творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"
материал по теме

Дяглева Лилия Каюмовна

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Каменского. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. В данной работе описаны основные моменты применения наглядного моделирования в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский РБ

Стаж работы в должности: 16 лет

Стаж работы в учреждении: 31 год

Имеющаяся категория: нет

Запрашиваемая категория: первая

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Дяглевой Лилии Каюмовны

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

г.Октябрьский, РБ

2014г.

Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. Знания, умения и навыки в системе развивающего образования не должны быть самоцелью, а, прежде всего это формирование личности ребенка через различные виды деятельности, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставление широкого выбора видов деятельности, то есть опора на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности.

Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый "этаж", занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом "этаже" формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему "этажу", но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный "нижний этаж" - плохая опора для следующего.

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников – метод наглядного моделирования.
         Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Каменского. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
 Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г).

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Во время непосредственно образовательной деятельности в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1. Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для наших детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В связи с вышеизложенным, я выбрала следующее направление работы «Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста».

Целью моей работы является обучение воспитанников способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку присваивать социокультурный опыт, представленный в виде моделей, знаков и символов.

Задачи:

1. формировать умение ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования;

2. способствовать переходу от предметно- практических к образно-символическим действиям;

3.формировать умение раскрывать важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней.

4.формировать обобщённые представления и элементарные понятия об окружающем мире, труде и т.д.

5. повышать интерес к познавательной деятельности;

6. развивать логическое, образное мышление, память, внимание;

7. совершенствовать устную речь детей.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.  

Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещениями объектов в игре, в формировании природоведческих знаний, в процессе усвоения речи и т.д.  Период дошкольного детства часто называют временем символизма, т.к. логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.

         Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции  (Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.), формировании  представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф.Гаркушина), в конструировании (Л.А.Парамонова).

Первым этапом становления знаково-символической деятельности является замещение, оно развивается на протяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. По мере освоения ребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы. В этих формах деятельности ребенок осваивает разные алфавиты и синтаксисы, если пользоваться терминологией знаковых систем (Н.Г. Салминой), и они сами становятся предметом анализа. Одно и тоже содержание ребенок научается выражать на разных языках - символьном, графическом и т.д.

Второй этап становления знаково-символической деятельности - моделирование. В его основе лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.

Модели - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных или знаковых элементах. А под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Третий этап становления знаково-символической деятельности - умственное экспериментирование. Знаково-символическая деятельность приобретает функцию опережающего отражения действительности, прогнозирования, предвидения. Именно здесь максимально полно реализуется функция знаков как усилителей человеческих способностей в реальном мире. Здесь лежат широкие возможности развития креативности, творчества как усиление субъектом самого себя (Н. Роджерс)

Кроме того, третий этап характеризуется наличием всех процессов, в которых знаково-символическая деятельность находит своё воплощение: замещение, кодирование, моделирование, схематизация и обобщение (Н.Г. Салмина).

Новизна работы: применение интегративного подхода к использованию наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

Теоретическая значимость: проводимая работа по выбранному направлению позволила получить новые знания о сущности и закономерностях применения метода наглядного моделирования в образовательном процессе, совершенствовать и преобразовывать практику, намечать новые проекты педагогической деятельности.

Практическая значимость состоит в разработке эффективной системы мероприятий с использованием наглядного моделирования.

Технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения:

• развивающий и воспитывающий характер обучения; 

• научность содержания и методов образовательного процесса; 

• систематичность и последовательность;

•  сознательность, творческая активность и самостоятельность; 

• наглядность; 

• доступность; 

• рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:

• Усвоение и анализ сенсорного материала;

• Перевод его на знаково-символический язык;

• Работа с моделью.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

2. Формирование навыка дешифровки модели.

3. Формирование навыка самостоятельного моделирования. 

Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:

- во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в результате педагогического процесса;

- во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Наглядность моделей основана на следующей важной закономерности: создание модели производится на основе предварительного создания мысленной модели - наглядных образов моделируемых объектов, то есть субъект создает у себя мысленный образ этого объекта, а затем (вместе с детьми) строит материальную или образную модель (наглядную). Мысленные модели создаются взрослыми и могут преображаться в наглядные при помощи определенных практических действий (в которых могут участвовать и дети), дети также могут работать с уже созданными наглядными моделями.

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. На основе такой работы происходят важные для полноценного психического развития детей изменения — овладение системой умственных действий в процессе интериоризации.

В качестве условных заместителей  выступают символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• силуэтные и предметные картинки;

• планы и условные обозначения, используемые в них. 

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 

1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). В нашей группе существует графическая модель, формирующая у детей представления о времени.

На начальных этапах внедрения моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции, наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец.

В старшей и подготовительной  группе способы наглядного моделирования включают:

• обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей, 

• использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов;

• умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т.д.); 

• умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению; 

• умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.); 

• умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов;

•  самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.
 Так же в данных условиях важно было выбрать оптимальную форму занятий, которая могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. 

Создавая условия формирования у детей способов наглядного моделирования, мы определили место данной работы в целостном воспитательно-образовательном процессе в детском саду, взяв за основу интегрированный подход, который заключается в наполнении содержания занятий и различных привлекательных для детей видов деятельности играми и упражнениями, направленными на обучение детей способам наглядного моделирования. Полноценное развитие у детей способов наглядного моделирования обеспечивается созданием соответствующей предметно-развивающей среды. Помещение группы разделили на несколько отдельных центров (игровой, познавательный, экологический, литературный, экспериментальный, центр конструирования и центр искусств). Мы обогатили содержание этих центров игровым и развивающим материалом, направленным на развитие наглядного моделирования. Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, я выработала основную цель – повысить уровень умственного развития детей и помочь детям упорядочить и систематизировать знания об окружающем и о своём здоровье.

Особое место в наглядном моделировании занимает мненемотехника. Мненемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

В качестве дидактического материала используется мнемотаблица. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Работа состоит из нескольких этапов:

Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ, т.е происходит отработка метода заполнения.

Этап 4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении таблицы основной упор делается на объекте рассказа. Через мнемотаблицы очень хорошо знакомить детей с явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, т.е такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям.

Теоретические и практические наработки позволили мне выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования:

1этап: научить детей читать мнемотаблицу.

1.Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.  

2.Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию темы. Расшифровка символов, раскодирование информации.

3.Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи  воспитателя.

4.Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей по результатам     деятельности. 

2 этап: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 

1.Сообщение темы.

2.Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, деревья, физкультура, здоровье и т. д.

3. Составление модели информации о конкретной теме с опорой на общую схему. 

Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели? 

4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (о ком или о чём идёт речь).

3этап: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 

1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

4 этап: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности. 

Наглядное моделирование может быть включено:

-в непосредственно образовательную деятельность (по познавательному развитию, математике, обучению грамоте, изобразительной деятельности, конструированию, физкультуре); 

-в  детском экспериментировании, труде; 

-в экологическом образовании дошкольников;

-в самостоятельной игровой деятельности.

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовление детьми (с помощью взрослых, под их руководством и самостоятельно) простых моделей игр, пособий для себя и для малышей, а также плоскостных и объемных моделей. В работе с детьми можно использовать замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты (Приложение 1).

Например,  создание наглядной объемной модели «Песочные часы». С помощью модели песочных часов можно сначала провести познавательное ознакомительное занятие. Показать детям картинки с изображением разных песочных часов, потом продемонстрировать модель, рассказать о происхождения песочных часов, зачем они нужны, как ими пользоваться, как они работают. Затем вместе с детьми можно проводить эксперименты: например, эксперимент, доказывающий точность часов. После с детьми можно использовать модель при измерении времени.

Также в образовательный процесс успешно включаются упражнения с использованием наглядного моделирования. Например:  На приготовление одного пирога необходимо 2 стакана муки и 1 банка сметаны. Бабушка потратила на выпечку 4 стакана муки и 2 банки сметаны. Можно ли догадаться, сколько пирогов приготовила бабушка для праздничного чаепития? (2 пирога.)

Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:

- развитие продуктивного творчества детей;

- развитие высших форм образного мышления;

- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;

- закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;

- создание условий для делового сотрудничества;

- активизация математического словаря детей;

- развитие мелкой моторики руки;

- получение новых представлений и навыков в процессе работы;

- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.

Введение наглядных моделей в процесс речевого развития позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка

Работу с использованием карт-схем и символов лучше начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы  и т.д. Дети могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.

     В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Например, работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа "Репка”, "Колобок” и т.п.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки я использую наглядные модели сказки. Сначала  дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. Воспитатель рассказывает детям сказку "Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. На первых этапах в качестве элементов модели мы использовали картинки с изображением персонажей сказки, а затем заменили их символами-заместителями (силуэтными изображениями).

При обучении детей навыкам слогового анализа я использовала уже известную детям дидактическую игру «Построй пирамиду». Прямоугольники, составляющие пирамиду, делятся на части - слоги. Первый прямоугольник не делился - это слова с одним слогом. Второй прямоугольник разделён на две части для картинок, обозначающих слова из двух слогов. В нижней части пирамиды дети помещали картинки с изображением слов из трёх слогов.

Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Коммуникация» выявил эффективность применения наглядного моделирования. Результаты мониторинга оказались довольно высокими:  16,7% - высокий уровень, 20,8% - уровень выше среднего, 62,5% - средний уровень.

В экологическом  воспитании демонстрация моделей также занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.

 Цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.

Для экологического воспитания детей я использую разные виды моделей:

Предметные модели,   воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений, к которым относятся различные предметы, конструкции. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой я формировала у воспитанников представление о внешнем виде и движении рыбы.

Предметно - схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов. 
Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; 
изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т. д. 
Для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов использовали модель - макет рекомендуемый С. Н. Николаевой. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.

Графические модели (графики, схемы, карты и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе использовала модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы, уделяю внимание на то, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогают схемы, символы, модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.

Использовать модели оказалось возможным и при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых. Именно модели представляют общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату, количество компонентов. Ребенку легче понять, что отсутствие хотя бы одного компонента нарушает весь процесс, и результат, не может, быть достигнут. Использование детьми модели трудового процесса для познания труда взрослых, для контроля и организации собственной результативной деятельности, позволяет детям применять модели для самостоятельного познания известных трудовых процессов.

Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости.

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами:

-Постановка цели и мотивация трудового процесса.

-Отбор предметов труда.

-Трудовое оборудование.

-Порядок трудовых действий.

-Результат труда.

Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, предлагаю задания, где детям надо анализировать внешний вид объектов, выделять характерные признаки,  использовать анализ схем с изображением характерного признака, а  затем самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы

Ещё одним видом работы было использование опорного материала, в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур. Например, детям предлагалось нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или детям вывешивались контуры фигур, и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы. В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по- своему видел конечный результат.

Для того чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, в обучающем процессе я  использовала  алгоритмы процессов умывания, одевания, правил безопасности при работе с ножницами, правил поведения при пожаре, на дороге и т.п.

Для воспитания эмоциональной культуры, которая является залогом психического здоровья, использовала «мордашки» или «ладошки» со схематическим изображением разных эмоций.  Такой материал применяю ежедневно для определения ребёнком своего настроения в течение дня или после занятия. 

Мониторинг выявил эффективность выбранного метода:

1. Дети без затруднения ориентируются в знаковой системе и способах кодирования.

2. У многих детей наметился переход от предметно- практических к образно-символическим действиям.

3. Повысился интерес к познавательной деятельности.

4. Совершенствуется устная речь детей и развивается логическое, образное мышление, память, внимание.

5. Дети научились раскрывать важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней.

6. Сформировались обобщённые представления и элементарные понятия об окружающем мире, труде и т.д.

Для мониторинга были выбраны основные критерии: умение работать с моделью, развитие речи, умение устанавливать закономерности, делать выводы, познавательный интерес, развитие познавательных процессов

Говоря о результатах работы по использованию наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с воспитанниками невозможно оставить без внимания работу с родителями по данной проблеме.

Для родителей были подготовлены и организованы:

-родительское собрание «Наглядное моделирование как способ познания мира»;

-мастер-класс «Учимся составлять рассказ»;

-консультации «Наглядное моделирование как средство развития связной речи», «Значение наглядного моделирования в подготовке детей к школе»;

-совместное составление моделей.

Например, родителям мы предложили дома составить мнемотаблицу – распорядок дня, зарисовав расположение стрелок на часах и картинку, символизирующую действие, которое нужно выполнять в означенное время. Ребенок с удовольствием будет бегать сверять часы к распорядку и выполнять то, что положено.

Поскольку проводимая работа по направлению «Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста» приносит положительный результат, мне представилось возможным обобщить и распространить накопленный в ходе работы опыт. Подготовила для воспитателей консультации: «Наглядное моделирование как способ познания мира», «Использование наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников», «Метод наглядного моделирования при обучении детей пересказу. Мнемотаблицы в работе с детьми», «Применение действий наглядного моделирования в образовательной и игровой деятельности», «Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста с помощью моделей», «Использование метода наглядного моделирования в экологическом воспитании дошкольников». В ноябре выступала перед педагогами на педагогическом совете «Система формирования экологических представлений у дошкольников в процессе внедрения инновационных технологий в ДОУ» с сообщением из опыта работы «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей».  

В сентябре принимала участие в качестве гостя с сообщением из опыта работы «Наглядное моделирование как средство развития связной речи» на педагогическом совете в МАДОУ Детский сад №47 КВ г.Стерлитамак.

В заключении хотелось бы отметить, в процессе игр, занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помочь ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление. 
         Являясь общим приемом изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления.


Литература:
1.Давьшова Т.Г.,Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми.  Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
3. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи.  Логопед в детском саду 2007 №4 с.51 -54
4. Милостивенко Л.Г.  Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей - СПб, 1995 с. 35-62
5. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. 
 Логопед 2008 №4 с. 102-115
6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2007
7. Расторгуева Н.И.    Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.  Логопед 2002 № 2 с.50-53
8. Смышляева Т.Н.   Корчуганова Е.Ю.   Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.  Логопед 2005 №1 с. 7-12
9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
10.Сапогова Е.Е., «Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников».
11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
12. Ткаченко Т.А., Ткаченко Д.Д., «Занимательные символы», Москва, Прометей, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская как инновационная форма организации речевой работы с детьми дошкольного возраста.

Творческая мастерская -инновационная форма  работы по развитию речи детей дошкольного возраста, синтезирующая в себе элементы игровой, коммуникативной, продуктивной, а главное творческой деятельн...

Моделирование как активный метод работы с детьми дошкольного возраста.

Материал посвящен вопросу активного использования метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста....

"Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической работе с детьми дошкольного возраста".

В статье рассказано о широких возможностях применения  метода моделирования в коррекционно- логопедической работе с дошкольниками....