«Развитие у детей группы задержкой психического развития речевых навыков посредством логоритмики»
проект (старшая группа) на тему

Наумова Ольга Павловна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА 

Название проекта: «Развитие у детей группы ЗПР речевых навыков посредством логоритмики »

Ф.И.О. авторов: Наумова О.П

Тип проекта:   Исследовательский

Проблема:  У детей дошкольного возраста с ЗПР часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные  и речевые процессы.

Гипотеза: В развитии речевой и психической деятельности  детей положительную роль играют занятия логоритмикой .

Цель:  Стимулирование  процесса речевой и психической  деятельности  детей посредством  использования занятий логоритмикой  и ритмопластикой 

Конечный продукт: Разработка ряд  мероприятий по деятельности логоритмики .

Объект исследования: Процесс речевого и психомоторного  развития детей дошкольного возраста. 

Предмет исследования:  Логоритмика как средство развития и стимулирования  речи и моторики у детей.

Оборудование: Флеш карта с презентацией защиты темы самообразования.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ          УЧРЕЖДЕНИЕ №37 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Проект

«Развитие у детей группы задержкой психического развития  речевых навыков посредством логоритмики»       

Автор проекта:

Музыкальный руководитель:

 Наумова Ольга Павловна

г.Сургут 2016-2017г

СОДЕРЖАНИЕ  

1. Паспорт проекта.

2. Введение (актуальность темы, мотивация выбора)

3.Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)

4.Ожидаемые результаты

5.  Список литературы

ПАСПОРТ ПРОЕКТА  

Название проекта: «Развитие у детей группы ЗПР речевых навыков посредством логоритмики »

Ф.И.О. авторов: Наумова О.П

Тип проекта:   Исследовательский

Проблема:  У детей дошкольного возраста с ЗПР часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные  и речевые процессы.

Гипотеза: В развитии речевой и психической деятельности  детей положительную роль играют занятия логоритмикой .

Цель:  Стимулирование  процесса речевой и психической  деятельности  детей посредством  использования занятий логоритмикой  и ритмопластикой  

Конечный продукт: Разработка ряд  мероприятий по деятельности логоритмики .

Объект исследования: Процесс речевого и психомоторного  развития детей дошкольного возраста.  

Предмет исследования:  Логоритмика как средство развития и стимулирования  речи и моторики у детей.

Оборудование: Флеш карта с презентацией защиты темы самообразования.        

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

С каждым годом растѐт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания  уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач.  Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.  У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаѐт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьѐзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.  Опыт  работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль  играет  логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки.  Логоритмика  представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла  системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования  двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определѐнный ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят

значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. Логопедическая ритмика  представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи. В, коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций что способствует более интенсивной адаптации детей.  

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.  

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.    

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  

Сентябрь  Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования

Составление плана работы над темой

Октябрь - апрель (и далее по мере необходимости в течение работы над проектом)

Подготовка конспектов уроков самообразования. Непосредственная совместная деятельность с детьми.

Конец апреля Анализ работы и еѐ практических результатов

Май Подготовка отчѐта и презентации о проделанной работе

Июнь Защита проекта по самообразованию  

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:  коррекционно-развивающее;  информационно-консультативное.  

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель  должны учитывать:  структуру речевого нарушения;  осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;  всесторонне развивать личность дошкольника.  

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.  

Принципы построения совместных занятий: Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.  

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные  задачи.  

Оздоровительные: Образовательно-воспитательные

Коррекционные:  

Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь.

  При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:  

Учитель-логопед:  постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;  формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;  коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;  развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;  совершенствование лексико-грамматической стороны речи;  обучение умению связно выражать свои мысли;  обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;  развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики;  логопедизация занятий и режимных моментов.  

Музыкальный руководитель: Развитие и формирование:  слухового внимания и слуховой памяти;  оптико-пространственных представлений;  зрительной ориентировки на собеседника;  координации движений;  умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.  

 

Воспитание:  темпа и ритма дыхания и речи;  орального праксиса;  просодики;  фонематического слуха.  

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.                

           

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя  с учителями-логопедами. 1. План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год. 2. Журнал взаимодействия. 3. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара. 4. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий. 5. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д. 6. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи. 7. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкальнодидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.                

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Логопед Музыкальный руководитель  

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры.  

Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией.

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки.  Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Звуковая гимнастика.  Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкальноритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма.

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической

Формирование навыков составления диалога

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо.

   

 ЛОГОРИТМИКА  

Логоритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.  Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности. Логоритмика полезна всем детям дошкольного возраста, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе,  задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства.  Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по развитию речи дошкольников.

речи Музыкальные спектакли. Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.  Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач. Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости. Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков. Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила. Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексикограмматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение. В работе с детьми  в логоритмике выделяют два основных направления: 1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти. 2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и

мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.  

Принципы организации занятий по логоритмике  

Принцип систематичности. Логоритмические занятия проводятся  два раза в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.  

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.  

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы:  

объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей; п ояснение  движения; оказания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;  разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;  команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества;

 образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.);  словесную инструкцию

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трѐх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть  продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. С помощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики,

обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

Основная часть занимает от 10 до 15 минут и включает в себя следующие виды деятельности:

Ходьба и маршировка в различных направлениях;  Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;  Упражнения,  регулирующие мышечный тонус;  Упражнения, активизирующие внимание;  Фонопедические упражнения;  Упражнения на развитие координации движения;  Упражнения на координацию речи с движением;  Упражнения, на координацию пения с движением;  Речевые упражнения без музыкального сопровождения;  Упражнения формирующие чувства ритма;  Упражнения формирующие чувство музыкального темпа;  Упражнения на развитие мелкой моторики;  Ритмические упражнения;  Упражнения для развития творческой инициативы.  Чистоговорки;  Пение; Слушание музыки для снятия эмоционального напряжения;  Игра на музыкальных инструментах;  Игры (статические, малоподвижные, подвижные);  Коммуникативные игры;  Мимические этюды;  Хороводы;

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.  

Ожидаемые результаты

 Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.  Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания; Развитие речевого выдоха; Улучшение речевой памяти;  Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.  Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ряд мероприятий: 1. Конспекты занятий по логопедической ритмике. 2. Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в образовательной деятельности. 3. Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.      

Список литературы:

1. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.  2.Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г. o Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.  3.Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: 4.ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г. o Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г. o Мухина А.Я.

5.«Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г. o Федорова Г.П. 6.«Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г. o Буренина А.И. 7.«Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 199

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Развитие речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий

В работе с детьми с задержкой психического развития по развитию связной речи наряду с традиционными формами работы используются нетрадиционные  технологии(триз,сказкотерапия, мнемотехника и т. д....