«Опыт использования игр и дидактических пособий учителем-логопедом в коррекционной работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями»
статья

Сирина Алёна Сергеевна

В «Детском саду №8» г. Ялуторовска состоялось городское методическое объединение учителей-логопедов, на котором были представлены методы и приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. Коллегам был представлен опыт использования игр и дидактических пособий по технологии В.В.Воскобовича, переработанный и адаптированный мной для детей с особыми образовательными потребностями.

Суть логопедической находки заключается в активном включении речевых задач в коррекционно - образовательный процесс с использованием дидактических пособий, изготовленных мной, как элемент игровой технологии. Сегодня я хочу поделиться опытом использованием своих дидактических пособий к технологии В. Воскобовича на примере развития фонематических процессов.

Мой девиз «Учись, учиться», как нельзя, кстати, подходит к теме: «Опыт использования игр и дидактических пособий учителем-логопедом в коррекционной работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями»

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мероприятия в процессе активного взаимодействия по освоению опыта использования игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича и дидактических пособий.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с дидактическими пособиями для применения в коррекционной работе с детьми ООП;
  • Привлечь педагогов к совместной деятельности;
  • Продемонстрировать использование многофункциональных дидактических пособия для развития фонематических процессов;
  • Развивать творческую активность педагогов.

В своей деятельности я постоянно ищу новые приемы, технологии, не забывая при этом, что наиболее близкий и естественный вид деятельности ребёнка — это игра.  Я остановилась на технологии «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Это автор игр и пособий, создатель развивающей методики для детей.

   В основе технологии лежат принципы: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.  Несмотря на то, что игры предназначены для развития сенсорных эталонов, памяти, внимания, мышления, я адаптировала их к использованию в логопедической практике для детей с особыми образовательными потребностями.

   Преодоление нарушений развития фонематических процессов требует целенаправленной комплексной логопедической работы, в ходе специальных коррекционных упражнений и заданий с использованием данной технологии.

   В практической деятельности по формированию фонематического восприятия и слуха, я опираюсь на работу Филичевой Татьяны Борисовны. Автор выделяет шесть этапов работы.

Игра: «Чудо - мешочки».  (I этап — узнавание неречевых звуков).

Перед вами лежат «квадратики», послушайте их, как они шумят. У каждого квадратика имеется свой определенный звук. Вам необходимо по звуку соотнести их с чудо-мешочками. Достаньте по одному мешочку и послушайте, затем соотнесите.

Игра: «Угадай-ка». (II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз).

Перед вами расположены шарики на шнурке. Сейчас мы с вами будем определять высоту голоса. И первый герой это?

Медведь у нас рычит (Ы-Ы-Ы), покажите с помощью шарика высоту голоса, какой вы слышите высокий или низкий? И произнесите ваш результат.

Комарик пищит (З-З-З), покажите с помощью шарика высоту голоса, какой вы слышите высокий или низкий? И произнесите ваш результат.

Аня плачет (А-А-А), покажите с помощью шарика высоту голоса, какой вы слышите высокий или низкий? И произнесите ваш результат.

Пароход гудит (У-У-У), покажите с помощью шарика высоту голоса, какой вы слышите высокий или низкий? И произнесите ваш результат.

Следующие герои к нам пришли - это гномы: «Желе», он весёлый.  «Охле», он застенчивый.  «Фи», он высокомерный. Сейчас вам предстоит проговорить фразу с разной интонацией в роли гномов. Я буду показывать их, а вы произносите фразу нужной интонацией.

 

 

Игра «Не ошибись» (III этап — различение слов, близких по звуковому составу).

Перед фокус группой лежат красный и зеленый лепесток. Логопед показывает картинку, задача фокус группы, когда услышат правильное название предмета показать логопеду зеленый лепесток, если же название слышат не правильно, то красный лепесток.

Пример: [вагон – вакон - фагон – вагон – факон – вагом].

[бананы - паманы – бананы - банамы – баваны - даваны - бананы-ванамы].

 

 

 

Игра: «Повтори слоги» (IV этап — дифференциация слогов).

У вас на карточках написаны слоги и указаны кружки определённого цвета. Я буду произносить цепочки слогов, а вы постарайтесь выложить эту цепочку нужными кружочками.

[Дро-тро-тро-дро-дро-тро-дро-тро-тро-дро-тро-дро-тро-дро-дро-тро].

Игра: «Найди нужный домик» (V этап — дифференциация фонем).

Сейчас я буду показывать, и называть картинки, а вы слушайте внимательно. Если услышите в начале слова звук [С], то картинку нудно положить слева в домик, а если услышите в начале слова звук [З], то ее надо положить справа в домик».

Игра: «Где спрятался звук?» (VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа).

Перед вами 3 домика, как вы думаете, почему только в определённых окошках горит свет. Нам необходимо на слух определить место звука [Ш] в словах.

 

Для самооценки игровых ситуаций используется волшебный «Цветик-Семицветик», где наглядно просматриваются этапы работы по развитию фонематического восприятия и слуха.

 

При работе с детьми по данным этапам следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру.

Таким образом, применение дидактических пособий в совокупности с технологией В. В. Воскобовича в коррекционно-образовательном процессе является эффективным средством формирования основных компонентов речи и речевой активности у дошкольников с особо образовательными потребностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx282.38 КБ

Предварительный просмотр:

В «Детском саду №8» г. Ялуторовска состоялось городское методическое объединение учителей-логопедов, на котором были представлены методы и приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. Коллегам был представлен опыт использования игр и дидактических пособий по технологии В.В.Воскобовича, переработанный и адаптированный мной для детей с особыми образовательными потребностями.

Суть логопедической находки заключается в активном включении речевых задач в коррекционно - образовательный процесс с использованием дидактических пособий, изготовленных мной, как элемент игровой технологии. Сегодня я хочу поделиться опытом использованием своих дидактических пособий к технологии В. Воскобовича на примере развития фонематических процессов.

Мой девиз «Учись, учиться», как нельзя, кстати, подходит к теме: «Опыт использования игр и дидактических пособий учителем-логопедом в коррекционной работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями»

Цель: 

Повышение профессиональной компетентности педагогов – участников мероприятия в процессе активного взаимодействия по освоению опыта использования игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича и дидактических пособий.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с дидактическими пособиями для применения в коррекционной работе с детьми ООП;
  • Привлечь педагогов к совместной деятельности;
  • Продемонстрировать использование многофункциональных дидактических пособия для развития фонематических процессов;
  • Развивать творческую активность педагогов.

В своей деятельности я постоянно ищу новые приемы, технологии, не забывая при этом, что наиболее близкий и естественный вид деятельности ребёнка — это игра.  Я остановилась на технологии «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Это автор игр и пособий, создатель развивающей методики для детей.

   В основе технологии лежат принципы: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.  Несмотря на то, что игры предназначены для развития сенсорных эталонов, памяти, внимания, мышления, я адаптировала их к использованию в логопедической практике для детей с особыми образовательными потребностями.

   Преодоление нарушений развития фонематических процессов требует целенаправленной комплексной логопедической работы, в ходе специальных коррекционных упражнений и заданий с использованием данной технологии.

   В практической деятельности по формированию фонематического восприятия и слуха, я опираюсь на работу Филичевой Татьяны Борисовны. Автор выделяет шесть этапов работы.

Игра: «Чудо - мешочки».  (I этап — узнавание неречевых звуков).

Перед вами лежат «квадратики», послушайте их, как они шумят. У каждого квадратика имеется свой определенный звук. Вам необходимо по звуку соотнести их с чудо-мешочками. Достаньте по одному мешочку и послушайте, затем соотнесите.

Игра: «Угадай-ка». (II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз).

Перед вами расположены шарики на шнурке. Сейчас мы с вами будем определять высоту голоса. И первый герой это?

Медведь у нас рычит (Ы-Ы-Ы), покажите с помощью шарика высоту голоса, какой вы слышите высокий или низкий? И произнесите ваш результат.

Комарик пищит (З-З-З), покажите с помощью шарика высоту голоса, какой вы слышите высокий или низкий? И произнесите ваш результат.

Аня плачет (А-А-А), покажите с помощью шарика высоту голоса, какой вы слышите высокий или низкий? И произнесите ваш результат.

Пароход гудит (У-У-У), покажите с помощью шарика высоту голоса, какой вы слышите высокий или низкий? И произнесите ваш результат.

Следующие герои к нам пришли - это гномы: «Желе», он весёлый.  «Охле», он застенчивый.  «Фи», он высокомерный. Сейчас вам предстоит проговорить фразу с разной интонацией в роли гномов. Я буду показывать их, а вы произносите фразу нужной интонацией.

Игра «Не ошибись» (III этап — различение слов, близких по звуковому составу).

Перед фокус группой лежат красный и зеленый лепесток. Логопед показывает картинку, задача фокус группы, когда услышат правильное название предмета показать логопеду зеленый лепесток, если же название слышат не правильно, то красный лепесток.

Пример: [вагон – вакон - фагон – вагон – факон – вагом].

[бананы - паманы – бананы - банамы – баваны - даваны - бананы-ванамы].

Игра: «Повтори слоги» (IV этап — дифференциация слогов).

У вас на карточках написаны слоги и указаны кружки определённого цвета. Я буду произносить цепочки слогов, а вы постарайтесь выложить эту цепочку нужными кружочками.

[Дро-тро-тро-дро-дро-тро-дро-тро-тро-дро-тро-дро-тро-дро-дро-тро].

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\SZhq_st__x4.jpg

Игра: «Найди нужный домик» (V этап — дифференциация фонем).

Сейчас я буду показывать, и называть картинки, а вы слушайте внимательно. Если услышите в начале слова звук [С], то картинку нудно положить слева в домик, а если услышите в начале слова звук [З], то ее надо положить справа в домик».

Игра: «Где спрятался звук?» (VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа).

Перед вами 3 домика, как вы думаете, почему только в определённых окошках горит свет. Нам необходимо на слух определить место звука [Ш] в словах.

Для самооценки игровых ситуаций используется волшебный «Цветик-Семицветик», где наглядно просматриваются этапы работы по развитию фонематического восприятия и слуха.

При работе с детьми по данным этапам следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру.

Таким образом, применение дидактических пособий в совокупности с технологией В. В. Воскобовича в коррекционно-образовательном процессе является эффективным средством формирования основных компонентов речи и речевой активности у дошкольников с особо образовательными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Взаимодействие инструктора по физической культуре (бассейн) и учителя -логопеда при проведении коррекционной работы с дошкольниками

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива. Работая с детьми с нарушением речи перед педагогами став...

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...

Использование элементов арт-терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями

Детская арт-терапия – это простой, эффективный и безопасный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении. Здесь важен процесс творч...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО ПЕДАГОГОВ ДОУ. "Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями".

Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, ограниченными  возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (Из опыта работы)....

«Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

методическое обьединение «Инновационные технологии в  коррекционной  работе  с  детьми, имеющими особые образовательные потребности»...