Использование наглядного моделирования в коррекционно - речевой работе с детьми с диагнозом задержка психического развития
учебно-методический материал по развитию речи на тему


Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Алёнка»

пгт Кикнур Кировской области

Использование наглядного

моделирования в корреционно -  речевой работе  с детьми с диагназом задержка психического развития

                                                             Золотарева Елена Анатольевна

                                                                              учитель - дефектолог                                                                        

                                                                              Образование высшее  

                                                                              Стаж работы 3 года

                                                                              2 квалификационная категория

пгт Кикнур,2011

Оглавление:

  1.   Опыт работы «Использование наглядного моделирования в корреционно -  речевой работе  с детьми с диагнозом «задержка психического развития»…………………………………………………............................................................2

  1. Приложения…………………………………………………………………………..….7

Приложение 1 Результаты коррекционной работы по наглядному моделированию……….7

Приложение 2  Сценарий занятия «В гостях у Жихарки»……………………………………8

Приложение 3 Сценарий занятия беседы с детьми «Знаешь ли ты свои права?»………….10

Приложение 4  Шпаргалка для родителей……………………………………………………13

Приложение 5  Семинар – практикум «Коррекция речи с помощью дыхания и массажа……………………………………………………………………………………….…14

Приложение 6  Игры с использованием наглядного моделирования………………………17

Приложение 7  Поющие звуки. Фонетические сказки……………………………………….24

Приложение 8 Презентация мастер – класса « Речевое развитие детей с задержкой психического развития через использование наглядного моделирования в организованной образовательной деятельности»………………………………………………………………26

Приложение 9 Презентация опыта работы «Использование наглядного моделирования в корреционно -  речевой работе  с детьми с диагнозом «задержка психического развития»………………………………………………………………………………………..26

Библиографический список……………………………………………………………………27

Глава 1. Использование наглядного моделирования в корреционно -  речевой работе  с детьми с диагнозом «задержка психического развития»

В последнее время наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Отставание в развитии создает у ребёнка трудности в общении с окружающими, негативное отношение к любой деятельности. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей, и прежде всего детей с задержкой психического развития, следует рассматривать как психологическую и социальную проблему. Поиск наиболее эффективных методов коррекции дошкольника с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

В 2002 году в нашем дошкольном образовательном учреждении открылась группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. С 2009 года я работаю в этой группе учителем-дефектологом. Столкнувшись с проблемами в обучении детей, имеющих нарушения в развитии, я пришла к необходимости поиска эффективных вспомогательных средств, облегчающих, систематизирующих и направляющих процесс усвоения детьми нового материала.

Психологи Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, О.М.Дьяченко доказали возможность прямого развития детей с ЗПР при овладении действиями замещения и наглядного моделирования. Значимость моделирования неоднократно подчеркивалось и известным психологом Л.С. Выготским. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работы с ним. Т.А. Ткаченко

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), помогает научиться работать с ними.

Что даёт это метод?:

во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ЗПР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

 во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Это особенно актуально для детей, с которыми я работаю, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Я решила начать работу по использованию метода наглядного моделирования в организованной образовательной деятельности в разделе «Коммуникация». Это объяснимо тем, что язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Таким образом, цель своей деятельности я определила как  

 формирование произносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях у детей с диагнозом «задержка психического развития» средствами использования наглядного моделирования.

 Достижение её возможно через  решение следующих задач:

  • Формирования фонематического восприятия,
  • Обучения звуко – слоговому анализу слов,
  • Развития интонационной выразительности речи,
  • Совершенствования связной речи.

  Для успешной работы ориентировалась на следующие принципы:

- научности (соответствие содержания образования уровню развития современной науки);

- единство целей (цели каждой подструктуры тесно взаимосвязаны);

- гибкости (возможность адаптироваться в случае изменения условий);

-системности (возможность прогнозировать промежуточный и конечный результат);

-конкретности (в целях и задачах коррекционной деятельности);

-личностного подхода (содержание, формы и методы обучения соответствуют возрастным этапам и индивидуальным особенностям детей).

   Изучив опыт работы коллег по данному направлению с нормально развивающимися детьми, я выделила для себя 4 вида моделей, которые можно использовать при обучении дошкольников, имеющих проблемы в развитии

  • символы
  • графические схемы
  • мнемотаблицы
  • опорные таблицы

Независимо от вида модели определила для себя последовательность обучения моделированию:

- усвоение и анализ сенсорного материала;

- перевод его на символический язык;

- работа с моделью.

При использовании моделей в работе с дошкольниками соблюдаю следующие требования:

- модель вводится в обиход дошкольника при условии формирования  представлений о свойствах и признаках предмета;

- модель должна быть доступна в повседневной жизни;

- модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;

- одновременно можно использовать модели только одного вида;

- использование любых моделей возможно при условии развития у детей таких психических качеств как анализ и синтез.

    Первое направление «Формирование фонематического восприятия»

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

    В своей работе по использованию наглядного моделирования с детьми с задержкой психического развития выделяю несколько направлений:

Формирование фонематического восприятия - одно из наиболее сложных направлений работы, требующее поиска новых методических путей.

Моя задача, как дефектолога состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания.

Опираясь на опыт работы В.М. Акименко по применению моделей артикуляции звуков, я использую на занятиях знаки - символы артикуляции звуков. Это помогает мне обучить детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить и соотносить позицию звука в слове, знакомятся с гласными и согласными звуками при помощи графических символов, различают твердость и мягкость звука, выделяют ударный гласный.

При изучении звуков даю детям их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. Моделирование звуковой структуры слова происходит с помощью букв. Реализация данного навыка на начальной стадии обучения грамоте происходит в два этапа: сначала выполняется фонологическое структурирование звуковой стороны слова, то есть установление временной последовательности фонем, из которых оно состоит, а затем производится трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

С помощью моделей звуков ребенок дает характеристики разных звуков: гласный – согласный, согласный – звонкий и глухой, твердый и мягкий, учатся самостоятельно находить общее и различное  в артикуляции и характеристиках звуков.

Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смысло-различительные функции фонем. Данный вид анализа предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, связывание его с буквой. Основное значение – ввести ребенка в звуковую систему языка, научить устанавливать отношения между звуками, составляющими слово.

 Второе направление «Преодоление нарушение слоговой структуры слова»

   Второе  направление моей работы - коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Здесь я использую наряду с символами и графические схемы.       Они дали хорошие результаты в работе над преодолением нарушения слоговой структуры слов, при формировании лексико – грамматического строя речи, обучении связной речи, коррекции фонематического недоразвития и при подготовке детей к обучению грамоте. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Наглядное моделирование позволяет детям представить структуру слова, пользуясь заместителями слогов, определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой.

В коррекционной работе я выделила два этапа:

1 этап подготовительный. Его цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. На этом этапе ребенку предлагаются задания на вербальном и невербальном уровне с использованием  символов и графических схем:

- поднять карточку с соответствующими числовыми фигурами на предложенный ритм;

- воспроизвести долгие и короткие звуки с последующей записью ритмического рисунка символами;

- дифференцировать  пространственно – временные представления (начало, середина, конец; первый, последний).

2 этап  основной. На нём осуществляется непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. И здесь я также использую задания на моделирование:

- дети учатся с помощью  фишек выкладывать слоговую схему слов;

- делят слова на слоги с помощью хлопков и соотносят слова со слоговой схемой;

- раскладывают картинки под схемами слов;

- придумывают слова, соответствующие ритмическому рисунку на схеме.

У дошкольников формируются навыки анализа и синтеза слов, подбора слов к заданной модели или схеме. Дети учатся графически изображать звуки, слова, предложения.

Третье направление « «Обучение связной речи»

Следующее направление моей работы - обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Один из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С,Л, Рубинштейна, А,Н, Леушиной, Л,В, Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Применяя опыт Л.Н. Ефименко и Т. Ткаченко, на занятиях я использую опорные таблицы - схемы для составления описательных рассказов.   (схема несколько фото) Эти опорные таблицы представляют ребенку план рассказа о каком - либо предмете. В каждой ячейке схемы даются опорные картинки – подсказки. Такие схемы использую по лексическим темам, таким как «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Семья» и другие.

Схема по конкретной лексической теме является универсальной для любого предмета в её рамках.

Особое место в коррекционной работе по развитию речи с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это таблица, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с ней значительно сокращает время обучения  перессказыванию и составлению рассказов. Я придерживаюсь следующего порядка работы с мнемотаблицами:

  1. Рассматривается таблица и то, что на ней изображено.
  2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в конкретные образы.
  3. После перекодирования осуществляется пересказ содержания с опорой на символы.

Опорным в мнемотаблице является последовательное изображение символов, через которые идет осознание пересказываемого текста или процесса описания объекта.

Наглядное моделирование также использую в работе над всеми видами связного высказывания, будь то пересказ, составление рассказа по картине и серии картин или описательный рассказ.

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует  усвоению принципа замещения, т.е умения обозначать персонажей и атрибуты персонажей художественного произведения заместителями. Он помогает  овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет. Данный метод обеспечивает формированию умения создавать особый замысел и разворачивать  полный рассказ с различными деталями и событиями.

Использование схем при составлении описательных рассказов и пересказов заметно облегчает дошкольникам с ЗПР овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.

Вывод: Таким образом, трёхлетний опыт моей работы показал, что метод наглядного моделирования  - эффективное коррекционное средство . Об этом свидетельствуют результаты сравнительной диагностики, отражённой на слайде. Как видите, выполнение специальной коррекционной программы по разделу  «Коммуникация»  увеличилось с 65% до  84 %. Наблюдения за развитием детей показали, что знаково-символическая  деятельность:

  1. Позволяет ребёнку использовать все каналы восприятия (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических ощущений);
  2. Создаёт условия для более прочного усвоения информации; улучшает обратную связь между восприятием и практическим усвоением всех компонентов языковой системы;
  3. Способствует развитию наглядно-образного и логического мышления; способствует развитию творческой и познавательной активности дошкольников;
  4. Развивает способность мысленно-практического экспериментирования;
  5. Создаёт ситуацию успеха в деятельности;
  6. Расширяет поле готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

Я считаю, что описанная мною инновационная деятельность внесла весомый вклад в разностороннее развитие детей, их успешную социальную адаптацию, повышения уровня их воспитанности. По итогам районного конкурса «Дошкольная группа года 2010» наша группа компенсирующей направленности заняла первое место.

Описанный мною опыт обобщён на областном уровне. В декабре 2011 года я стала призёром областного конкурса на лучший сценарий занятия (игры) «Через игру – к правовому воспитанию».

Учитывая положительные результаты использования наглядного моделирования для формирования произносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, в дальнейшем планирую использовать метод моделирования и при обучении детей формированию элементарных математических представлений в образовательной области «Познание».


                                                                                                                                                                            Приложение 1                                                                                          

Результаты коррекционной работы по наглядному моделированию


 

   

Библиографический список

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей. / Т.В. Александрова – СПб.: «Детстство – ПРЕСС», 2005
  2. Бардышева Т.Ю. Как много вам хочу сказать … Описание по опорной таблице Издательский дом журнал «Карапуз», 2001
  3. Белка песенки поет да ореш…  Издательский дом журнал «Карапуз», 2003
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно /О.С. Гомзяк – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию речи /О.С.Гомзяк- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
  6. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / сост. О.Е. Громова – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008
  7. Картушина М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004
  8. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки  /Е.А. Кодолбенко М.: ТЦ, 2011
  9. Омельченко Л.В.    Использование приемов мнемотехники в развитии. // Логопед 2008 № 4
  10. Сазонова  Л.В. Игровые приемы автоматизации звуков в слогах. // Логопед 2009 №4
  11. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко – СПб.: КАРО, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Основ...

творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития

«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития     ...

Форма работы с детьми, имеющих диагноз: «Задержка речевого развития (ЗРР)"

  При задержке речевого развития детей   особое место в активизации речи занимают сюжетные игры.  Предлагаю вашему вниманию  варианты таких  игр:   Сюжет...

"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"

   “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...

«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений. Основ...

Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР.

В статье расказывается об использовании метода наглядного моделирования в работе с детьми ТНР....