Главные вкладки

    «Возможности арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»
    методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

    Огуреева Алла Борисовна

    В данной работе говорится о целесообразности и высоком потенциале

    технологий арт-терапии и возможностей их использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozmozhnosti_art-terapiidokument_microsoft_office_word_4.docx23.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Возможности арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

    подготовила: воспитатель изодеятельности

     I квалификационной категории

     Огуреева Алла Борисовна

     МБДОУ №12 "Рябинка"

    nas-efan@yandex.ru

    Анатация.

    В данной работе говорится о целесообразности и высоком потенциале

    технологий арт-терапии и возможностей их использования в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

     Вступительная часть.

     Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.

    Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом к ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

    В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенкаребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии.

    Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными. И в этом нам может помочь арт-терапия.

    Арт-терапия или, буквально, "терапия искусством". Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира, гармонизация личности. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно интегрировать его в общество.

    Цель арт-терапии: Формирование и укрепление психологического здоровья ребенка, и развитие его творческого потенциала.

    Задачи: 

    • Расширять эмоциональный опыт;
    • Обучать новым приёмам рисования и развивать умение

    экспериментировать;

    • Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей;
    • Снижать эмоциональное и мышечное напряжение;
    • Совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
    •  Воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество;
    • Развивать познавательные процессы;
    • Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.

    II. Теоретическая – демонстрационная часть.

    Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми. В том числе и нетрадиционных техник рисования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. 

    Рисование пальцами, ладошками.

    Можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

    Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от социального давления.

    Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. (демонстрация детских рисунков)

    Рисование предметами окружающего пространства:

     мятой бумагой, губкой, зубными щетками, ватными палочками, ватными дисками, коктейльными соломинками, спичечными коробками, свечой, пробками. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для педагога знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. ( демонстрация детских рисунков)

     Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами

    Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

    С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На листе бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

    Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, соли, вермишели и т.д.

    Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

     ( демонстрация детских рисунков)

    Монотипия

    «Излечивает гнев и заполняет время» (О.А. Никологорская и Л.И. Маркус).

    Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» — «один», так как отпечаток в этой технике получается только один, на одном и том же листе можно делать несколько оттисков;

    «Кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

     ( демонстрация детских рисунков)

    Техника «Фроттаж»

    Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: грубые ткани, теснённые обои или картон, любые выпуклые изображения.  

     Это может быть кружева, гофрированный картон, детали от конструктора, москитная сетка, подошва обуви, обои с выпуклым рисунком, расчески и многое другое. Цвета, которыми штрихуют поверхность, для получения художественного эффекта, добавляют и накладывают друг на друга.

     С помощью техники фроттаж можно делать отпечатки листьев, любых выпуклых рисунков.

    Можно самим сделать коллаж.  Возьмите лист картона любого цвета и разложите на нём элементы будущего рисунка(вырезанные самостоятельно или купленные), закрепите их клеем.

    Накройте элементы листом неплотной бумаги.

    Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте поверхность карандашами. Можно  распечатать из интернета любую понравившуюся вам раскраску. И  подкладывая под бумагу различные фактуры, раскрасьте рисунок. Оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Создает настрой на активность, тонизирует ребенка. 

    ( демонстрация детских рисунков)

     Рисование с солью

    Соль применяется для получения фактур. Если насыпать несколько крупинок соли на сырую краску, она впитает ее и высохнет, образуя увлекательные фигуры, похожие на снежинки. Результат может быть различным, в зависимости от количества крупинок соли и расстояний между ними. Влага также играет важную роль. Чем краска сырее, тем шире пятна от каждой крупинки. Большое количество соли произведет эффекты, которые будут имитировать фактуру пористого камня, снега, или определенного типа растительности. Рисование в этой технике даёт незабываемые положительные эмоции, помогает ребёнку реализовывать свой творческий потенциал.

    ( демонстрация детских рисунков)

    Используемая литература:

    • Барсукова О. В. Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 33-35. 
    • Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
    • Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

    интернет источники:

    • dshi11.muzkult.ru
    • logo-defect.ru
    • togou12.68edu.ru
    • maam.ru
    • kopilkaurokov.ru›

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

    Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

    Рекомендация для воспитателей «Возможности пальчиковой гимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

    В статье представлен каротека  тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

    «Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

    Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

    Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

    Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

    Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"

    Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...

    «Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)

    Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...