Мастер-класс для воспитателей   Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx159.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Мастер-класс для воспитателей

Использование методов и приемов  наглядного моделирования

в работе с детьми

дошкольного возраста.

                                                                                               Учитель-логопед

        Альберт Ю. А

г. Тюмень,  2020г.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия. 

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойствасвязи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения.

Наглядное моделирование является перспективным направлением совершенствования процесса обучения детей. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать экспрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования и словоизменения.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Оно происходит с помощью:

• опорных схем,

• мнемотаблиц,

• пиктограмм,

• предметных картинок.

Предлагаемая технология наглядного моделирования осуществляется строго в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально - логическому мышлению. Поэтому на начальных этапах внедрения моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции – наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец, речевую инструкцию.

Учитывая, что ведущим видом деятельности является игра, все предлагаемые наглядные модели представлены в форме игр и игровых упражнений. Это делает их привлекательными, эмоционально-окрашенными.

Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, так как «условность» легко принимается детьми и легко «стряхивается» с наглядной модели в зависимости от предъявленной речевой инструкции педагога.

Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для развития лексико – грамматических категорий и логико-грамматических конструкций.

Игра «Исправь ошибку». Игра направлена на развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения. Вам понадобятся предметные картинки и карточка со стрелкой (обозначает действие). Н-Р: Валенки надели Машу. Муха поймала детей. За лесом растет дом.  

Картинки по запросу картинка валенки детские                                                                       Картинки по запросу картинка девочка

Игра «Магазин». Игра направлена на развитие и усвоение слогового состава слова. Вам понадобятся карточки с разным количеством кружочков (от 1 до 4) – это «деньги» и предметные картинки с разным количеством слогов. Ребенок может «купить» картинку, правильно определив, сколько в слове слогов и «заплатив» соответствующую «купюру».

                    Картинки по запросу мультяшные картинки черепахаКартинки по запросу картинка мультяшная котПохожее изображениеКартинки по запросу картинка мультяшная ваза

Есть два пособия, которые я изготовила для подгрупповых занятий, которые помогают сэкономить время и разнообразить обучающий процесс.

Дидактическая игра «Цветик-Семицветик». Игра направлена на устранение недостатков грамматического строя речи. Данное пособие я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, все задания можно использовать на любом речевом материале. Сначала каждая модель (лепесток) изучается отдельно. А потом выбор предоставляется детям. Детям предлагается на выбор несколько картинок (на закрепляемый звук).

Игра «Ромашка». Игра направлена на практическое усвоение падежных конструкций с предлогами. Модель цветка, на лепестках которой схемы предлогов, предметные картинки. Ребенок выбирает две картинки: н-р: мяч и скамейка, и, выбирая лепесток со схемой, рассказывает, где находится мяч. Или наоборот, вы говорите, где находится предмет, а ребенок выбирает схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"...

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Игры с камешками марблс - разноцветное счастье для ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....

Мастер – класс для педагогов ««Опыт использования дидактического пособия «Детский календарь» в работе с родителями»

Основная цель использования «Детского календаря» создание единых подходов в воспитании и обучении детей, создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители...

Мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование нейропсихологических игровых приемов в коррекционной работе по подготовке к школе дошкольников с ОВЗ

Цель: повышение профессиональных компетенций учителей-логопедов и учителей-дефектологов по использованию нейропсихологических игровых приемов в коррекционной работе по подготовке к школе дошкольн...