МАСТЕР - КЛАСС «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми »
учебно-методический материал

Казакова Лидия Владимировна

 

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер=класс30.41 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

«Использование методов и приемов наглядного моделирования  

в работе с детьми  »

 Подготовила и провела

старший воспитатель

Казакова Л.В.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Моделирование и его суть.

2.Требования, предъявляемые к моделям.

3.Виды моделей.

4.Методические рекомендации по введению моделей в учебный процесс.

5.Использование метода моделирования в различных видах детской деятельности.

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Доступность метода моделирования для дошкольников была доказана психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным).

Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т.д. ( Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М.Крылова, В.И.Логинова, Л.А.Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).

Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от несущественных в данном конкретном случае. Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

 

      По мере освоения  детьми способа замещения предметов, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать их к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

     Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы   для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Требования, предъявляемые к модели


Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду 
требований:

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
4. она должна облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

Виды моделей

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей: 

1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре, , модель глаза, строение человека, и т.д.) Сообщение воспитателя Баландиной В.Ю.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды. Сообщение воспитателя Казаковой Л.В.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Сообщение воспитателя Сердюк Н.В.

 

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

- использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);

- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).

На начальных этапах внедрения моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции, наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец.

Методические рекомендации по введению моделей

в образовательный процесс

Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств:

1. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.

2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1.Моделирование в математическом развитии детей.
а) Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
б) Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. 
в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.
г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года.

2. Моделирование в разделе « Ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей».
а) Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация (приложение 1)
Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.
б) Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок (приложение 2)
в) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине (приложение 3)
г) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей.
а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой 
в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

4. Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

5. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
Яркий пример моделирования в этом разделе – создание модели в виде лесенки из 5-ти ступеней под названием «структура трудового процесса». В результате освоения этой модели у детей формируется чёткое представление о трудовом процессе, о том, что он «условно» состоит из 5-ти компонентов.

1. Постановка цели и мотивация трудового процесса.

2. Отбор предметов труда.

3. Трудовое оборудование.

4. Порядок трудовых действий.

5. Результат труда.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

Использование схем и карточек – символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Приемами наглядного моделирования являются:

  • заместители,
  • пиктограммы,
  • мнемотаблицы.

Замещение - это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры или полоски;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Перед вами на слайде использование приема замещения к русской народной сказке  «Репка»

Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах :

  • как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
  • как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
  • как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
  • как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
  • как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Перед вами на слайде использование приема пиктограммы к сказке «Три медведя»

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Перед вами на слайде мнемотаблица к русской народной сказке «Колобок» .

Использование наглядных  моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

Использование наглядного моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Дополнительные сообщения воспитателей по теме.

Список использованной литературы:

  1. Венгер, Л. Психология/Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 1988.
  2. Основы теории подобия и моделирования (терминология) / М.: Наука 2003 г. 25с.
  3. Гальперин П. Л. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.,1984.
  5. Лукашевич В. К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности / Минск “Наука и техника” 1983 г. 120с.
  6. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997.
  7. Вахрушева Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей, - М. : ФОРУМ, 2011.
  8. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. Шадринск: издательство ПО "Исеть", 1997.
  9. Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. – М.: Детство-Пресс, 2003.
  10. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольников. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР

Моделирование - как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях...

Мастер-класс для воспитателей "Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии наглядного моделирования.Задачи: познакомить педагогов с технологией наг...

МАСТЕР – КЛАСС «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми »

МОДЕЛИРОВАНИЕ–  процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объек...

Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР

Моделирование - как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях...

"Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ТНР"

Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения широки. Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно испол...

Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР

Использование приемов наглядного моделирования...