Мастер класс :«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
методическая разработка (подготовительная группа)

Cтолярова Hаталья Александровна

 

МАСТЕР-КЛАСС

 

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

 Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

Задачи: Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению.

  • Показать возможности применения интеллект - карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
  • Отработать методику создания интеллект-карт.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект - карт.

Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры, фломастеры, клей 6, влажные салфетки, клеенки, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор.

План проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект - карта».

1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.

1.3. Возможности использования интеллект - карт в работе с дошкольниками.

1.4.Требования к составлению интеллект - карты.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты»

ІІІ часть (заключительная).

Ход проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект - карта».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

Ментальных карта — это особый вид записи материалов исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Ментальные карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

Правило составления интеллект карт

 Существуют правила создания «Ментальных» карт, с которыми я хотела бы вас познакомить.

 

1.В центре размещается главная идея (образ). Это может быть пиктограмма, картинка, рисунок или слово, если дети умеют читать.

 

2. От центральной идеи идут главные линии, т.е. ветви, Каждая главная линия имеет свой цвет. Для этого используются цветные фломастеры или карандаши.

 

3.Над каждой линией размещаем одно изображение или слово.

 

4.Ментальная карта может дополняться постепенно, по мере поступления новой информации.

 

 

 

Первое направление. Сбор материалов о предмете, объекте. Можно рассматривать только один объект, например, помидор. И составить интеллект карту по одному объекту. И выполняя данные задачи выполняется активный, пассивный словарь, развивающейся в процессе мышления, анализ, синтез, аналогия, обобщения. Работа проводится как индивидуально, так и фронтально.

 

Второе направление. Закрепление и обобщение материала. Вот если мы сейчас работаем по тематической неделям, мне очень понравилось, то что итоговое мероприятие можно создать вот такую же интеллект карту. То есть интеллект, карта может являться итоговой работой по изучаемым темам и выполнять данные задачи. У детей развивается умение выделять главную мысль, припоминают изученный материал, выявляют уровень знаний, выполняется активный пассивный словарь детей по изучаемой лексической темы, развивается умение составлять, распознавать предложения. Так же работа может производится как индивидуально, так и фронтально.

 

Третье направление. развитие связной речи. Использования интеллект карт для развития связанной речи. То есть карты можно использовать для составления рассказов. Так же можно составлять рассказы не только по лексическим темам, но и по сказкам и рассказам, которые прочитали вместе с детьми. Чтобы пересказать этот рассказ тоже можем составить интеллект карты. И выполняя данные задачи дети уже учатся самостоятельно, последовательно излагать свои мысли, становятся более активные при разговоре, формируется у детей умение отвечать на вопросы распространенные, словарь становится более у детей более точении разнообразнее. Данная работа выполняется на групповых работах связанных с речью.

 

Пошаговая  инструкция следующая:

Действие первое:  .В центре размещается главная идея (образ Это может быть пиктограмма, картинка, рисунок или слово, если дети умеют читать. Например, «Космос» Создайте собственный цветовой цвет для ветвей.

 СЛАЙД 5

Действие второе: От центральной идеи идут проведите широкие линии главные линии, т.е. ветви, Каждая главная линия имеет свой цвет. Для этого используются цветные фломастеры или карандаши. Это будут ветви первый уровень. Над каждой линией размещаем одно изображение или слово.

 СЛАЙД 6

Действие третье: создайте ветви второго уровня. В этом и заключается структуризация информации: от большего к меньшему, от главной темы, идеи, заголовка — к мелким деталям. Продолжая пример, т.д.

Действие четвертое: продолжайте, пока не структурируете всю необходимую информацию.

Действие пятое: при необходимости соедините ветви стрелочками, если они взаимосвязаны, и обведите каждую ветвь разноцветным контуром, чтобы в карте было проще ориентироваться. Да, звучит просто. В этом и заключается базовое преимущество ментальной карта как метода: они очень просты и интуитивно понятны, любой человек может взять лист бумаги прямо сейчас и создать карту.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты.

1.А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Прошу четыре человека пройти за стол.  Раздаю буклеты и памятки. Вы можете  рисовать, приклеивать готовые картинки картинки. Итак, уважаемые коллеги!

Сегодня мы попробуем с вами составить интеллект – карту, но сначала вам нужно отгадать загадку это и будет темой вашей карты.

Они испокон века

Друзья для человека,

Дают всего немало:

И молоко, и сало,

Дают и шерсть, и кожу,

Дают и мясо тоже,

И дом наш охраняют.

Как всех их называют? «Домашние животные». Сначала Вы располагаете в центре главную тему вашей интеллект - карты.  

 Какую пользу приносят домашние животные?

2.Теперь вам нужно представить свою интеллект карту -Расскажите, пожалуйста, что у Вас получилось? Возникли ли у вас трудности при составлении вашей интеллект карты? - А что у Вас получилось? Как вы думаете, ваша интеллект карта поможет детям в изучении данной темы?

- Большое спасибо.

 

Буклеты, которые, я надеюсь, помогли вам в составлении ментальных карт, помогут вам и в вашей дальнейшей работе. Спасибо коллеги! Мне было очень важно услышать Ваше мнение. Закончить свой мастер - класс я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass2024.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ  «Коноваловский детский сад»

МАСТЕР-КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ

 В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Выполнил воспитатель

 Столярова Н.А


 СЛАЙД 2 Цель: Задачи: 

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

  • Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению.
  • Показать возможности применения интеллект - карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
  • Отработать методику создания интеллект-карт.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект - карт.

Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры, фломастеры, клей 6, влажные салфетки, клеенки, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор.

План проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект - карта».

1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.

1.3. Возможности использования интеллект - карт в работе с дошкольниками.

1.4.Требования к составлению интеллект - карты.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты»

ІІІ часть (заключительная).

Ход проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект - карта».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

Ментальных карта — это особый вид записи материалов исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Ментальные карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.

 Слайд 3  . Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

Слайд  3. Правило составления интеллект карт

 Существуют правила создания «Ментальных» карт, с которыми я хотела бы вас познакомить.

1.В центре размещается главная идея (образ). Это может быть пиктограмма, картинка, рисунок или слово, если дети умеют читать.

2. От центральной идеи идут главные линии, т.е. ветви, Каждая главная линия имеет свой цвет. Для этого используются цветные фломастеры или карандаши.

3.Над каждой линией размещаем одно изображение или слово.

4.Ментальная карта может дополняться постепенно, по мере поступления новой информации.

 

Первое направление. Сбор материалов о предмете, объекте. Можно рассматривать только один объект, например, помидор. И составить интеллект карту по одному объекту. И выполняя данные задачи выполняется активный, пассивный словарь, развивающейся в процессе мышления, анализ, синтез, аналогия, обобщения. Работа проводится как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление. Закрепление и обобщение материала. Вот если мы сейчас работаем по тематической неделям, мне очень понравилось, то что итоговое мероприятие можно создать вот такую же интеллект карту. То есть интеллект, карта может являться итоговой работой по изучаемым темам и выполнять данные задачи. У детей развивается умение выделять главную мысль, припоминают изученный материал, выявляют уровень знаний, выполняется активный пассивный словарь детей по изучаемой лексической темы, развивается умение составлять, распознавать предложения. Так же работа может производится как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление. развитие связной речи. Использования интеллект карт для развития связанной речи. То есть карты можно использовать для составления рассказов. Так же можно составлять рассказы не только по лексическим темам, но и по сказкам и рассказам, которые прочитали вместе с детьми. Чтобы пересказать этот рассказ тоже можем составить интеллект карты. И выполняя данные задачи дети уже учатся самостоятельно, последовательно излагать свои мысли, становятся более активные при разговоре, формируется у детей умение отвечать на вопросы распространенные, словарь становится более у детей более точении разнообразнее. Данная работа выполняется на подгруппных работах связанных с речью.

СЛАЙД 5

Пошаговая инструкция следующая:

Действие первое:  .В центре размещается главная идея (образ Это может быть пиктограмма, картинка, рисунок или слово, если дети умеют читать. Например, «Космос» Создайте собственный цветовой цвет для ветвей.

 СЛАЙД 5

Действие второе: От центральной идеи идут проведите широкие линии главные линии, т.е. ветви, Каждая главная линия имеет свой цвет. Для этого используются цветные фломастеры или карандаши. Это будут ветви первый уровень. Над каждой линией размещаем одно изображение или слово.

 СЛАЙД 6

Действие третье: создайте ветви второго уровня В этом и заключается структуризация информации: от большего к меньшему, от главной темы, идеи, заголовка — к мелким деталям. Продолжая пример, т.д.

Действие четвертое: продолжайте, пока не структурируете всю необходимую информацию.

Действие пятое: при необходимости соедините ветви стрелочками, если они взаимосвязаны, и обведите каждую ветвь разноцветным контуром, чтобы в карте было проще ориентироваться. Да, звучит просто. В этом и заключается базовое преимущество ментальной карта как метода: они очень просты и интуитивно понятны, любой человек может взять лист бумаги прямо сейчас и создать карту.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты.

1.А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Прошу четыре человека пройти за стол.  Раздаю буклеты. И памятки. Вы можете  рисовать, приклеивать готовые картинки картинки. Итак, уважаемые коллеги! Сегодня мы попробуем с вами составить интеллект – карту, но сначала вам нужно отгадать загадку это и будет темой вашей карты.

Они испокон века

Друзья для человека,

Дают всего немало:

И молоко, и сало,

Дают и шерсть, и кожу,

Дают и мясо тоже,

И дом наш охраняют.

Как всех их называют? «Домашние животные». Сначала Вы располагаете в центре главную тему вашей интеллект - карты.  

 Какую пользу приносят домашние животные?

2.Теперь вам нужно представить свою интеллект карту -Расскажите, пожалуйста, что у Вас получилось? Возникли ли у вас трудности при составлении вашей интеллект карты? - А что у Вас получилось? Как вы думаете, ваша интеллект карта поможет детям в изучении данной темы?

- Большое спасибо.

Буклеты, которые, я надеюсь, помогли вам в составлении ментальных карт, помогут вам и в вашей дальнейшей работе. Спасибо коллеги! Мне было очень важно услышать Ваше мнение. Закончить свой мастер - класс я хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»

Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

Знакомство педагогов с методом "Интеллект-карт", рекомендации по их использованию в работе с дошкольниками....

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С ведением ФГОС ДО обязывают педагогов находиться в постоянном поиске идей и новинок для более качественной организации развития дошкольников. Наша задача воспитателей - создать оптимальные услов...

Мастер-класс "Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками"

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».З...

Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников»

laquo;Интеллект-карты» в познавательном развитии у старших дошкольников». Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваю...

Презентация "Мастер-класс «Использование метода «интеллект-карт» в познавательном развитии у старших дошкольников» "

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,   с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышлен...