Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Киреева Наталья Владимировна

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

  Составила и провела: Киреева Наталья Владимировна, учитель-логопед ГБДОУ 2 Кировского района города Санкт-Петербурга.

Необходимое время: 20 минут.

 Цель: Формирование представлений об осени, ознакомление с существенными признаками осени, активизация словаря.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Расширение представлений об осенних признаках;
  2. Уточнение словаря по теме: « Осень».

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Формирование плавного длительного выдоха.
  3. Формирование правильной артикуляции гласных звуков; а, о, у, и.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Развитие артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитание любви к природе;
  2. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: Грибок-Боровичок, листочки разных цветов, пенёк, карандаши цветные, альбомные листы, большое зеркало, плоды каштанов.

 Предварительная подготовка: Наблюдение во время прогулки за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев.

  Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед:  Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Логопед: Сегодня мы с вами погуляем по осеннему лесу.

              -По дорожкам,  по тропинкам,

                По лесу гулять пойдём

                Может быть в лесу осеннем

Мы боровичка найдём? (Дети идут по тропинке из листьев)

Логопед: Давайте позовём Боровичка, крикнем «ау», На звук «а» ротик –большой, а на звук «у»-губки вытянуты вперёд.

Дети: «Ау», «ау. (За ширмой раздаётся голос « ау»).

(Дети находят Боровичка, сидящего на пеньке).

Гриб-Боровик: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуй грибочек.

Гриб-Боровик: Я ходил-бродил по осенним дорожкам и много интересного увидел в осеннем лесу. Хочу, чтобы и вы посмотрели и послушали мультфильм про осень. ( Презентация про осень на экране).

Гриб-Боровик: Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Гриб-Боровик: Что осенью происходит?

Дети: Часто идут дожди ,ветер шумит, листочки падают с деревьев, птицы улетают на юг.

Гриб-боровик: Молодцы, ребята.

Логопед: Ребята, а давайте попробуем изобразить дождик, а ладошка будет нашим листочком.

             -Дождик, дождик

             -Кап, кап, кап,

         -Мокрые дорожки .

         -Нам нельзя идти гулять

         -Мы промочим ножки. ( Движениями рук дети изображают дождь и вместе с логопедом проговаривают последние слова).

Логопед: Ветер дует, листочки качаются и поют свои песенки:

  -осиновый: а-а-а

  -рябиновый: а-а-а

   -берёзовый: о-о-о  

  -дубовый: у-у-у  ( Дети вместе с логопедом поют гласные звуки).

Логопед: Дети, а давайте сами подуем на листочки, как дует ветер. Для этого вдохнём воздух через рот, а выдох  сделаем через ротик. Щёчки надувать не будем. ( Дети дуют на листочки).

Логопед: Чтобы ветерочек у нас получался хорошим, надо сделать гимнастику для щёк, язычка, губ. ( дети садятся за столы перед зеркалом).

Логопед: -Ротик-домик. А кто живёт в нашем домике?

Дети:- язычок.

Логопед: Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка! Вышел наш язычок погулять, лёг на крылечко( нижняя губка) и отдыхает. Надоело ему отдыхать и стал качаться он на качелях: Вверх-вниз( 5 раз). Спрятался язычок за заборчиком( зубками). Решил язычок покрасить свой заборчик белой краской, взял кисточку и стал красить сначала верхний заборчик, а затем нижний. (Дети выполняют упражнения движениями языка). Теперь покажите свой белый заборчик. Улыбнитесь. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи»

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного вос...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...

Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).

Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...