Дидактические игры с использованием пуговиц как средство развития лексико-грамматического строя детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Мосягина Людмила Ивановна

Методическая разработка описывает значимость применения дидактических игр с пуговицами для развития лексико-грамматического строя у детей с ОНР. Материал ориентирован на учителей-логопедов, работающих с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx288.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» города Кирова Калужской области

(дошкольные группы)

Методическая разработка на тему:

Дидактические игры с использованием пуговиц как средство развития лексико-грамматического строя детей с общим недоразвитием речи

Подготовила:

Мосягина Людмила Ивановна,

учитель-логопед

Киров, 2021г.

  1. Введение.

Словарь пятилетнего ребёнка в норме составляет 3-4 тыс. слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». Кроме того, к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

Опыт работы в дошкольном учреждении показывает, что в последнее время возросло количество детей с ОНР, в частности III и IV уровней, при которых  нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя речи, фонетики. При глубоком обследовании речи дошкольников с более лёгкими диагнозами («дислалия», «стёртая дизартрия»), прослеживаются элементы лексико-грамматического недоразвития.

Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III-IV уровней (далее ОНР) показано в исследованиях Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н. Н. Трауготт и др. Описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушение лексических и грамматических компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Б. М. Грин-IIIпуна, В. А. Ковшикова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др. Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.). В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Нарушение формирования лексики у этих детей выражается в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слои и речи детей с OНР многообразны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Формирование грамматического строя речи при ОНР происходит также с большими трудностями. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OНP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

Таким образом, проблема формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР весьма актуальна на сегодняшний день и требует системной работы в данном направлении.

Вышеперечисленные особенности позволили сделать вывод о необходимости разработки и реализации логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи детей 5-7 лет с ОНР. Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, то можно добиться значительных результатов, поэтому было принято решение осуществлять обучение с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом послужили пуговицы и пособия из фетра.

Цель работы – обоснование значимости применения дидактических игр с пуговицами для развития лексико-грамматического строя у детей с ОНР.

Задачи:

- изучить методическую литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме;

- обосновать практическое применение игр;

- подобрать и систематизировать игры с пуговицами для практического использования в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.

Новизна данной работы заключается в попытке обобщить и систематизировать игры с пуговицами для создания новых возможностей в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

Предполагаемые результаты:

В итоге систематического использования дидактических игр и упражнений с пуговицами дети должны будут приобрести достаточно большой и хорошо систематизированный словарный запас, повысить уровень владения грамматическим строем речи.

  1. Основная часть.

В начале 2020-2021 учебного года было проведено обследование дошкольников с общим недоразвитием речи с целью выявления у них уровней развития словаря и грамматического строя (на основе дидактического материала Грибовой О.Е, Бессоновой Т.П.). На момент обследования в группе находилось 4 детей с ОНР. У всех дошкольников выявлен низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи (см. приложение 1).

Следующим шагом стало изучение литературы по данному направлению, поиск приёмов работы с детьми по развитию лексико-грамматического строя и внедрение их в структуру логопедического занятия. На сегодняшний день существует множество игр-драматизаций, словесных упражнений, которые способствуют положительному развитию лексики и грамматики у детей с ОНР. Систематизированный материал представлен в трудах Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, О.Е.Грибовой и др.

Однако для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР мною были выбраны дидактические игры с использованием пуговиц.

Почему именно пуговицы?

Научить ребёнка правильной речи и преодолеть её недостатки  лучше всего в дошкольном возрасте. Обучение проходит быстрее, если работу строить в игровой форме, т.к. ведущей деятельностью детей является игра, а дидактические игры могут успешно использоваться и как форма обучения и как самостоятельная игровая деятельность и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Нетрадиционным предметом для проведения дидактических игр являются пуговицы. Яркие, красивые пуговицы в виде животных, насекомых, растений, птиц и т.д.   привлекают внимание детей. Кроме того, игры с ними способствуют формированию координации движений, мелкой моторики, усидчивости, а также коррекции всех сторон речевого развития детей. А ещё они экологичны, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, они легко поддаются обработке.

Методические приёмы применения дидактических игр с пуговицами:

  • Игры должны проводиться в присутствии учителя-логопеда (в целях безопасности).
  • Все дидактические игры с пуговицами носят кратковременный характер, чтобы не снижалась умственная активность детей.    
  • Дидактические игры встраиваются в структуру логопедического занятия.
  • Игры с пуговицами могут быть использованы в групповой и индивидуальной работе.
  • Список пуговичных игр может быть рекомендован родителям в качестве домашнего задания.

Начало коррекционно-развивающей работы с использованием пуговичных игр приходится ориентировочно на период с октября по апрель месяцы.

Работа велась по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

  • активизация и обогащение словаря по теме;
  • описание предметов, особенностей строения;
  • называние действий с данными по теме предметами;
  • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;
  • употребление предлогов;
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Дидактические игры были систематизированы и использовались на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Индивидуальная работа строилась с учетом особенностей конкретного ребенка, соответственно варьировался и подбор игр (см.приложение 2).

В данном направлении, по развитию лексико-грамматического строя речи, была проведена работа с родителями: беседы, рекомендации, мастер-класс «Занимательные логоигры» (см.приложение 3), что позволило заинтересовать взрослых и улучшить качество выполнения домашних заданий.  Мотивация родителей, в совокупности с коррекционной работой учителя-логопеда дала положительный эффект в активизации речи, обогащении словарного запаса, развитии грамматических категорий и связной речи дошкольников.

  1. Выводы:

В феврале 2021г. в процессе проведения наблюдений, бесед и речевых игр было отмечено, что дети стали правильно называть ряд слов по темам: «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Транспорт», «Птицы», «Профессии», которые вызывали у них затруднения. В активной речи детей чаще стали использоваться прилагательные, приставочные глаголы. При небольшой помощи учителя-логопеда дети образовывали существительные во множественном числе и существительные с уменьшительным суффиксом, верно понимали и употребляли предлоги. У дошкольников не вызывало затруднений по просьбе взрослого составить предложения по картинке.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что коррекционно-развивающие игры с использованием пуговиц делают логопедические занятия не только увлекательными, весёлыми, но и высокоэффективными. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствуют успешному усвоению лексико-грамматического строя речи.

Список использованной литературы:

  1. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие.— М.: Айрис-пресс, 2005.— 96 с.
  2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1997. – 64с.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005.- 320с.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Литера, 2001. -150 с.
  5. Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 129 с.
  6. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника.100 логопедических игр для детей 4-6лет. -  СПб.: Издательский дом «Нева»; Москва «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005. – 240с.
  7. Тихомирова Е.В. Занимательные логоигры для детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2020.- 64с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. -202 с.

Приложение 1. Обследование лексико-грамматического строя детей с ОНР.

Обследование словарного запаса.

  1. Объём пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки.

  1. Называние предмета по описанию.

  1. Обобщающие понятия.

  1. Понимание сходных по звучанию слов.

  1. Лексическая сочетаемость слов.

  1. Многозначность слов.

Обследование грамматического строя речи.

  1. Составление сложносочинённых предложений с опорой на картинки и карточки

  1. Составление сложноподчинённых предложений с опорой на картинки и карточки

  1. Самостоятельное составление предложений по картинкам.

  1. Согласование имён существительных с прилагательными.

  1. Согласование имён существительных с глаголом.

  1. Согласование имён существительных с притяжательными местоимениями.

  1. Употребление имени существительного в различных падежах

  1. Понимание и употребление предлогов

  1. Образование множественного числа имён существительных

  1. Употребление уменьшительных суффиксов имён существительных

  1. Употребление приставок при образовании глаголов

Приложение 2. Дидактические игры по развитию лексико-грамматического строя:

Игры для обогащения и активизации словарного запаса

«Прятки»

Дидактическая задача: формирование активного словаря детей.

Игровое правило: назвать найденную пуговицу.

Игровое действие: найти пуговицу в песке, фасоли или фольге.

Оборудование: ёмкость с песком, фасолью, фольга, пуговицы.

Ход игры:

Учитель-логопед помещает пуговицы в ёмкость с песком, фасолью, заворачивает их в фольгу и просит ребёнка отыскать «потеряшки». Когда ребёнок находит пуговицу, он её называет.

«Кто как передвигается?»

Дидактическая задача: учить различать глаголы.

Игровое правило: подобрать слово-действие.

Игровое действие: взяв пуговицу-предмет  рассказать, как он передвигается.

Оборудование: пуговицы в виде девочки, божьей коровки, птицы, бабочки, рыбы, улитки, лошади.

Ход игры

Учитель-логопед объясняет ребёнку правила игры: «Посмотри на пуговицы-предметы  и расскажи, кто как передвигается: девочка идёт, божья коровка летает. А как может передвигаться  птица (летать), бабочка (порхать), рыба (плыть), улитка (ползать), лошадь(скакать) ...».

«Я начну, а ты продолжи»

Дидактическая задача: учить подбирать слова-антонимы.

Игровое правило: закончить предложение, досказав словечко.

Игровое действие: ребёнок выбирает пуговицу, и заканчивает фразу начатую логопедом.

Оборудование: блюдце, пуговицы в виде самолёта, ёлки, ягоды клубники, гриба...

Ход игры.

Учитель-логопед держит в руках блюдце с пуговицами. Объясняет правила игры. Ребёнок берёт одну пуговицу по своему усмотрению. Далее логопед начинает фразу, а ребёнок заканчивает её: Самолёт может летать высоко, а может и ...(низко).Ёлки могут быть высокие, а могут и...(низкие). Ягоды клубники могут быть мелкие, а могут быть и...(крупные).Грибы бывают съедобные и... (несъедобные)...

«Живая загадка»

Дидактическая задача: закрепление понятий по лексическим темам «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»; формирование правильного звукопроизношения.

Игровое правило: взяв пуговицу изобразить животное (птицу) движениями,  воспроизвести вслух крик животного (птицы).

Игровое действие: показать, как двигается животное (птица), произнесение звуков, которые издаёт это животное (птица).

Оборудование: пуговицы в виде домашних и диких животных, зимующих и перелётных птиц, коробочка.

Ход игры.

Учитель-логопед держит в руках коробочку с пуговицами. Объясняет правила игры. Ребёнок достаёт из коробочки одну пуговицу так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного (птицы) и его (её) движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное (птица).

«Времена года» (многофункциональное пособие-книжка)

Вариант 1.

Дидактическая задача: активизация и накопление словаря по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Зима»

Игровое правило: назвать слова к разным временам года

Игровое действие: ребёнок выбирает любую страницу в пособии-книжке, называет элементы, которые видит.

Оборудование:  многофункциональное пособие-книжка «Времена года» из фетра.

Ход игры:

Ребёнок выбирает любую страницу в пособии-книжке по одному из времени года, называет элементы, которые видит.

Вариант 2.

Дидактическая задача: обогащение словаря ребёнка глаголами-действиями

Игровое правило: подобрать глаголы к существительным

Игровое действие: ребёнок подбирает подходящий глагол к существительному.

Ход игры:

Учитель-логопед выбирает элемент из пособия, а ребёнок подбирает к нему подходящий глагол-действие. Например, дятел (сидит, стучит, летает).

«Отгадай, кто?»

Дидактическая задача: уточнение знаний о домашних и диких животных, птицах и их детёнышах.

Игровое правило: отгадать животное (птицу)

Игровое действие: ребёнок отгадывает загадку, выбирает пуговицу, соответствующую отгадке.

Оборудование: пуговицы в виде домашних и диких животных, птиц, картинки с изображением леса и дома.

Ход игры.

Учитель-логопед предлагает отгадать загадку, найти среди пуговиц, соответствующую отгадке и поместить рядом с картинкой леса или дома, т.е. определить домашнее или дикое животное.

«Какой? Какая? Какие?»

Дидактическая задача: учить подбирать прилагательные к  существительному.

Игровое правило: подобрать к пуговице слова, которые отвечают на вопрос: «Какой? Какая? Какие? »

Игровое действие: достав пуговицу из шкатулки подобрать к ней слова-признаки.

Оборудование: шкатулка, леска, пуговицы.

Ход игры: Учитель-логопед объясняет ребёнку название и правила игры. Даёт возможность достать пуговицу из шкатулки и подобрать к слову-предмету как можно больше слов-признаков.

«Кто? Какой? Что делает?»

Дидактическая задача: учить подбирать существительные, прилагательные,  глаголы.

Игровое правило: подобрать к пуговице слова, которые отвечают на вопрос: «Кто? Какой? Что делает?»

Игровое действие: достав игрушку из сундучка подобрать к ней слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Оборудование: сундучок, леска, пуговицы.

Ход игры:

Учитель-логопед объясняет ребёнку (детям) название и правила игры. Даёт возможность достать пуговицу из сундучка и назвать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия относящиеся к пуговице.

«Мемори»

Дидактическая задача: уточнить знания о диких и домашних животных.

Игровое правило: найти одинаковые пуговицы.

Игровое действие: переворачивать карточки, находить одинаковые пуговицы.

Оборудование: карточки из фетра с пуговицами на лицевой стороне.

Ход игры:

На столе лежат обратной стороной карточки из фетра. Ребёнок (или дети) переворачивает 2 карточки. Называет того, кто на них изображён. Если изображения совпадают, ребёнок забирает их себе, если не совпадают, переворачивает обратной стороной и продолжает игру.

Игры для развития грамматического строя речи

«Времена года» (многофункциональное пособие-книжка)

Дидактическая задача: составление предложений

Игровое правило: составить предложение с опорой на пособие

Игровое действие: выбрать любую страницу в пособии-книжке, рассказать, какое время года изображено и что именно происходит в это время.

Оборудование: многофункциональное пособие –книжка «Времена года» из фетра

Ход игры:

Ребёнок выбирает любую страницу в пособии-книжке, манипулируя разными элементами, составляет предложения.

«В гостях у гнома»

Дидактическая задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игровое правило: изменить слово так, чтобы оно обозначало название маленького предмета.

Игровое действие: выбрав пуговицу-предмет назвать его ласково.

Оборудование: пуговицы в виде предметов большого и маленького размера; борода, парик, колпак -для гнома.

Ход игры.

Учитель-логопед объясняет ребёнку правила игры. Предлагает распределить роли. Взяв пуговицу-предмет большого размера, называет её: «Это машина. А у вас, гномов, все предметы меньше. Найди машину меньшего размера и назови её». Ребёнок (гном) находит и называет: машинка. Аналогично рассматриваются другие предметы-пуговицы: мяч-мячик, цветок-цветочек, карандаш-карандашик, жук -жучок, клубника-клубничка, гриб-грибок. Неговорящего ребёнка просят: «Покажи куклу. А теперь покажи куколку».

«Кого мы увидели в зоопарке»

Дидактическая задача: учить образовывать существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Игровое правило: перечислить животных.

Игровое действие: ответить, кого ребёнок видит в зоопарке.

Оборудование: пуговицы с изображением животных, картинка с изображением зоопарка.

Ход игры:

Учитель-логопед размещает пуговицы на картинке с изображением зоопарка. Ребёнок называет, кого он видит: лису, слона, жирафа, енота и т.д.

«Кого не хватает?»

Дидактическая задача: учить образовывать существительные в родительном падеже единственного числа.

Игровое правило: назвать недостающую пуговицу.

Игровое действие: отгадать, какой пуговицы не хватает.

Оборудование: пуговицы.

Ход игры:

Учитель-логопед выкладывает пуговицы в ряд (5 шт.). Спрашивает: «Кто это?» Затем просит ребёнка закрыть глаза и убирает одну пуговицу. Ребёнок открывает глаза и называет недостающую пуговицу.

«Рыбалка»

Дидактическая задача: учить образовывать существительные в винительном падеже единственного числа, автоматизировать звук р.

Игровое правило: назвать пуговицу.

Игровое действие: с помощью «удочки» поймать рыбку, назвать, кого (или что) поймали.

Оборудование: рыбки из фетра, «удочка»

Ход игры:

На столе лежат рыбки из фетра, на лицевой стороне которых пришиты пуговицы. Ребёнок с помощью «удочки» ловит рыбку и называет, кого (или что) он поймал.

«Спаси зайчонка»

Дидактическая задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Игровое правило: назвать пуговицу с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Игровое действие: выложить дорожку из пуговиц, произносить их названия с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: игровое поле с изображением реки, домика, пуговицы.

Ход игры:

Учитель-логопед показывает игровое поле, на котором сидит зайчик. Логопед просит ребёнка помочь зайке перебраться через реку к своему домику. Ребёнок выкладывает дорожку из пуговиц и произносит их названия с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например, листик, машинка и т.д.

«Единственное-множественное»

Дидактическая задача: учить образовывать существительные во множественном числе.

Игровое правило: назвать пуговицы во множественном числе.

Игровое действие: достав пуговицу из шкатулки, подобрать к ней такую же, назвать предметы уже во множественном числе.

Оборудование: пуговицы, шкатулка.

Ход игры:

Учитель-логопед показывает пуговицу в виде какого-то предмета или животного и называет его. Ребёнок кладёт такую же пуговицу рядом и называет предметы уже во множественном числе. Например, подарок – подарки и т.д.

«Чья голова?»

Дидактическая задача: учить согласовывать прилагательное с существительным

Игровое правило: подобрать к пуговице слово, которое отвечает на вопрос «Чья?»

Игровое действие: взяв пуговицу, подобрать к ней прилагательное

Оборудование: пуговицы в виде голов животных.

Ход игры:

Ребёнок берёт пуговицу в виде головы животного и говорит, чья она, например, «лисья голова».

«Урожай»

Дидактическая задача: согласование числительного с существительным.

Игровое правило: посчитать фрукты.

Игровое действие: надев перчатку изображающую дерево посчитать количество на нём плодов (яблок, груш, слив)

Оборудование: перчатки с пришитыми на них пуговицами в виде яблок, груш, слив.

Ход игры:

Учитель-логопед объясняет ребёнку  правила игры, далее ребёнок  надев перчатку(дерево) считает пуговицы (плоды). Например, Одно яблоко, два яблока.......

«Посчитай-ка»

Дидактическая задача: согласование числительного с существительным.

Игровое правило: посчитать пуговицы.

Игровое действие: нанизывание пуговиц на леску.

Оборудование: леска, пуговицы.

Ход игры:

Учитель-логопед объясняет ребёнку  правила игры, далее ребёнок считает пуговицы и нанизывает их на леску. Например, Один карандаш, два карандаша....... При автоматизации звуков подбираются пуговицы с автоматизируемым звуком.

«Искалочка»

Дидактическая задача: согласование числительного с существительным, автоматизация звуков

Игровое правило: посчитать пуговицы

Игровое действие: найти одинаковые пуговицы

Оборудование: игрушка из фетра «Искалочка» (на определённый звук).

Ход игры:

Ребёнок находит одинаковые пуговицы, считает их, называет, чётко произнося автоматизированный звук.

«Куда закатилась пуговица?»

Дидактическая задача: формировать навык правильного употребления предлогов

Игровое правило: подобрать к пуговице слова с предлогом

Оборудование: игровое поле с изображением комнаты с мебелью и пуговица.

Ход игры:

Учитель-логопед перемещает пуговицу по картинке с изображением комнаты с мебелью и задаёт вопрос: «Куда закатилась пуговица?» Ребёнок отвечает: «Пуговица закатилась под шкаф (под стол, за диван, за стул) и т.д.» (или «Где лежит пуговица?»)

Приложение 3. Мастер-класс для родителей «Занимательные логоигры»

Цель: познакомить присутствующих с играми по речевому развитию дошкольников.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас  в нашей импровизированной студии. В эфире программа «Детский вопрос» и сегодня тема программы звучит так: «Занимательные логоигры». Гость нашей программы – воспитатель из г.N-ска Екатерина Алексеевна. Она пришла со своей проблемой. Итак, встречаем Екатерину Алексеевну.

Екатерина Алексеевна:  - Здравствуйте, уважаемая студия!

Ведущий: - Здравствуйте, Екатерина Алексеевна! Расскажите, что у вас случилось.

Е.А.: - Я работаю в детском саду. В моей группе находятся дети 5-летнего возраста. Проведённая диагностика в начале года выявила проблемы в речевом развитии детей. Во –первых, низкий словарный запас, нарушенное звукопроизношение, нарушение грамматического строя. Плюс ко всему – низкая мотивация детей. Им ничего не интересно, они быстро отвлекаются. Даже не знаю, что делать.

Ведущий: - Обратимся с этим вопросом к эксперту детской коммуникативности.

Сообщение эксперта.

- Словарь пятилетнего ребёнка в норме составляет 3-4 тыс. слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». Кроме того, к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Однако в последнее время возросло количество детей с ОНР, в частности III и IV уровней, при которых  нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя речи, фонетики. Конечно, чем раньше начать работу с такими детьми, тем лучше будет результат по завершению программы дошкольного образования. На сегодняшний день существует множество игр-драматизаций, словесных упражнений, которые способствуют положительному развитию речи дошкольников. При этом самым эффективным приёмом остаётся игра.

Ведущий: - Итак, мы выяснили, что хорошим стимулом к обучению станет игра. Рассмотрим несколько игр с весьма обычными предметами – пуговицами. Почему пуговицы? Игры с ними способствуют формированию координации движений, мелкой моторики, усидчивости, а также коррекции всех сторон речевого развития детей. А ещё они экологичны, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, они легко поддаются обработке. При этом необходимо соблюдать важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности). Все логоигры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать её интереснее и решить сразу несколько поставленных задач. – Давайте на нескольких примерах разберём эффективность дидактических игр с пуговицами.

(родители выступают в роли детей, выполняют игровые действия) 

Игра 1. «Прятки»

Цель – формирование активного словаря детей.

Оборудование – ёмкость с песком, фасолью, фольга, пуговицы.

Логопед помещает пуговицы в ёмкость с песком, фасолью, заворачивает их в фольгу и просит ребёнка отыскать «потеряшки». Когда ребёнок находит пуговицу, он её называет.

Игра 2. «Кого не хватает?»

Оборудование – пуговицы.

Логопед выкладывает пуговицы в ряд (5 шт.). Спрашивает: «Кто это?» Затем просит ребёнка закрыть глаза и убирает одну пуговицу. Ребёнок открывает глаза и называет недостающую пуговицу.

Игра 3. «Разложи по группам»

Цель – формирование обобщающих понятий и введение в активную речь слов-обобщений.

Оборудование – пуговицы.

Логопед выкладывает пуговицы в виде различных предметов нескольких категорий: домашние, дикие животные, транспорт и т.д.. Ребёнок сортирует их, объединяя по определённому признаку. Затем он называет пуговицы в каждой группе и объясняет, почему так объединил.

Игра 4. «Спаси зайчонка»

Цель – формирование грамматических категорий.

У детей с нарушениями речи грамматический строй формируется с большими затруднениями. Объясняется это тем, что существует много языковых правил. Детям нужно научиться согласовывать слова по значению и звучанию, понимать их различия, устанавливать взаимосвязи между оттенком значения или различными грамматическими значениями слов. Детям, у которых имеются трудности в развитии грамматического строя речи, нелегко общаться со сверстниками и взрослыми, они не могут высказать свои мысли и чувства.

Оборудование – игровое поле с изображением реки, домика.

Логопед показывает игровое поле, на котором сидит зайчик. Логопед просит ребёнка помочь зайке перебраться через реку к своему домику. Ребёнок выкладывает дорожку из пуговиц и произносит их названия с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Например, листик, машинка и т.д.

Игра 5. «Единственное-множественное»

Оборудование – пуговицы.

Логопед показывает пуговицу в виде какого-то предмета или животного и называет его. Ребёнок кладёт такую же пуговицу рядом и называет предметы уже во множественном числе. Например, подарок – подарки и т.д.

Игра 6. «Чья голова?»

Оборудование – пуговицы в виде голов животных.

Ребёнок берёт пуговицу в виде головы животного и говорит, чья она, например, «лисья голова».

Игра 7. «Отгадай профессию»

Оборудование – пуговицы в виде часов, экскаватора, швейной машинки и т.д.

Логопед показывает пуговицы и спрашивает, представителю какой профессии нужен это предмет.

Игра 8. «Лети»

Цель – выработка длительного плавного выдоха.

Оборудование – тонкий шнурок, пуговицы в виде бабочки, птички.

Логопед подвешивает пуговицы на шнурок и просит ребёнка подуть так, чтобы птичка или бабочка полетели.

Игра 9. «Искалочка»

Цель – автоматизация звуков.

Процесс автоматизации звука заключается в длительных систематических тренировочных упражнениях. Автоматизировать звук – значит, ввести его в самостоятельную речь. Затем нужно учить детей дифференцировать звуки. Во время автоматизации и дифференциации бывает очень сложно удержать внимание детей, пробудить у них интерес к изучаемому звуку, сформировать навык использования звука в самостоятельной речи.

Оборудование – игрушка из фетра «Искалочка» (на определённый звук).

Логопед предлагает ребёнку игрушку-«искалочку». Он должен найти одинаковые пуговицы, назвать их, чётко произнося автоматизированный звук.

Игра 10. «Живое-неживое»

Оборудование -  пуговицы в виде объектов живой и неживой природы, в названиях которых есть заданный звук.

Логопед просит ребёнка разделить все пуговицы на 2 кучки: в одну положить пуговицы в виде предметов живой природы, в другую – в виде предметов неживой природы, а затем произнести их названия.

Игра 11. «Кто с чем?»

Оборудование – куклы Стас и Света, пуговицы, в названии которых есть заданный звук, например звук [с].

Логопед обращает внимание на куклы, сообщает, что их зовут Стас и Света. Предлагает подарить им разные пуговицы. Спрашивает: «Кто с чем?» Ребёнок отвечает: «Стас с ананасом» и т.д.

Игра 12. «Что в шкафу?»

Оборудование – игровое поле с изображением шкафа с пустыми полками, пуговицы в виде предметов, в названии которых есть звук [ш].

Логопед кладёт пуговицы на изображение полок шкафа и просит ребёнка рассказать, что в нём. Например: «В шкафу мишка», и т.д.

Игра 13. «Кто (что) как передвигается?»

Цель – пополнение лексического запаса.

Оборудование – пуговицы в виде предметов и животных.

Логопед предлагает взять пуговицу в виде предмета или животного и рассказать, как он (она) передвигается, подобрать слово-действие.

Ведущий: Как вы видите, дидактические игры с использованием пуговиц делают занятия не только увлекательными, весёлыми, но и высокоэффективными. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствуют успешному развитию речи детей. На этом наш мастер-класс подошёл к завершению. Прошу поделиться своими впечатлениями.

(присутствующие делятся своими впечатлениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Использование экспериментально-исследовательской деятельности при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема ...

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...

Проект для старших дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи»

Основное направление проекта: развитие артикуляционного аппарата у детей с ОНР с помощью чистоговорок, закрепление произношения поставленных звуков....

Отзывы на Проект для старших дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи»

В документе приведены отзывы родителей и педагогов на реализованный проект для дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...