирование последовательности выполнения работы и в процессе сопоставления готовой работы с образцом;

    -побуждать к словесному обозначению выполняемых действий и их результата.

            Коррекционно - воспитательные:

    -воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца;

    -вызывать сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.

            Лексический материал:

    Вырезать, наклеивать, слева, справа, вверху, внизу.

    Красногрудый, длинноногий, пёстрокрылый, белогрудый, чернокрылый.

            Предварительная работа:

    - чтение стихотворений о птицах;

    - загадывание загадок;

    -чтение стихотворения А.Барто «Снегирь»;

    -рассматривание тематического альбома «Птицы», уточнение названий,

    -выделение особенностей строения и внешнего вида;

    -дидактические игры «Поможем птицам разобраться», «Узнай по описанию»;

    -наблюдение за птицами, прилетающими на участок;

    -лепка снегиря;

    -разучивание физминутки «Прилетели птички»;

    -оформление листов-понно для аппликаций;

    -заготовка деталей хвоста и крыла;

    -объяснение смысла пословиц и фразеологического оборота «нос повесил».

            Оборудование:

    плакат с изображением рябины, плоскостные изображения птиц, кармашки-клетки, конверт с письмом, образец, схема-опора, части тела снегиря для выкладывания, лист-панно серо-голубого цвета с веткой рябины  (на каждого ребёнка), принадлежности для выполнения аппликации (кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, подставки для кистей, клей), магнитофон.

            Методы и приёмы:

    показ образца, обследование предмета, показ приёмов изображения, словесное объяснение, рассказывание по цепочке, анализ работ, сличение работы с образцом, комментирование действий, сравнение, вопросы к детям, договаривание предложений.

                    

    Ход нод:

            1.Организационный момент:

    -Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости в Царство птиц. А чтобы попасть туда, надо вспомнить, как заканчиваются пословицы.

    -Всякая птица…

    -У каждой пташки…

    -Журавль прилетел…

    -Соловей берёт пением…

    -Сколько кукушка не кукуй…

    -Воробьи под кровлю…

            2.Вступительная беседа:

    Звучит музыка - голоса птиц.

    -Вот мы с вами и оказались в Царстве птиц. Но что произошло? Почему все птицы в клетках?

    Звучит голос:

                    -Ой,ой,ой. Ой,ой,ой.

                    К нам пришёл волшебник злой.

                    Он руками замахал

                    И всех птиц заколдовал.

                    Вы письмо скорей прочтите,

                    Бедным птицам помогите.

    -Теперь всё понятно. Птиц заколдовал злой волшебник. Надо скорее прочитать письмо и помочь птицам.

    Чтение письма:

    -Чтобы победить злого волшебника и спасти птиц, надо определить о каких птицах можно сказать эти слова: длинноногий, чернокрылый, белогрудая, пестрокрылый, красногрудый.

    -О ком можно сказать длинноногий? (длинноногий журавль)

    -О ком можно сказать красногрудый? (красногрудый снегирь) и т.д.

    -Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и освободили птиц.

    -Улетели перелётные птицы в тёплые края, и остался снегирь один, и совсем загрустил.

    -А как говорят о человеке, которому грустно? (нос повесил).

    -Вот и снегирь свой клюв повесил.

    -Что мы можем сделать, чтобы поднять ему настроение? (ответы детей)

            3.Основная часть

            а) Сообщение темы

    -Очень хорошая идея – найти нашему снегирю друзей. Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию «Снегирь на веткерябины».

             б) Показ и анализ образца

    -Посмотрите на снегиря. Где мы можем увидеть эту птицу? ( Мы можем увидеть снегиря на улице на деревьях)

    -Назовите части тела птицы. (Голова, туловище, крыло, хвост, лапы, глаз, клюв)

    -Давайте посчитаем их. (Счёт детей сопровождается показом на доске)

    -Какая по форме голова птицы? (Голова круглая)

    -Какое по форме туловище снегиря? (Туловище овальное)

    -Какой формы глаз? (Глаз круглый)

    -Какой по форме клюв? (Клюв треугольный)

    -Какого цвета бумага нам понадобится для работы? (Нам понадобится бумага чёрного и красного цвета)

    -Какие части тела у снегиря чёрного цвета? (У снегиря чёрного цвета голова, крыло, хвост, глаз и клюв)

    -Какое по цвету туловище у снегиря? (Туловище красное)

    -Если быть точными, то у снегиря красная только грудка.

    -Где на листе расположен снегирь? (Снегирь расположен в центре листа)

    -Как расположено туловище птицы? ( Задняя часть туловища расположена ниже, передняя приподнята вверх)

    -Где расположена голова? (Голова расположена слева от туловища)

    -Где расположен хвост? (Хвост расположен справа от туловища)

    -Где находится крыло? (Крыло находится в верхней части туловища)

    -Где расположены лапки? (Лапки расположены внизу под туловищем)

    -Где на голове нашего снегиря находится глаз? (Глаз находится посередине головы)

    -Где расположен клюв? (Клюв расположен слева)

    -В какую сторону смотрит снегирь? (Снегирь смотрит в левую сторону)

    -Сравните голову и туловище. Что больше? (Туловище больше, а голова меньше)

    -Сравните туловище и хвост, что длиннее? (Туловище длиннее, а хвост короче)

            в) Составление последовательности выполнения работы

    -Посмотрите на первую схему и  скажите, с  чего начнём нашу работу. (Ответы детей)

    - Сначала из красного прямоугольника, закругляя углы, вырежем овал. Это будет туловище птицы.

    -Что будем делать потом? (ответы детей)

    -Потом из чёрного квадрата, закругляя углы, вырежем круг. Это будет голова снегиря.

    -Посмотрите на следующую схему. Что будем делать дальше? (ответы детей)

    -Надо разложить все детали на картоне.

    - Расскажите о следующем шаге. (Ответы детей)

    -Теперь будем наклеивать детали: сначала туловище, затем голову, после хвост и крыло.

    ( По аналогии разбирается вся схема)

            г) Физминутка

                     -Покружились, покружились

                     -И все в птиц мы превратились.

    (дети встают в круг, выполняют движения, проговаривая стих)

                     -Ну-ка, птички полетели,

    (руки скрещены, повернуть ладонями к себе, большие пальцы соединены друг с другом, ладони имитируют взмахи крыльев)

                    -Полетели и присели, (присесть на корточки, руки за спину)

                    -Поклевали зёрнышки, (пальцами постучать по полу)

                    -Поиграли в полюшке, (покружиться на месте)

                    -Водичку попили, (наклоны головы вверх-вниз)

                    -Пёрышки помыли, (руки на пояс, движения локтями)

                    -В стороны посмотрели (повороты головы вправо-влево)

                    -И на место улетели. (бегут на стульчики)

            д) Повторение последовательности выполнения работы

    -Давайте ещё раз, по-цепочке, повторим в какой последовательности, мы будем выполнять задание.

    (дети по схеме восстанавливают последовательность выполнения работы)

    •        Вырезать из красного прямоугольника овал. Это будет туловище.

    •        Вырезать из чёрного квадрата круг. Это будет голова.

    •        Разложить все детали на картоне.

    -Мы уже говорили, что наш снегирь смотрит в левую сторону.  Когда вы будете наклеивать детали, то можно расположить их так, чтобы птица смотрела вправо.

    ( приглашаю ребёнка к доске выложить детали)

    -Выложи детали так, чтобы снегирь смотрел вправо.

    -Что будем делать дальше?

    •        Сначала надо наклеить туловище.

    •        Потом наклеить голову.

    •        Затем будем клеить хвост.

    •        Потом приклеить крыло.

    •        Дорисовать лапы, клюв, глаза.                                            

    -Те, кто быстро справится с заданием, могут нарисовать на ветках ягоды рябины и падающий снег.

            е) Самостоятельная деятельность детей

    В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчёт о своих действиях.

    Например:

    -Что надо наклеить сначала?

    -Что ещё надо обвести?

    -Что ты уже вырезал?

    -Что ты рисуешь?

            з) Анализ детских работ

    -Посмотрите на всех птиц.

    - Какие красивые снегири у нас получились. Я хотела бы рассказать об этой птице. (Воспитатель анализирует одну из работ)

    -Этот снегирь расположен в центре листа. Голова у него круглая, а туловище овальное. Аккуратно вырезаны крыло и хвост. Части тела расположены правильно: туловище приподнято вверх, крыло – в верхней части туловища, лапки – короткие, касаются ветки, глаз нарисован в центре головы, клюв слева.

    -Расскажите о понравившейся вам птице (Анализируют 2-3 ребёнка)

    -Каждый из вас сделал по одной птице. А друзей у нашего снегиря теперь сколько? (Много)

    -Снегирь очень рад и благодарит вас за помощь.

    -Давайте порадуемся вместе с ним.  (Дети хлопают в ладоши)

    -Пришло время возвращаться в детский сад. Чтобы попасть обратно, надо вспомнить стихотворение, а какое вам подскажут птицы.

    -Посмотрите, на что похожи снегири, когда сидят на ветках? (Ответы детей)

    -Кто из вас хочет прочитать наизусть стихотворение? (Чтение стиха)

            4.Организационное окончание.

    -Вот мы и вернулись в детский сад.

    -Скажите, что мы делали сегодня в Царстве птиц? (Мы клеили снегирю друзей)

    -Расскажите, как мы выполняли аппликацию? (Сначала мы вырезали детали, а потом наклеивали их)

    -Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".

    В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....

    «Развитие у детей группы задержкой психического развития речевых навыков посредством логоритмики»

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Развитие у детей группы ЗПР речевых навыков посредством логоритмики »Ф.И.О. авторов: Наумова О.ПТип проекта:   ИсследовательскийПроблема:  У дете...

    Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет

    Проект программы для детей с задержкой психического развития для детей от 3-7 лет ...

    Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.

    Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...

    Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)

    Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....

    «Особенности памяти и ее развитие у детей с задержкой психического развития»

    Что такое ЗПР? ЧТо страдает?Можно ли помочь ребенку с ЗПР и как? Примеры дидактических игр  с описанием...