Использование элементов арт-терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями
консультация

Пулина Марина Викторовна
Детская арт-терапия – это простой, эффективный и безопасный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении. Здесь важен процесс творчества, а не результат. У замкнутых детей формируются навыки общения, возникают неформальные связи со сверстниками. Боязливые, медлительные дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, смягчается проявление страхов. Агрессивные, эгоцентричные дети учатся сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artterapiya_moepechat.doc59.5 КБ
Файл artterapiya_moya.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов арт-терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями

Слайд

Детская арт-терапия – это простой, эффективный и безопасный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении.  Здесь важен процесс творчества, а не результат.

Слайд

Участие ребенка с особыми образовательными потребностями в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт.

У замкнутых детей формируются навыки общения, возникают неформальные связи со сверстниками. Боязливые, медлительные дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка, смягчается проявление страхов. Агрессивные, эгоцентричные дети учатся сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих.

Слайд  

В арт-терапии используется язык визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Методы арт-терапии можно применять с дошкольниками разного возраста, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения, а также для предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

Слайд

Современная арт-терапия включает множество направлений.  На слайде представлены некоторые из них. Сегодня я хотела бы остановиться на таком направлении как изотерапия.

Слайд

Изотерапия - предлагает дошкольнику выразить свои чувства и переживания с помощью рисования, лепки, конструирования, работы с природным материалом, помогая тем самым найти новые способы общения с миром, делая этот процесс радостным, интересным и успешным для каждого.

В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей.  Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка.

Активно использую в своей работе следующие техники изотерапии:

Слайд

МонотИпия - методика создания рисунка при помощи отпечатков.

На гладкой плотной поверхности делается рисунок гуашью, пальчиковыми  красками или акварелью. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, изображение наносится на половину листа, затем лист сгибается, плотно проглаживается ладонью и на нем в зеркальном отражении отпечатывается изображение.

Слайд

2 вариант монотИпии. Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа.

Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ. При желании готовый отпечаток можно дорисовать.

Слайд 

МандАлотерапия  нуждается в специальном инструменте – мандАле. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор.

Работа с мандАлами включает раскрашивание готовых шаблонов-раскрасок на различную тематику.

Создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала. Данная деятельность  повышает концентрацию внимания и позволяет стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных, гиперактивных детей, развить у них навыки саморегуляции.  

Слайд 

Техника выполнения рисунка в стиле зенарт довольно проста. Традиционно рисунки в стиле зенарт выполняются специальной капиллярной ручкой – лайнером. Для обучения этой технике вполне подойдут и гелевые ручки, карандаши или фломастеры.  Рисунки создаются из специальных узоров, танглов. Придумывать их не надо, существует огромная база из сотни таких узоров. Наиболее простой вариант создания зенарт картины таков: нарисовать силуэт животного (или любого предмета), поделить его на несколько сегментов и заполнить каждый каким-либо танглом (это могут быть переплетения, зигзаги, спирали, ромбы и т.д.).

Слайд

Техника рисования на воде эбру.

В условиях детского сада можно использовать жирное молоко и гуашь. Краски смешиваются между собой при помощи кисти и образуют причудливые и неповторимые узоры.

Слайд

Техника эбру не позволяет рисовать по образцу, основывается на естественных процессах развития воображения. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Уникальность материалов доставляет радость, сопричастность к «волшебству» красок.

Слайд

Использование элементов арт-терапии в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами оказывает благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей. Использование арт-терапевтических методов и приёмов нормализует эмоциональное состояние детей с особыми образовательными потребностями, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, способствует формированию интереса к творческим видам деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов арт-терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями Педагог-психолог Пулина М.В.

Слайд 2

Термин «Арт-терапия» ( лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение ) дословно понимается как «терапия искусством». Основная цель арт-терапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Слайд 3

Арт-терапия помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач: преодоление комплексов, неуверенности в себе и замкнутости; развитие эмоциональной сферы ребенка; формирование позитивного эмоционального фона, снижение тревожности; с нижение агрессивных проявлений, гиперактивности ; развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи; раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности; формирование коммуникативных навыков.

Слайд 4

Преимущества арт-терапии: с точки зрения возрастной психологии, метод является универсальным; метод безопасен в использовании; это прекрасный инструмент для проработки как негативных переживаний, так и позитивных эмоций; для людей с заниженной самооценкой несомненным плюсом является обретение уверенности в себе; метод является эффективным при купировании немотивированной агрессии и аутоагрессии ; интересным и исцеляющим в арт-занятиях является не только процесс создания работы, но и результат – законченное произведение искусства.

Слайд 5

Направления арт-терапии : Музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки) Имаготерапия (работа с театральными образами, воздействие через образ, театрализацию, драматизацию) И зотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок ) Кинезитерапия ( танцетерапия , хореотерапия , коррекционная ритмика — лечебное воздействие движениями) Сказкотерапия (воздействие посредством сказки, притчи, легенды )

Слайд 6

Изотерапия является средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности , тревожности у детей

Слайд 7

Это методика создания рисунка при помощи отпечатков. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашью или акварелью. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. МОНОТИПИЯ

Слайд 8

2 вариант монотипии: Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа.

Слайд 9

Слово « мандала » в переводе означает означает «круг», «диск». Мандалотерапия - это естественный и безопасный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. МАНДАЛОТЕРАПИЯ

Слайд 10

Картины в стиле зенарт – это графические рисунки, которые состоят из тончайших, причудливо переплетенных фигур, линий и орнаментов. Данная техника рисования не только способствует развитию фантазии и помогает выплеснуть свои эмоции, но и незаметно учит правильно выстраивать композицию на листе бумаги, развивает глазомер. ЗЕНАРТ

Слайд 11

Это технология рисования по поверхности воды. В переводе слово « Эбру » — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки « Эбру » называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага». АКВАРИСОВАНИЕ (ЭБРУ)

Слайд 12

Результативность применения элементов арт-терапии в работе с детьми: у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка; воспитывается чувство коллективизма; создается комфортный психологический климат: доброжелательность, открытость, откровенность; стимулируется творческий подход, развивается воображение; р азвиваются коммуникативные навыки; уменьшается тревожность, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"

Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...

«Возможности арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

В данной работе говорится о целесообразности и высоком потенциалетехнологий арт-терапии и возможностей их использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями....

Использование элементов арт- терапии в работе с дошкольниками 2023г.

     Арт-терапия использует с терапевтической целью все виды искусства и творческой деятельности и включает в себя многие направления: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия,...

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...

Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...

Мастер-класс для родителей на тему: «Что такое нейрографика? Как метод арт-терапии помогает в работе с детьми c особыми образовательными потребностями?».

Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей. И если у ребёнка проблемы с психоэмоциональным состоянием, то какая речь может идти о его физическом здоровье...