Взаимодействие инструктора по физической культуре (бассейн) и учителя -логопеда при проведении коррекционной работы с дошкольниками
консультация по коррекционной педагогике на тему

Турцева Ольга Николаевна

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива. Работая с детьми с нарушением речи перед педагогами ставится ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФК И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития

Работа с детьми группы ОНР имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

С учителем-логопедом планируются физкультурно-оздоровительная работа с учетом коррекционно-воспитательных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта,  включаются упражнения на дыхание, координацию движений.

Включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на использование выразительных движений, мимики и жестов. При планировании совместной работы мы учитываем цели и задачи формирования речедвигательных навыков.

Целью проведения такой совместной работы являются:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • пространственной ориентации;
  • физиологического и речевого дыхания;
  • координации речи с движением;
  • развития речи у детей.

В совместной работе мы решили использовать следующие виды деятельности:

Общеразвивающие упражнения позволяющие укрепить опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивать координацию движений общей моторики и двигательную память, формировать правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.

Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.

Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях, закрепляют  лексико-грамматический материал.

Кроме того речевые игры помогают совершенствовать основные виды движений.

Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц.

Релаксация  используется  в конце занятия. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном в положении лежа, под музыку.

ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

N

Виды

Пример

Цель использования, в каких случаях используется

1

Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал… »

Современные: «1, 2, 3, 4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2

Слова–заклички в подвижных играх 

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит… »

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые… »

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3

Стихи на спортивную тематику 

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата,

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4

Спортивные термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5

Обговаривание правил игры 

Вопросы педагога:

- «Знаете ли вы такую игру? »;

- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

- «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6

Игровые зарядки

Ходьба:

«Жил на свете пес лохматый,

Очень важный был.

Ранним утром спозаранку

Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7

Речевые приемы 

Наклоны:

«Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух! »

Повороты:

«Часики, тик-так» и др

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8

Различные виды расчета при построении

«На 1, 2 – рассчитайсь! »,

«По – порядку рассчитайсь! »

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9

Стихи и песни тематического содержания

Песни:

Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура! » и др.

Стихи:

В. Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10

Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ

Голицина Н. С., Шумова И. М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др.

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятиям физической культурой.

11

Ритмическая и пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика:

Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем», «Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

12

Упражнения на развитие мелкой моторики 

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13

Дыхательная гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Планирование взаимодействия инструктора по физической культуре Желтовой О.В. с учителем – логопедом. Подготовительная к школе группа.

Совместно  с логопедами мы работаем  по теме «Коррекция речи и движения». План разработан для логопедичекой подготовительной к школе группы на календарный год....

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем  в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности  по физической культуре...

: *Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе физкультурно-оздоровительной работы*

консультация для педагогов ДОУ "Взаиммодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ...

План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда на учебный год в группе детей с ОНР 1-го года обучения

План взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в работе с детьми с ОНР 1-го года обучения разработан на один учебный год. Включает в себя пальчиковые гимнастики и речевые уп...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности

Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.Коррекцией речевого и о...