Мастер-класс для воспитателей "Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Муллагулова Лариса Шахабджановна

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии наглядного моделирования.

Задачи: познакомить педагогов с технологией наглядного моделирования; обучить использованию методов и приемов наглядного моделирования  в работе с детьми дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mskl.docx525.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Мастер-класс для воспитателей

Использование методов и приемов  наглядного моделирования

в работе с детьми

дошкольного возраста

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                          учитель-логопед

                                                                                                              Муллагулова Л.Ш.

г. Когалым

  2017г.

Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора) и т.п. Всё это привлекает ребёнка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.

Наглядное моделирование является перспективным направлением совершенствования процесса обучения детей. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать экспрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования и словоизменения.

Предлагаемая технология наглядного моделирования осуществляется строго в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. Поэтому на начальных этапах внедрения моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции – наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец, речевую инструкцию.

Учитывая, что ведущим видом деятельности является игра, все предлагаемые наглядные модели представлены в форме игр и игровых упражнений. Это делает их привлекательными, эмоционально-окрашенными.

Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, так как «условность» легко принимается детьми и легко «стряхивается» с наглядной модели в зависимости от предъявленной речевой инструкции педагога.

Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для развитиялексико – грамматических категорий и логико-грамматических конструкций.

Игра «Исправь ошибку».Игра направлена на развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения. Вам понадобятся предметные картинки и карточка со стрелкой (обозначает действие). Н-Р: Валенки надели Машу. Муха поймала детей. За лесом растет дом.  

Картинки по запросу картинка валенки детские                                                                       Картинки по запросу картинка девочка

Игра «Магазин».Игра направлена на развитие и усвоение слогового состава слова. Вам понадобятся карточки с разным количеством кружочков (от 1 до 4) – это «деньги» и предметные картинки с разным количеством слогов. Ребенок может «купить» картинку, правильно определив, сколько в слове слогов и «заплатив» соответствующую «купюру».

                    Картинки по запросу мультяшные картинки черепахаКартинки по запросу картинка мультяшная котПохожее изображениеКартинки по запросу картинка мультяшная ваза

Есть два пособия, которые я изготовила для подгрупповых занятий, которые помогают сэкономить время и разнообразить обучающий процесс.

Дидактическая игра «Цветик-Семицветик».Игра направлена на устранение недостатков грамматического строя речи. Данное пособие я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, все задания можно использовать на любом речевом материале. Сначала каждая модель (лепесток) изучается отдельно. А потом выбор предоставляется детям. Детям предлагается на выбор несколько картинок (на закрепляемый звук).

C:\Users\Лариса\Desktop\IMG_20191126_085825.jpg

Игра «Ромашка». Игра направлена на практическое усвоение падежных конструкций с предлогами. Модель цветка, на лепестках которой схемы предлогов, предметные картинки. Ребенок выбирает две картинки: н-р: мяч и скамейка, и, выбирая лепесток со схемой, рассказывает, где находится мяч. Или наоборот, вы говорите, где находится предмет, а ребенок выбирает схему.

C:\Users\Лариса\Desktop\IMG_20191126_090135.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

МАСТЕР - КЛАСС «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми »

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.Особенность моделирования как метода обучен...

МАСТЕР – КЛАСС «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми »

МОДЕЛИРОВАНИЕ–  процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объек...