Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Поддубная Марина Юрьевна

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями» Учитель-логопед: Поддубная Марина Юрьевна Педагог-психолог: Кашникова Елена Романовна

Слайд 2

Дети с ОВЗ Это лица в возрасте до 18 лет, имеющие различные хронические заболевания (органов чувств, соматические, в том числе заболевания опорно-двигательного аппарата и нервной системы) и стойкие проблемы со здоровьем. К этой же категории относятся дети-инвалиды.

Слайд 3

Группы обучающихся с ОВЗ Глухие, слабослышащие; Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения; Дети с тяжелыми нарушениями речи; Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Дети с задержкой психического развития; Дети с расстройством аутистического спектра; Дети с нарушениями интеллекта; Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Слайд 4

В нашем детском саду 9 детей с ОВЗ. Это дети из следующих категорий: С тяжелыми нарушениями речи – 8 детей; С нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1 ребенок; С задержкой психического развития – 7 детей; С расстройством аутистического спектра – 1 ребенок.

Слайд 5

Метод песочной терапии Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

Слайд 6

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком дает толчок полету творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново. Песок действует на детей как магнит… Он обладает уникальным свойством – заземлять негативные эмоции, которые словно «уходят сквозь песок », тем самым гармонизируется состояние ребенка и активизируются ресурсы самоисцеления . Это особенно важно для детей с ОВЗ.

Слайд 7

Цель песочной терапии: Развитие эмоционально-личностной, познавательной и речевой сферы ребенка. Задачи: 1. Способствовать обеспечению психического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния. 2. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), используя нестандартные методы, приемы и средства обучения. 3. Побуждать к речевой активности, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас. 4. Развивать фантазию и воображение, творческие способности. 5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умения ребенка вступать в разговор и поддерживать беседу. 6. Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность , замкнутость и др.)

Слайд 8

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру… Подобно Богу Мы создадим свой мир чудес, Пройдя познания дорогу.

Слайд 9

1. Игры в песочнице Задачи: Создание позитивной мотивации к занятиям; Развитие тактильных ощущений; Активизация речевой деятельности; Соотнесение речи с движениями; Развитие мелкой моторики; Снятие психоэмоционального напряжения.

Слайд 10

2. Игры с песком на световом столе. Задачи: Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики, внимания, воображения; Развитие умения действовать по образцу; Развитие коммуникативных навыков работы в группе; Снятие психоэмоционального напряжения; Активизация речи детей.

Слайд 12

3. Игры с кинетическим песком Задачи: Развитие речи детей, закрепление правильного использования предлогов, умения отвечать на вопросы полным ответом; Учить детей ориентироваться в пространстве; Развитие мелкой моторики; Развитие элементарных математических навыков; Снятие психоэмоционального напряжения; Обучение грамоте: закрепление зрительного образа буквы, развитие звукового анализа, умение подбирать слова на заданный звук.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Задачи:

- Познакомить педагогов района с  методами и приемами работы с различными видами песка (сухой песок, песок на световом столе, кинетический песок);

- Побуждать педагогов использовать в совместной деятельности с детьми песочную терапию.

Оборудование: ящик с песком, световой стол с песком, кинетический песок, различные формочки, игрушки (камни, рыбки, шарики, ракушки и т. д.), лейка с водой, веселая музыка, шум прибоя, мультимидийный аппарат.

Ход:

I. Теоретическая часть. Презентация.

- Дети с ОВЗ

- Категории детей с ОВЗ

II. Практическая часть.

1. Игры в песочнице.

Чувствительные ладошки. (Звучит тихая музыка)

Задачи:

- Создание позитивной мотивации к занятиям;

- Развитие тактильных ощущений;

- Активизация речевой деятельности.

Инструкция: положите ладони на песок, погладьте внутренней затем тыльной стороной ладони. Пропустите песок между пальцами, теперь между ладонями. Погрузите руки в песок, сожмите, поднимите и отпустите.

Активизация речи:

- Расскажите, какие ощущения ассоциации вызывает у вас песок.

- Что тебе особенно нравиться делать с песком.

- Продолжи предложение: Мне приятно…   Для меня песок…

Песочку понравились ваши ладошки, он хочет с вами еще поиграть и познакомить вас со своими друзьями, давайте поищем их в песочке.

(Ищут в песочке и находят двух осьминогов и мишку)

 Пальчиковая гимнастика на песке.

Задачи:

- Активизация речи детей;

- Соотнесение речи с движениями;

- Развитие мелкой моторики;

- Снятие психоэмоционального напряжения.

Ой, пошел дождь! (Полить песок из лейки)

Дождик, дождик – Водолей,

Лей из тучки веселей!

Какой песок? Давайте его перемешаем.

Пальчиковая гимнастика «Осьминог».

Восемь пальчиков для ног-

Получился осьминог.

-Сколько ног у осьминога

-Много, много!

Пальчиковая гимнастика «Мишка».

Мишка топает ногой,

Мишка топает другой.

Ух, как веселиться

В доме половица!

2. Игры с песком на световом столе. «Рисование  морского дна».

Задачи:

- Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики, внимания, воображения;

- Развитие умения действовать по образцу;

-Развитие коммуникативных навыков, работы в группе;

-Снятие психоэмоционального напряжения;

- Активизация речи детей.

     Вы любите рисовать.  Сейчас мы будем рисовать с помощью песка. А кого мы будем рисовать отгадайте загадку.

Загадка про рыбку.

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни. Рыбка.

Показываю картинки. Сейчас мы с вами будем рисовать песком рыбок (работа с трафаретом по образцу) и украшать их камешками. Посмотрите как.

(Показ и рассказ педагога)

А теперь нарисуем морское дно  с помощью песка и украсим его камнями, ракушками, рыбками… (свободная деятельность детей)

Отправим рыбок в путешествие (включается световой стол и музыка прибоя)

3. Игры с кинетическим песком.

Задачи:

- Развитие речи детей, закрепление правильного использования предлогов, умение отвечать на вопрос полным ответом;

- Учить детей ориентироваться в пространстве;

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие элементарных математических навыков;

- Снятие психоэмоционального напряжения;

-Обучение грамоте: закрепление зрительного образа буквы, развитие звукового анализа, умение подбирать слова на заданный звук.

Презентация готовых детских работ по темам:

 «Звук и буква С». Выкладывание из песочных звездочек буквы С, придумывание слов на заданный звук, угадывание слов по отдельным звукам, придумывание имен детям со звуком С в различных позициях (начало, конец, середина слова).

«Путешествие веселого человечка». Составление из песка сюжетной картины, закрепление ориентировке в пространстве, умение отвечать на вопросы полным ответом, придумывание рассказа с использованием в речи предлогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

В данной работе говорится о целесообразности и высоком потенциалетехнологий арт-терапии и возможностей их использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями....

Мастер-класс для педагогов "Использование методов арт-терапии в работе с дошкольниками"

В настоящее время в дошкольных учреждениях очень остро стоит вопрос  профилактики и коррекции детской агрессивности, о поиске интересных и продуктивных методов, способов и направлений, которые мо...

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...

«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)

Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...

Использование элементов арт-терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями

Детская арт-терапия – это простой, эффективный и безопасный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении. Здесь важен процесс творч...

Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позво...