Главные вкладки

    Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Ложкина Ирина Михайловна

    Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой.  Раздел программы «Эстетическое развитие» (Ознакомление с художественной литературой) подразумевает овладение детьми следующими компетенциями:

    Ø различие разных жанров - сказки и стихотворения;

    Ø умение отвечать на вопросы по содержанию знакомых произведений;

    Ø название несколько авторских художественных произведений и их авторов (К.Чуковский, С.Маршак, А.Барто и др.);

    Ø участие в коллективных драматизациях известных литературных произведений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lozhkina_i.m.apo_novyy.doc148 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ложкина Ирина Михайловна

    Управление образования и науки администрации Губкинского  городского округа Белгородской области

    Использование устного народного творчества

    при организации работы по развитию речи детей

     с задержкой психического развития

    Автор опыта:

    Ложкина Ирина Михайловна

    воспитатель

    МБДОУ «Детский сад

    комбинированного

    вида №40 «Веселинка»

    города Губкина

    Белгородской области

    Губкин

    2014

    Содержание

    Информация об опыте

    ……………………………...................3

    Технология опыта

    ………………………………………..9

    Результативность опыта

    ……………………………………….17

    Библиографический список

    ………………………………………19

    Приложение к опыту

    …………………………………….....20

    Раздел I. Информация об опыте

    Условия возникновения, становления опыта.        

    Воспитательно-образовательная и коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития осуществляется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области.

    В детском саду функционирует шесть групп, из них одна группа раннего развития, одна группа компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Воспитательно-образовательной работе и высокой ее результативности способствуют хорошо оборудованные группы, музыкальный и спортивный залы, кабинет психолога, сенсорная комната, логопедический кабинет, и, безусловно, профессионализм педагогов.  Коллектив детского сада работает над построением целостного педагогического процесса направленного на полноценное, всестороннее развитие ребёнка по познавательно – речевому развитию.

    Реализуя Федеральные Государственные Требования, в дошкольном учреждении осуществляется преемственность с МАОУ СОШ №17, в которой, в рамках требований ФГОС, организованы кружки художественно-эстетической направленности, где выпускники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка» имеют возможность продолжить свою творческую деятельность.

    Организуя социальное партнёрство, ДОУ взаимодействует с музыкальной школой, ДК «Форум», ДС «Кристалл», в которых воспитанники параллельно с детским садом активно развивают своё творческое начало.  Для организации самостоятельной деятельности в группах имеется необходимая развивающая среда для формирования навыков художественной деятельности у детей с задержкой психического развития: игровые зоны с большим разнообразием игрушек и дидактического материала, оборудовано место для книжного уголка, подобран соответствующий материал для детей с задержкой психического развития.        Наполняемость предметной развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, накопление опыта игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, деятельности. В организации среды предусматривается легкость трансформирования пространства детьми в соответствии с интересами. Широко используется полифункциональный материал, предусматривающий вариативность использования с учетом разнообразных детских замыслов.

    Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой.  Раздел программы «Эстетическое развитие» (Ознакомление с художественной литературой) подразумевает овладение детьми следующими компетенциями:

    • различие разных жанров - сказки и стихотворения;
    • умение отвечать на вопросы по содержанию знакомых произведений;
    • название несколько авторских художественных произведений и их авторов (К.Чуковский, С.Маршак, А.Барто и др.);
    • участие в коллективных драматизациях известных литературных произведений.

    Автор опыта считает, что знакомство детей с устным народным творчеством и художественной литературой в значительной степени способствует развитию активизации речи, которые могут использоваться во всех режимных моментах, непосредственно образовательной деятельности, а также в повседневной игровой деятельности.

    Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня знаний художественной литературы детей младшего дошкольного возраста. При проведении диагностики использовался диагностический инструментарий программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  под редакцией Н.М. Аксариной и К.Л.Печера. Результаты первичной диагностики по разделу «Эстетическое развитие» (Ознакомление с художественной литературой) показали: у 64% детей низкий уровень знаний художественной литературы. Дети узнают художественные произведения только  с помощью наглядности, у них слабо сформирован интерес к книге.

    Актуальность опыта обусловлена тем, что приобщение детей к истокам народной культуры  не потеряло своего значения и в настоящее время.  Все виды и роды когда–либо существовавших, а также еще продолжающих существовать в народном быту непрофессионально созданных эпоса, лирики и драмы в совокупности и образуют то, что именуется устным народным творчеством или фольклором в переводе означающего «народная мудрость, народное значение».

    В литературах всех народов мира народное творчество было почвой, на которой возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество. Народное творчество как искусство творится по особым законам, существенно рознящимся от законов литературного творчества. Историзм и народность - приоритет народного фольклора.

    В любом  даже самом маленьком произведении: потешка, песня, загадка, поговорка, пословица, считалка или сказка  высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. Устное народное творчество выражает вкусы, склонности, интересы народа, отражает народные черты. Поэтому фольклорные произведения и называют народными – они действительно отражают художественные потребности народа.

    Устное народное творчество для детей не исключение из общего правила. Малые фольклорные формы – прибаутки, потешки, небылицы, стихи, сказки, считалки, загадки подчинялись общим закономерностям произведений народного эпоса, высоко совершенны и доступны восприятию дошкольников, что сделало фольклор важным средством воспитания и обучения дошкольников.

    Детский народный фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представляет героические эпосы, сказки, многочисленные произведения малых жанров, попевки, потешки, приговорки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

    Польза малых поэтических жанров очевидна. Вместе с тем, до последнего времени оставалось догадкой активизирующее воздействие народного творчества на ребенка с первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагивающего рубеж раннего периода детства.

    Народное поэтическое слово предназначено детям, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и свою заботу, красоту, силу, сметливый ум. Светлое отношение к детству звучит в подтексте потешек, произведений, т. к.  они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: народное творчество для детей – народная дидактика, школа материнства.

    В потешках, песенках, стихах, считалках отражена сущность детства: видеть мир таким, каким он представляется перед взором ребенка. Устное народное творчество – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, восприятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра. Простота  народного творчества не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

    Отсюда возникает противоречие между увеличением числа детей младшего дошкольного возраста с недостаточным развитием речевой активности  и необходимостью проведения эффективной работы по использованию устного народного творчества для развития речи детей данного возраста.

    Ведущая педагогическая идея опыта.

    Основная идея педагогического опыта  заключается в поиске форм, методов и приемов   организации работы в рамках образовательного процесса  по ознакомлению детей с задержкой психического развития с устным народным творчеством. Охарактеризовать сущность устного народного творчества  и его влияние на ознакомление с художественной литературой детей с задержкой психического развития.

    Длительность работы над опытом. 

    Проведение опыта по разрешению противоречия между необходимостью повышать активную речь с помощью использования устного народного творчества в повседневной и игровой деятельности рассчитано на три года с 2012 по 2015г.

            I этап – начальный (констатирующий) 2012-2013г.

            Цель: выявить уровень  активной речи у детей с задержкой психического развития, спланировать последовательную работу с учетом первичной диагностики.

            II этап – основной (формирующий) 2013-2014г.

            Цель: развивать активную речь, применять возможности устного народного творчества. Формировать интерес к художественному слову.

            III этап– заключительный (контрольный) 2014-2015г.

            Цель: выявить уровень сформированности речи у детей с задержкой психического развития.

            Работа над опытом определяет основные направления и задачи по данной теме, а так же план действий и поэтапную их организацию.

    Диапазон опыта.         

    Диапазон опыта представляет целостную систему работы, где раскрываются цель и задачи в значении фольклора на развитие речевой активности детей с задержкой психического развития, раскрыта связь с другими образовательными областями образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении, оцениваются знания  детей в речевом развитии, разработан перспективно-тематический план. А так же характеризуются  формы и методы работы в поэтапном накоплении определенного объема знаний и навыков. Приводятся приемы использования педагогических технологий, развивающие игры, образцы наглядно-дидактических пособий и игр, используемых в процессе обучения.

    Теоретическая база опыта.         

    В основе опыта лежат идеи изучения сущности влияния устного народного творчества на речевое развитие детей следующими учеными: О.С. Ушаковой, А.Н. Гвоздевым, В.В. Гербовой, Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина и др.

    В отечественной педагогике можно встретить много определений на влияние устного народного творчества для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста, хотя сущность их одна и та же.

    Вот, что писал о силе слова К.Д. Ушинский: « Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия философские воздействия, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ? В этих словах великого педагога указан не только, ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку – учителю», который, не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому – то недосягаемо облегчающему методу» [4, 25].

    В.А.Сухомлинский считал, что потешки, песенки, сказки являются незаменимым средством пробуждения познавательной и речевой активности ребенка [28, 52].

    Высоко оценивая воспитательную роль народного творчества, К.Д.Ушинский отмечал, что оно является первой блестящей попытками русской народной педагогики, а народ создавший их великим педагогом.

    Столетиями народ сохранял и по крупицам собирал все ценное, что может быть полезно в воспитании детей, и передавал из поколения в поколение веселые, печальные песенки, прибаутки, хитрые загадки, мудрые пословицы, считалки, говорившие на распев под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, бытовые, волшебные и смешные сказки [22, 13]

    По данным фольклориста Г.С.Виноградова весь детский фольклор вызван к жизни исключительно педагогическими надобностями народа, с помощью русского народного творчества не только передаются представление народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, Родине, но и решаются задачи развития ребенка [5, 43].

    Требования Федерального государственного стандарта к содержанию программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» являются важной задачей и средством развития речи знакомство детей с художественной литературой и народным творчеством. Использованию народного творчества, художественного слова в развитии детей уделяется большое внимание в современной методической литературе. Выделяется акцент на некоторых основных задачах:

    1. Воспитание у детей интереса к художественному слову.
    2. Развитие эмоционального отклика при восприятии художественного материала.
    3. Содействие формированию умения ребенка вслушиваться в речь взрослого, запоминать слышимое.
    4. Воспитание интонационной выразительности речи детей.
    5. Содействие запоминанию и чтению наизусть потешек и небольших стихотворений.
    6. Развитие элементов творчества, инициативы: с помощью воспитателя участвовать в инсценировке и драматизации простых народных сказок.

    Все задачи по развитию речи детей решаются не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных процессах.

    Таким образом, знакомство  с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка.

    Новизна опыта.        

    Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

    Характеристики условий, в которых возможно применение данного опыта. Материалы опыта могут быть использованы в различных образовательных учреждениях с детьми разных возрастных групп при организации НОД, образовательной деятельности в режимных моментах и при организации самостоятельной деятельности детей.


    РАЗДЕЛ II. Технология описания опыта.

            Цель опыта:  использование  устного  народного творчества для развития речевой активности детей с задержкой психического развития.

    Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:   

    1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать влияние устного народного творчества на развитие речевой активности детей с задержкой психического развития,

    2. Раскрыть значение фольклора для развития речевой активности детей с задержкой психического развития.

    3. Проанализировать задачи по ознакомлению детей с задержкой психического развития с устным народным творчеством,

    4. Описать диагностику развития речевой активности детей с задержкой психического развития в ходе использования устного народного творчества.

            Для достижения цели были намечены этапы работы:

            1. Активно применять возможности устного народного творчества в развитии речевой активности детей с задержкой психического развития.

            2. Разработать серию занятий по развитию речевой активности детей с задержкой психического развития.

    3. Способствовать усвоению знаний детей, о возможностях творческого решения поставленных перед ними задач.   

    4. Изучить специальную литературу, характеризующие особенности развития детей с задержкой психического развития, опыт педагогов, работающих по данной проблеме.

    5. Наблюдать  за  развитием речевой  активности  детей с задержкой психического развития, беседы с воспитателями, беседы с детьми, анкетирование, тестирование родителей.

    Перед началом воспитательно-образовательного процесса мы провели педагогическую диагностику с целью выявления особенностей развития речевой активности детей с задержкой психического развития.

    Данные диагностики показали следующие результаты:

    В группе 12% детей с высоким уровнем речевой активности. Дети понимают речь и свободно пользуются простыми предложениями в разговоре, в основном правильно их оформляют. Активны в речевом общении с воспитателем, детьми, инициативны в речевых контактах.

    35% детей показали средний уровень речевой активности. Эти дети легко понимают речь. Отвечают предложениями, но затрудняются в их оформлении, часто используют жесты, слова-заменители. Охотно вступают в речевые контакты с воспитателем  и близкими людьми.

    С низким уровнем речевой активности 53% детей. Эти дети лучше понимают речь связанную с наглядностью, требуют повторения обращенной к нему речи. Отвечают в общении преимущественно жестом, использует упрощенные слова и слова-заменители. В речевой контакт, вступают с трудом.

    На основе полученных результатов диагностики (приложение №7) была намечена и проведена практическая работа, т.е. осуществлена с использованием устного народного творчества для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

    Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми.

    Произведения народного творчества отражают доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей младшего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки подбирались соответственно уровню речевой активности детей. Системный подход к разработке и подбору  текстов предлагался в следующих вариантах:

    ─ отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека;

    ─ ознакомляющие с домашними животными, имитирующими действия человека и его виды деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая);

    ─ знакомящие с дикими животными, имитирующими действия человека;

    ─ олицетворяющие природу;

    ─ олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействия «больших» и «маленьких»;

    ─ построенные на парадоксе – потешке-небыличке;

    ─ раскрывающие или олицетворяющие нравственно-этические категории;

    ─ имеющие прямое обращение к ребенку по имени;

    ─ имитирующие музыкальные звуки (инструменты), а также тексты сочетающиеся с пляской и хороводными играми.

    Этот перечень охватывает все стороны жизни человеческого бытия, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, и в первую очередь общения со взрослыми.

    Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего возраста принцип наглядности. Использовались наглядные средства (игрушки,  картинки, пособия), с помощью которых создавалась развернутая картина действий и результата.  

    Определены формы организации работы с дошкольниками:

    •  подгрупповые;
    •  индивидуальные;
    •  игры и игровые упражнения.

    В непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми младшего возраста перед автором опыта были поставлены следующие задачи:

    •  научить детей слушать и понимать обогащенную и обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью;
    •  развитие активной речи;
    •  ознакомление с окружающим и формирования словаря;
    •  приобщение к художественной литературе.          

    В младшей группе в ходе непосредственно образовательной деятельности,  кроме ведущей задачи, решается еще несколько задач развития речи. Например, параллельно с решением основной задачи – познакомить детей с потешкой, педагог упражняла их в выразительном чтении стихотворных строк; отрабатывали четкое и правильное произношение звукоподражательных слов. В воспитательном процессе большое место занимали игровые обучающие ситуации, состоящие из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению какой-то одной задачи. Эти задачи решались на различном программном материале. Продуктивны самые разнообразные варианты: повторное рассказывание сказки и упражнение по воспитанию звуковой культуры речи; рассматривание картины и чтение стихотворения; рассказывание без показа и дидактическая игра.

    Словарная работа в непосредственно образовательной деятельности – неотъемлемая часть по развитию речи и художественной литературе, как цель и как соответствующие задачи.

    К приемам активизации словаря относятся следующие вопросы: о предметах детям задавались вопросы как в простой форме: «Кто?», «Что?», так и в более сложной: «Во что одет?», «Что везет?», «Кому и что шьет?», «Чем чистит?».

    Детям задавались вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент, но и действиях, совершенных ранее или которые будут совершены. Это помогало детям усвоить взаимосвязь и последовательность действий. Дети начинали активнее пользоваться фразовой речью. Когда пытались задуматься над вопросами причинно – следственного характера: «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». Хотя вопросы причинно – следственного характера трудны для детей этого возраста, тем не менее следует использовать их чаще, помня о том,  что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем научился отражать их в речи.    Использовались дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает, мяукает), что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывали, что изменилось. («Катя спряталась за домик»; «Выросло много грибов»; «Убежал далеко»). При проведении подобных упражнений использовались разнообразные картинки, предметы, игрушки.

    Договаривание детьми слов – этот прием использовался при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы.

    Ознакомление с произведениями художественной литературой детей младшего возраста особое место занимают народные сказки, песенки, потешки, стихи. Многие народные песенки и авторские стихотворения отвечают потребностям маленьких детей в игре. Короткие сказки рассказывала два раза подряд. Это не утомляло детей, поскольку мы обеспечивали их активность во время слушания: помогали выполнять имитационные движения, использовали разнообразные наглядные пособия. Наибольший эффект достигался, при сочетании рассказа с показом фигурок настольного театра.

    Восприятие некоторых сказок происходило успешнее, если проводилась предварительная подготовка. Перед тем как рассказать сказку «Козлятки и волк» показывала иллюстрации и характеризовали животных: «козлятки маленькие, волк большой, страшный». Дети узнавали и запоминали, что коза уходила «есть травку шелковую, пить воду студеную», а за тем предлагали послушать сказку про козу, умных и послушных маленьких козлят и страшного, большого, злого волка. При повторном чтении дети с удовольствием договаривали фразы, имитировали голоса и поведение животных (крякают; мычат; бодаются, как телята; ловят хвостики, как котята и т. д.).

    Повторное чтение организовывалось по-разному:

    ─ использовать те же приемы и наглядный материал, что и при первом чтении;

    ─ читать произведение, не прибегая к наглядности;

    ─ использовать дополнительный наглядный материал;

    ─ вставлять в текст имена присутствующих при чтении детей.

    Автором опыта предусматривалась целенаправленная работа по рассматриванию с детьми рисунков к знакомым произведениям. Побуждали детей младшего дошкольного возраста к выбору понравившегося рисунка. Дети

    самостоятельно рассматривали иллюстрации, мы побуждали определить, что это за сказка, рассказ, стихотворение, о чем она:

    ─  показывали предметы, о которых упоминается в сказке и которые дети не знают, называли, объясняли назначение;

    ─ задавали  вопросы;

    ─ рассматривали иллюстрации;

    ─демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои сказки, различные эпизоды;

    ─ словесные зарисовки.      

    В младшей возрастной группе реализация программных задач по воспитанию звуковой культуры речи осуществлялась в ходе дидактических игр (Приложение 3)  и упражнений, являющихся частью очень многих занятий. У детей целенаправленно развивали слуховое восприятие, являющееся важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию дети овладевали умением слышать и дифференцировать звуки и звукоподражания, различали громкость и скорость их произнесения. Большая часть игр и упражнений посвящалась уточнению и закреплению правильного произношения звуков. При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков одновременно отрабатывалась дикция. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов. Сначала дети произносили изолированный звук и не сложные звукосочетания. При этом в качестве речевого материала чаще всего использовали звукоподражания. Голосовой аппарат у детей этого возраста, еще не достаточно окреп, дети не всегда могли правильно им пользоваться,  часто говорили тихо или не умели говорить шепотом. В качестве подготовительных упражнений для развития голосового аппарата давались задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Подобные задания подготавливали детей к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности. Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывали при проговаривании детьми потешек, при драматизации отрывков из сказок.

    Промежуточная диагностика показала положительную динамику в активизации речевого развития в усвоении устного народного творчества. Количество детей с высоким уровнем развития повысилось до 24%, со средним уровнем – до 41%, с низким уменьшилось до 35%.

    Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности. В случае быстрого утомления, предусмотреть смену деятельности.

    Планируя дальнейшую педагогическую деятельность, перед нами стояла задача проследить связь устного народного творчества с другими образовательными областями, что позволяет обеспечить разностороннее развитие дошкольников в игровой деятельности в соответствии с требованиями Федеральных государственных требований.

    Автор опыта разработала перспективный план (Приложение №1), где предусматривается использование дидактических игр различного содержания (Приложение №3), использование народных игр  (Приложение №4).

    Дети данной возрастной  группы с удовольствием работали в ходе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Перед занятием проводили предварительную работу. За 1-2 дня до занятия с детьми рассматривали иллюстрации к сказкам, загадывали загадки, читали стихотворения, проводили дидактические и подвижные игры. На занятиях по художественной литературе дети внимательно слушали рассказывание или чтение взрослого, запоминали и узнали знакомые произведения при повторном чтении, узнали героев сказки, рассказа, стихотворения в иллюстрациях и игрушках, запоминали строки стихов, тексты произведений малых форм.

    Широко использовался фольклор в течение дня во всех видах деятельности. Находили свое место потешки, песни при ознакомлении детей с природным миром: о временах года, растениях, о явлениях природы. Детям еще недоступно осознание смены времени года с погодными явлениями. Взаимосвязь между явлениями природы возникает чисто зрительно. Однако олицетворение природы, наделенное ее человеческими чертами, помогает детям выстраивать видимые явления в ряд. Дети  осваивали характерные, наиболее доступные их пониманию особенности живой и неживой природы. На прогулке, рассматривая с детьми березу, предлагалось спеть песенку: «Во поле березка стояла…», или прочитать потешку: «Привяжу я козлика к белой березке…».

    Детям загадывали загадки о временах года. Педагог предлагал такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, что бы ребенок быстро разгадал загадку, а в том,  что бы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.

    При работе с загадками на стол выставлялись фигуры животных, например петуха, лошади. Для каждой фигуры животного подобрана своя загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка»; «Грива на шее волной, сзади хвост трубой». Такая форма работы с загадками не вызывала у ребенка затруднений, так как перед глазами находились загадываемые предметы. Затем загадывали детям загадки про эти игрушки, но сложней по содержанию. Так у детей развивалась память, образное мышление, формировалась устная речь. Дети не только учились загадывать, но и отгадывать загадки,  у них развивалась наблюдательность, общительность, эмоциональная отзывчивость на разные явления природы и окружающую действительность.

    Дети  увидели отношение человека к животному, они еще не понимают, но эмоционально чувствовали общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому: «Уж как я свою коровушку люблю, свежей травкой я Буренушку кормлю…». Для успешного воспитания у детей доброго, ласкового, бережного, гуманного отношения ко всему живому, рассказывали о персонажах, об их особенностях. Объясняли значение образных слов, фраз, которые дети слышали из знакомых потешек, песенок (совушка-сова, коза рогатая, коровушка-матушка, курочка-хохлаточка, курочка-пеструшечка и другие).

    В непосредственно образовательной деятельности устное народное творчество сочетается с наглядностью. Для активизации самостоятельной деятельности детей в группе оформлены литературные центры. Использовались большие мягкие игрушки, матрешки, яркие предметы быта: ложки, горшок, сундук, полотенца расписные, балалайку, погремушки и иллюстрации. Разыгрывали игровые ситуации, инсценировали отрывки из сказок, присутствовали сюрпризные моменты (сказочные герои) в сопровождении музыки. Автором опыта  эффективно использовался  прием  «дорисуй» или «долепи», например: петушку – хвостик, зайчику – ушки, колобку – дорожку. Рисование проводилось в нетрадиционной форме: тычком, пальчиком, жатой бумагой, губкой.

    Для активной самостоятельной деятельности детей, были использованы авторские дидактические игры, которые различались по содержанию, познавательной деятельности, развитием речевых навыков детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям дете. Например: «Кто помог зайчику?», «Кто помог деду репку тянуть?».

    Условно можно выделить несколько типов дидактических игр:

    •  игры-путешествия, например: «Кого встретил зайчик?», «Путешествие с колобком»;
    •  игры-предложения, например: «Прочитай потешку», «Расскажи сказку»;
    •  игры-беседы, например: «Кто лишний?», «С какой сказки герой?».

    На практике  часто  использовали указанные игры  в «чистом» виде или в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и другими. Главное условие проведения игр – эмоциональный тон, комфортная атмосфера.  Дети играли, радовались, педагог   старалась чаще их хвалить, поощрять жестами, словами, улыбкой,  создавала условия, в которых дети чувствовали себя раскованными и свободными, испытывали  положительные эмоции. В качестве методического приема лучше использовались игры, которые позволяли создать ситуацию, в которой ребенок не может «отмалчиваться». Это мимические и игры-инсценировки (подражание животным, птицам).

    Успешно, с детьми младшего дошкольного возраста, были использованы игры-забавы, которые насыщены сюжетом и ритмическим рисунком. Тексты легко запоминались детьми, элементы юмора способствовали снятию телесного напряжения, создавали благоприятный эмоциональный фон, например: «Зайка, зайка, скок-скок-скок! За  кусток и молчок». На основании эмоциональных ответных реакций в виде улыбок, радостного возгласа, общего оживления, можно было судить о том, как ребенок осмысливает содержание игры. Они помогали  развивать у детей внимание, мышление, память, речь. Не обязательно каждый раз предлагать детям новые игры, очень хорошо, когда у них появляются любимые игры с хорошо знакомыми правилами и текстом, например: игра-забава « На улице», дети любят хором произносить: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха».

    Учитывая тот факт, что развитие речевой активности детей занимает  одно из ведущих мест, в работе мы активно использовали пословицы и поговорки,  образцы русской речи.

    Они наделены  сравнениями, яркими эпитетами, поэтичны, образны, в них много олицетворений, мелких определений, легко воспринимаются и запоминаются детьми. Пословицы и поговорки эмоционально воздействовали на детей, вызывали добрые чувства, ласковые улыбки и смех.

     Также использовали пословицы и поговорки в любой ситуации. Когда дети кушали, кто-то из детей отвлекался разговорами, произносили например: «Кто кушает – никого не слушает». Во время мытья рук, когда кто-то из детей быстро и плохо помыл руки, особенно в летнее время, когда дети много времени проводят на улице: работают, играют в песке, произносили: «Тише едешь – дальше будешь», разъяснялся детям смысл пословицы: лучше мыть руки тихо, спокойно, чтобы они были чистыми. Во время одевания на улицу или после сна кто-то из детей неправильно надел рубашку, шапку, шорты, юбку, мы использовали пословицу: «Поспешишь, людей насмешишь» напоминали детям об этом.

    Используя пословицу: «Играй, играй, да дело знай» мы подсказывали, что после игр надо убирать игрушки. А когда все игрушки убраны, звучала пословица: «Сделал дело, гуляй смело!», и указывали на то, что можно заняться другим делом, например: рисовать, лепить сказочных героев. Нами эффективно были использованы пословицы и поговорки во время прогулки, они помогали детям лучше понять различные явления, события. Наблюдая за красотой весенней природы, мы отмечали: «Весна красна цветами, а осень – пирогами». Мы объясняли детям, что осенью много плодов, дети вспоминают, какие овощи и фрукты они кушали – это и есть плоды осени.

    Из собственных наблюдений дети замечали: «Апрель с водой – май с травой», «Много снега – много хлеба», «Береги нос в большой мороз». Такие пословицы и поговорки, употребленные и к месту, и не требуют разъяснения. Пословицы и поговорки  применялись и в трудовой деятельности детей. Бывает так, что кто-то из детей отказывается от работы и шутливая прибаутка, пословица точно выражает огорчения взрослого, ставит ребенка перед выбором формы поведения, например: «Люди пахать, а он руками махать». Если ребенок желал поучаствовать в работе, желал помочь педагогу и детям, его подбадривали радостной улыбкой и пословицей: «Не для того руки даны, чтоб болтались» или «Кто труда не боится, того и лень сторонится».

    Нами эффективно были использованы иллюстрации, чтобы дети могли запомнить новую пословицу или поговорку, рассматривая иллюстрацию, на которой девочка сидит у окна и скучает, детей знакомили с пословицей: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Дети быстро запоминали пословицы и в следующий раз, рассматривая иллюстрации, сами произносили

    соответствующую по смыслу пословицу, например: «Растение - земли украшение», «Без труда не вытащить рыбку из пруда», «Поскорее подрастай, да к работе поспевай». Постепенно у детей формировалось понятие о пословицах и поговорках, обогащалась эмоционально выразительная речь.

     Успешно использовались русские народные игры, которые являются источником радостных эмоций, обладающие великой воспитательной силой. Радость движений так же сочетается с нравственными качествами. Детям предлагались игры: «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и другие. Целесообразно были  использованы яркие атрибуты: солнышко, ведерки, ягоды, грибы, зонтик и другие. Обучали детей не только собирать грибы или ягоды, но и реагировать на звуковые сигналы. Детей мы обучали активно и самостоятельно включаться в процесс игры, контролировалась дозировка физической нагрузки, точность движений, которые  соответствовали правилам игры. При необходимости во время игры мы делали краткие указания, регулируя эмоциональное настроение.

    Целесообразное использование народных игр способствовало заряду бодрости и теплоты с выполнением определенных движений (бег, прыжки, метание, лазание, ползание) оказывало положительное влияние на физическое воспитание и укрепление здоровья детей. Народные игры  помогали развивать у детей умение постоять за друга, выручить из беды, формировалась потребность подражать хорошим поступкам и осуждать плохие. Тексты игр легко запоминались детьми и создавали благоприятный эмоциональный фон, расширился словарный запас, речь стала эмоционально выразительной.

    С родителями проводили беседы, анкетирование, консультации (Приложение №6), которые позволяли определить социальный статус семьи и тематику взаимодействия с различными категориями родителей. Формировали их активную позицию в отношении воспитания, развития своего ребенка, преодоления равнодушия к деятельности в дошкольном учреждении. С этой целью в уголке для родителей мы, разместили информацию от педагогов. В папке – передвижке «Учите вместе с нами» поместили песни, стихи, потешки, которые разучиваются в детском саду, родители могут их повторить дома со своими детьми.

    РАЗДЕЛ III.

     Результативность опыта.

    Опыт работы показал, что использование устного народного творчества позволяет добиваться высоких стабильных результатов уровня развития речевой активности детей и реализации поставленных задач. Дети активны, общительны, внимательны друг к другу. Они умеют внимательно слушать и понимать художественное слово, эмоционально откликаются на радость и неудачи персонажей, воспринимают образные выражения и эпитеты. Дети выразительно читают потешки, поют песенки, загадывают и отгадывают загадки, знают сказки.

    За три года проведения опыта установили, что использование устного народного творчества, у детей значительно расширился кругозор, они стали лучше понимать смысловое содержание текста, стали осмысленно рассказывать знакомые стихи, потешки, песенки, загадки в игровой и трудовой деятельности.

    Значительно обогатился словарный запас, дети эмоционально прослушают произведение народного творчества, изъявляют желание самостоятельно рассказывать стихи, потешки, сказки.

    Итоговая диагностика в первой младшей группе с использованием диагностического инструментария программы «Кроха» под редакцией Г.Г.  по разделу «Активная речь» выявила:

    низкий уровень – 12% детей

    средний уровень – 59%

    высокий уровень – 29% детей.

            Стабильная систематическая работа в данном направлении дала положительные результаты в работе с детьми. Это было связано с использованием устного народного творчества, что позволило добиться высоких результатов уровня развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

     

    Сравнив диагностические результаты, мы видим значительный рост уровня знаний.

    Практический опыт работы показал, устное народное творчество позволяет добиваться высоких результатов уровня речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

    Таким образом, мы считаем, что опыт по влиянию устного народного творчества на развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста прошел успешно и его применение  в группе младшего возраста дает желаемый результат в речевом развитии детей.  


    Библиографический список

    1. Аникина, В.П.  Жизнь человека в русском фольклоре  / В.П. Аникина. – М.: Просвещение, 1991. – 589с.

    2. Аралова, М.А. Игры с детьми 3-4 лет  / М.А. Аралова. – М.: Просвящение, 2008. – 128с.

    3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет  / А.Н. Арушанова. – М.: Просвещение, 1999. – 310с.

    4. Байчук, И.А, Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством  / И.А. Байчук. - СПб.: Знание, 2009. – 224с.

    5. Бударина, Т.А, Знакомство детей с русским народным творчеством / Т.А.Бударина. – СПб.: Знание, 2001. – 152с.

    6. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса  / Т.М. Бондаренко. – Воронеж.: МарТ, 2010. – 176с.

    7. Бахметьева, Т.Т  Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.Т. Бахметьева. – М.: Просвещение, 2000. – 186с.

    8. Винникова, Г.И. Занятия с детьми 3-4 лет  / Г.И. Винникова. – М.: Просещение, 2010. – 128с.

    9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада   / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2010. – 112с.

    10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада   / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2009. – 96с.

    11. Давидчук, А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей с 3-5 лет  / А.Н. Давидчук. – М.: Просвещение, 2000. – 319с.

    12. Ельцова, О.М. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении / О.М. Ельцова.  – Ростов Н/Д.: МарТ,  2003. – 160с.

    13. Ельцова, О.М,  Педагогическая диагностика – основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса  / О.М. Ельцова. – СПб.: Знание,  

    2010. – 160с.

    14. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний дошкольный возраст)  / Н.С. Карпинская. – М.: Просвещение, 1972. – 280с.

    15. Князева, О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.А. Князева. – СПб.: Знание, 1999. – 432с.

    16. Ладыженская, Т.А. Устная народная речь как средство и предмет обучения  / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1998. – 219с.

    17. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2002. – 315с.  

    18. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В. Лунина. – М.: СЛГ, 2005. – 186с.

    19. Малетина, Н.С. Развитие речевого общения дошкольников  / Н.С. Малетина. – Нижневартовск.: Лист,  2003. – 189с.


    Приложение

    1. Приложение  №1 – Перспективный план по устному народному творчеству
    2. Приложение №2 – Конспекты непосредственно образовательной деятельности.
    3. Приложение №3 Дидактические игры.
    4. Приложение №4 Народные подвижные игры
    5. Приложение №5 Потешки  на режимные моменты.
    6. Приложение №6 Работа с родителями.
    7. Приложение №7 Мониторинг диагностических карт речевого развития детей младшего дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"

    Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал  - модели для составления загадок из всем известной метод...

    Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

    Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

    Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»

    Задачи реализации  Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...

    Презентация "Система коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития"

    Задача всех специалистов выявить детей такой категории и помочь им. В начале учебного года все специалисты ДОУ проводят наблюдение за индивидуальным развитием всех поступающих детей. Результаты наблюд...