Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
материал (развитие речи, старшая группа) по теме

Буток Елена Николаевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon логопедия228 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №16»

Консультация для воспитателей

«Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»

На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении сформировано 5 групп комбинированной направленности,  большую численность которых составляют дошкольники с ОНР. Дети данного речевого недоразвития не всегда владеют развернутой фразой, в их речи  наблюдаются выраженные элементы недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является простое предложение. Поэтому одним из важных и самых сложных умений, которое должен сформировать педагог,  является  составление предложений и рассказов. Как показывает практика, дошкольники успешнее осваивают этот навык, если в коррекционной работе используются различные модели. С этой целью можно использовать мнемотехнику, т.е систему приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

          Простая схема, состоящая из двух предметных картинок,

во-первых, заменяет слово-действие, а во-вторых, указывает на объект – субъектные отношения во фразе, позволяет смоделировать много различных предложений.

Моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания: 

Мнемодорожка для составления рассказа «Как дети гуляли в парке»

-при пересказе, составлении рассказов по картинке и серии картин, в описательном и творческом рассказе;

-при пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они являются зрительным планом, направляют процесс высказывания. Например, так может быть представлен графический план сказки «Колобок».

В процессе формирования навыка составления рассказа – описания и рассказа по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз:

- цепная связь (предложения сцепляются между собой, одно вытекает из другого);

                        

-лучевая связь (называется объект,  и каждое предложение раскрывает один из его признаков).

Есть еще и параллельная связь, когда  предложения сопоставляются или противовопоставляются друг другу, но для детей дошкольного возраста предпочтение отдается рассказам цепной и лучевой структуры.

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица.

Мнемотаблица к сказке «Три медмедя»

Ее назначение  - с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы ребенок мог с опорой на такой вид наглядности вспоминать и воспроизводить сказку, рассказ, стихотворение.  В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях.

                На начальном этапе моделирования детям предлагают мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящие из 3-4 изображений.

Мнемодорожка для заучивания стихотворения

Одним из важных жанров устного народного творчества является скороговорка, замечательный инструмент для развития четкой и грамотной речи, помогающая тренировать артикуляционный аппарат, развивать речевой слух,  обогащать  словарный запас. Ребенок сам воспроизводит текст с опорой на мнемотаблицу. При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия.

Хочется отметить, что использование метода наглядного  моделирования повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Работа с мнемотаблицами делает обучение интересным и увлекательным, позволяет обучить ребенка  правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания, научить ребенка пересказывать текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Метод наглядного моделирования  довольно широко применякется в работе с детьми дошкольного возраста. Помогает познакомить ребенка с миром символов и схем, которые сопровождают нас на протяжении в...

Мастер-класс для воспитателей "Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии наглядного моделирования.Задачи: познакомить педагогов с технологией наг...

Выступление на педагогическом совете "Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста".

Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также  активизировать речь ребенк...

Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста

Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенка....