Моделирование как активный метод работы с детьми дошкольного возраста.
консультация

Руслана Александровна Сазонова

Материал посвящен вопросу активного использования метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование как активный метод работы

 с детьми дошкольного возраста

Современные условия трактуют необходимость пребывания общества      в постоянной динамике, которая обусловлена значительным увеличением потока информации. Специалисты дошкольного образования говорят о том, что дошкольникам необходимо давать ключ к познанию действительности, которым  в дошкольной педагогике может стать модель [2].

Ребёнок дошкольного возраста не может записать информацию, письменно отметить что-либо в ходе непосредственно-образовательной деятельности, организованной в дошкольном образовательном учреждении.

Наиболее оптимальным и результативным методом, позволяющим максимально задействовать зрительную, двигательную и ассоциативную память, а также активизировать речь детей дошкольного возраста для решения познавательных задач является моделирование [3].

Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Данный метод обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью. Овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков ведет к способности употреблять заместители и модели в «уме», решать задачи «про себя», во внутреннем плане. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и так далее, педагог дает ребенку шаблон, используя который, ребенок учится элементарному исследованию [4].

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать различные виды моделей, представленные в Таблице 1.

Таблица 1. Виды моделей, используемые в работе с детьми                               дошкольного возраста

Название

Характеристика

Предметные модели

Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

Предметно-схематические модели

Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).

Графические модели

Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

 

 Таким образом, использование моделирования с помощью специальных схем и моделей, воспроизводящих в наглядной и доступной форме скрытые свойства и связи того или иного объекта, помогает развить у детей дошкольного возраста мышление, внимание, память и речь.

Список использованной литературы:

  1. Богославец, Л. Г. Современные педагогические технологии в доу:        учеб метод пособие / Л. Г. Богославец. - Спб. Детство-пресс, 2011. - 111 с
  2. Гальперин, ПЛ. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -      М.: Просвещение, 1985. - 123-125с.
  3. Жуйкова,Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. - М.: Издательство Молодой ученый, 2012. -41-44с.
  4. Сапогова, Е.Е. Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников.- М.: Педагогика,1978.- 233с.
  5. Ткаченко, Т.А., Ткаченко Д.Д., Занимательные символы. -М.: Москва, Прометей, 2002.- 89-100с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»

Ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает новое в непосредственной  обстановке. необходимо организовать деятельность дошкольников в особ...

творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

«Зрительно - пространственная активность в работе с детьми дошкольного возраста» по технологии В.Ф. Базарного

Дети в детском саду перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме. Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Баз...

Из опыта работы «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию социально-нравственных качеств»

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает...

Использование изотерапию как метод работы с детьми дошкольного возраста. Изотеропия как метод психологической коррекции.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общен...

"Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической работе с детьми дошкольного возраста".

В статье рассказано о широких возможностях применения  метода моделирования в коррекционно- логопедической работе с дошкольниками....