Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебница Зима» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет. (Образовательные области: «Познавательн
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в зимней  природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира с применением  мнемотехники и нетрадиционного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_ood.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной  образовательной деятельности

 по развитию речи с использованием  тренажера - перчаток «Умнички».

Тема: «Волшебница Зима»

для детей с задержкой психического

развития в возрасте 5-7 лет.

(Образовательные области:  «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»).

                                                       Выполнил:

                                                                        учитель - дефектолог

                                                                                   Якунина Наталья Павловна.

г. Туймазы.

Цель: Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в зимней  природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира с применением  мнемотехники и нетрадиционного оборудования.

Коррекционно – образовательные  задачи:

- формировать связную речь  используя  художественное слово в виде мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемоквадратов;

- уточнять и расширять знания детей о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе;

- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (зима) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

- развивать словарный запас -  называть отличительные признаки зимы, используя мнемотехническую таблицу;

- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ о зиме;

- совершенствовать навык образования относительных прилагательных;

- совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

- создавать положительный эмоциональный фон в общении с природой, используя художественное слово, музыку, фольклор;

Коррекционно – развивающие задачи:

- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

- формировать умение соотносить знаковые символы с образом;

- улучшать общую моторику и координацию движений;

- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

- продолжать учить составлять рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями;

- совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа;

Коррекционно - речевые:

- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;

- активизировать словарь: снегопад, заморозки, вьюга, ненастье, непогода, заносы, осадки, облачность, зимующие;

- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;

- развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые стихи по мнемотаблице;

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать желание наблюдать за красотой  зимней природы;

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным;

- воспитывать эстетический вкус и прививать любовь к природе;

- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения;

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Оборудование: картинно-графические схемы признаков зимы (мнемотаблицы); магнитная доска, аудиозаписи музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Зима», листы бумаги, расчерченные на клетки; простые карандаши, картинки с признаками зимы, сюжетные картинки  для составления рассказов.

Нетрадиционное оборудование: Тренажер – перчатки «Умнички», синельная проволока, песочная терапия, элементы самомассажа, пальчиковый театр Тантамарески.

Предварительная работа: Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года»; беседы о зиме; чтение стихотворений о зиме Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина; дидактические игры в свободной деятельности, чтение загадок, пословиц про зиму, разучивание стихотворений о зимних  месяцах.

Ход непрерывной  образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Учитель – дефектолог: Приветствие.
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам, 
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Учитель – дефектолог:

Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем….

Дети: Зима.
Учитель – дефектолог:  Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка).
Белые, белые, снежные,
В форточку письма влетают,
Кружатся - тихие, нежные,
И тают, тают, тают

 Сюрпризный момент.
Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим. Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята!
Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края, и нравится ли вам зимушка-зима. 
Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».

Учитель – дефектолог:  Мы с удовольствием поиграем в игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?
Дети: Вот она.

Учитель – дефектолог: Отправляемся в наше путешествие. Надеваем наши волшебные перчатки, они нам помогут. (Идем по дорожке).
Речедвигательное упражнение: «Я мороза не боюсь».
Я мороза не боюсь,                                           (Шагаем.) 
С ним я крепко подружусь.                             (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз,                                   (Присели.)
Тронет руку, тронет нос                                  (Показали руку, нос.)
Значит надо не зевать,                                     (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и шагать.                               (Прыжки и шагаем.) 
Учитель – дефектолог: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!
1).Вот первое задание:
-Задам я вам сейчас вопросы,
Дать ответ на них не просто! 
Слушайте внимательно:
Снег на полях,
Лед на реках.
Ветер гуляет.
Когда это бывает?

Дети: Зимой.
Учитель – дефектолог: Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом. 
-Для чего природе зимой нужен снег?
-Из чего состоит снег? (из воды)
-А без чего деревья зимой погибнут?

Составление предложения по картинкам. Мнемодорожки «Приметы зимы».
Учитель – дефектолог: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. Давайте посмотрим следующее задание. Вы должны отгадать загадки о зиме и о животных. Слушайте внимательно. (На мольберте висят картинки. Каждый ответ на загадку дети указывают прищепкой, которую прицепляют к картинке.).
Эту зимнюю хозяйку,
Все боятся, даже зайка.
Не боится лишь апрель,
Снежно - белую      (Метель)

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.    (Заяц)

Учитель – дефектолог:  Почему заяц зимой меняет шубку?
Дети: Чтобы зайца не было видно на снегу.

Учитель – дефектолог:  Ребята, я знаю, что все вы очень любите сказки.

Назовите сказки, в которых встречается заяц?

Дети: Колобок, Рукавичка, Заюшкина избушка.

Учитель – дефектолог: Зимушка – зима очень хочет послушать сказку «Заюшкина избушка». Покажем?

Дети: Да.

Показ детьми сказки «Заюшкина избушка» с использованием  пальчиковых кукол Тантамаресок.

Учитель – дефектолог:  Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. Заглянем в сундук. Здесь следующее задание.
А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли, и они не погибли. Засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас она попросила укрыть елочку снегом. Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников, но вначале надо произнести волшебное зимнее заклинание.
Пальчиковая гимнастика: «Белая краска зимы».
Лягте, белые снега,                           (Руки в замок, вращательные движения.)
На леса и на поля,                             (Плавно опустить их через стороны вниз.)
Тропы застелите,                              (Руки – перед собой, плавно покачивать
Ветви опушите.                                ими вверх – вниз.)
На окошках, Дед Мороз,                 (Имитировать движение рисования кистью,
Разбросал хрустальных роз,            то левой, то правой рукой.)
Легкие виденья,                                 (Выброс пальчиками влево-вправо.)
Хитрые сплетенья.                             (Вверх-вниз.)
Учитель – дефектолог:   Занимайте свои места, и мы начнем наше волшебство.
(Рисуем снежинки с помощью кварцевого песка)
Учитель – дефектолог:    Молодцы, ребята. Справились с заданием. Посмотрите, какая снежная поляна у нас получилась.  

Учитель – дефектолог:   Зимой дети и взрослые иногда простужаются и болеют. Давайте вспомним  самомассаж лица, который помогает организму справиться с простудой.(Выполняется в перчатках – тренажерах)

Раз-два! Раз-два!                        (Выставление рук перед собой, ладошками вверх.)

Лепим мы снеговика.                 (Массажируем голову двумя руками.)

3 – 4! 3 – 4!                                  (Проводим пальцами всей руки по шее, сверху вниз.)

Нарисуем рот пошире,                (Надавливаем точки в уголках, внизу носа.)

5 - найдем морковь для носа.     (Массажируем кончик носа.)

Угольки найдем для глаз.           (Надавливаем точки по бровям от переносицы.)

6 – наденем шляпу косо             (Ребром ладони попеременно проводим к центру лба.)

Пусть смеется он у нас.

7 и 8! 7 и 8!                                   (Массажируем мочки ушей.)

Мы плясать его попросим!         (Открытой ладонью массажируем все ушные раковины.) 
Учитель – дефектолог:  Ребята, а эти картинки рассыпались на части.  (Высыпаю на стол частички разрезанных картинок). Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы).
 
Д/и: «Собери картинку».
Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Под музыку дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

Учитель – дефектолог:  Зимушка – зима просит детей помочь ей укутать елочки снежным покрывалом. Давайте сделаем снежинки из волшебной проволоки.
Подведение итогов:
Ну что же, посмотрите, какую работу все вместе проделали. Наши снежинки уже готовы. Возьмите свои снежинки, посмотрите какие они красивые и волшебные у нас получились. Давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и ей теперь будет тепло. Вот мы и помогли Зимушке-Зиме, укрыли ветки елочке, чтобы она перезимовали, а весной продолжала нас радовать. 
-Так для чего нужен снег зимой?
- Из чего состоит снег?
Учитель – дефектолог:   Идем за следующим заданием.
 Подойдите к сундуку. А сундук-то пустой. Ребята, какие мы с вами молодцы, все задания закончились! Мы справились с ними.
Сюрпризный момент:
Что-то здесь еще лежит, да это же для вас письмо. Как вы думаете от кого оно?
Дети: от Зимушки-зимы.
Учитель – дефектолог:  Правильно, она благодарит вас за помощь и не прощается с нами, а приглашает на прогулку!

«Зимой». Импровизация движений.
«Наконец пришла зима,                         (Дети разводят руки в стороны). 
Стали белыми дома,                               (Складывают руки домиком над головой). 
Снег на улице идёт,                                (Двигают руками сверху вниз). 
Дворник улицу метёт,                            (Имитируют). 
Мы катаемся на санках,                        (Приседают, руки вытягивают вперёд). 
Пишем на катке круги,                          (Руки закладывают за спину, медленно кружатся).
Ловко бегаем на лыжах,                        (Имитируют). 
И играем все в снежки.                         (Лепят и бросают снежки) .

        

Итог занятия.

Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии?
    - Что бывает только зимой? (Снегопад, мороз, снеговики.)

      -Что делали на занятии?

      -Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Грузовик»

Конспектнепрерывно-образовательной деятельностидля детей второй группы раннего возраста (2-3 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающе...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» для детей старшей группы....

Технологическая карта мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие в зимний лес» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Развивать умение составлять описательный рассказ по картинеПродолжать совершенствовать диалогическую речь детей, отвечать на вопросы полным предложением.Закрепить изолированное произнесение звука &laq...