Главные вкладки

    Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Шуклина Ольга Александровна

    Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moe_vystuplenie.docx21.65 КБ
    Package icon задания по лексическим темам466.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Ласточка» станицы Новорождественской

    муниципального образования Тихорецкий район

    Выступление на тему:

    «Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи

    (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).»

    Учитель-логопед:

    О.А.Шуклина

    2018г.

    Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи

    (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).

    Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка, связной речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими только из-за своего аномального речевого развития. Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

    Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Леушина, А.М.Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).

    Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе (М.М.Алексеева, В.И.Яшина). Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию навыков у младших школьников.

    Как известно, связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью,  программированностью: говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал.

    Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного ее восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии.

    Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

    Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е. коммуникации. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. Первоначально эти навыки формировались в течение работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

    В работах Н.С.Жуковой, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, С. Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.

    Это неправильное употребление:

    – окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
    – падежных и родовых окончаний количественных числительных;
    – личных окончаний глаголов;
    – окончаний глаголов в прошедшем времени;
    – предложно-падежных конструкций.

    Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

    Поэтому работа, прежде всего, направлена на восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. Нормализация звуковой стороны речи создает условия для дальнейшего ее совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе решаются наиболее существенные задачи:

    – уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, активным использованием различных способов словоизменения и словообразования;
    – адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения;
    – развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

    Однако необходимо помнить, что обогащение лексики не следует ограничивать только накоплением у детей определенного количества слов. Необходимо постоянно раскрывать богатство и разнообразие связей и отношений между словами, а это предполагает постепенное усвоение групп слов, представляющих собой семантическую и логическую общность, имеющих свое формальное выражение в морфологической структуре. Иначе говоря, важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений).

    Исходя из этого, организация обучения детей с недоразвитием связной речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее адекватные для выражения его языковые средства. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний.

    Предлагаю подборку методического материала, который поможет в работе по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Весь материал представлен в виде картотеки, что очень удобно использовать на логопедических занятиях, при закреплении материала во второй половине дня воспитателями и как задание на дом. Картотека составлена по лексическим темам.

    Например, лексическая тема «Домашние животные»

    1. Чтение, пересказ.

    Дружок.

    Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

    2. Чтение, пересказ.

    Кошка.

    (рассказ-описание)

    У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка- домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.

    3. Расскажи о своем любимом домашнем животном.

    (используется мнемотаблица)

    1. Как называется «мама» и «папа» твоего любимого животного?
    2. Как выглядит? (окрас, форма, размер)
    3. Чем питается?
    4. Какую пользу приносит человеку?

    4.Что общего и чем отличаются?

    Кошка и собака, коза и корова.

    1. Объясни выражение.
    • Ослиное упрямство.
    • Собачья преданность.
    • Пустить козла в огород.
    • Живут как кошка с собакой

    6. Вопросы на засыпку!

    * Собака догоняет зайца. Кто впереди Кто сзади? Кто за кем?

    * У кого больше ног – у коня или у козы?

    7.Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать

    -Заворчал живой звонок, лег у двери поперек.

    Две медали на груди - лучше в дом не заходи.               (Собака)

    -С бородой, а не старик. С рогами, а не бык.

    Не конь, а брыкается. Доят, а не корова.                       (Коза)

    -У порога плачет, коготочки прячет.

    Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет.            (Кошка)

    -Спереди- пятачок, сзади- крючок,

    Посередине- спинка, а на ней- щетинка.                 (Свинья)

    8.Опиши животное, которому дали кличку по его внешнему виду.

    Пушок, Снежок, Шарик, Черныш, Рыжик, Звездочка, Буренка, Ночка, Пеструшка.

    9. Догадайся, каким будет четвертое слово,

    и объясни, почему ты так решил

    • Собака - щенок, кошка- котенок.
    • Рыба - чешуя, кошка -… (шерсть).
    • Лиса - лисий, кошка -… (кошачий).
    • Лиса- заяц, кошка-… (мышь).
    • Корова- бык, кошка- …(кот).
    • Конь - ноги, кошка- …(лапы).

    10.Объясни  словечко

    Белолобый,  быстроногий,  мясомолочная  (порода),  овцебык,  беспородный.

    11.Объясни  пословицы

    • Ласковый  телёнок  двух  маток  сосёт.
    • Цыплят  по  осени  считают.



    Предварительный просмотр:

    Тема: «8-е марта».                                                                                                     1.

    Отгадай  загадку  и  объясни,

    что  помогло  тебе  её  отгадать

         Я вам загадаю загадку, а вы разгадайте её!

    Кто ставит у пятку заплатку,

    Кто чинит и гладит бельё?

    Кто  дом  поутру  прибирает,

    Разводит  большой  самовар?

    Кто  с  младшей  сестрёнкой  играет

    И  водит  её  на  бульвар?

    Чьи  волосы  снега  белее,

    А  руки  в  морщинках,  сухи?

    Кого  я  люблю  и  жалею,

    О  ком  сочинил  я  стихи?                            (Бабушка)

    Тема: «8-е марта».                                                                                                        3.

    Объясни  пословицы

    • При  солнышке – тепло,  при  матери – добро.
    • Лучше  нету  дружка,  чем  родная  матушка.

    Кто  лишний  и  почему?

    • Мама,  папа,  доктор.
    • Брат,  сестра,  одноклассница.
    • Мама,  соседка,  бабушка,  дочка.
    • Мама,  март,  апрель,  май.

    Расскажи  о  своей  бабушке

    Тема: «8-е марта».                                                                                                     2.

    Чтение,  ответы  на  вопросы,  пересказ

    Женский  день

    Таня проснулась рано-рано и взглянула на календарь. На календаре стояло красное число: 8 марта.

    Таня вынула из ящика с игрушками свои подарки – две хорошенькие чашечки – и побежала смотреть, не проснулась ли бабушка. Бабушка уже проснулась; она пекла вкусный пирог. Таня перемыла всю посуду, подмела пол, постелила на стол чистую скатерть… И поставила свои чашечки…

    В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то говорила по телефону.

     – Тише, тише… – говорила  Таня. – Не разбудите маму… У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все тут женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день.

    В. Осеева  

    Вопросы: 1. Какие подарки приготовила Таня бабушке и маме?

                     2. Что  пекла  бабушка  к  празднику?

                     3. Как  помогала  бабушке  Таня?

                    4. Как Таня относилась к маме? Почему ты так  думаешь?

    Тема: «8-е марта».                                                                                                        4.

    Объясни  пословицы

    • Вся  семья  вместе – так  и  душа  на  месте.
    • Где  лад,  там  и  клад.
    • Где  любовь  да  совет,  там  и  горя  нет.

    Какое  слово  не  подходит?

    • Дочь,  дочка,  дочиста,  дочурка.
    • Бабушка,  бабуля,  бублик,  бабуся.

    Тема: «8-емарта».                                                                                                      5.

    Расскажи  о  своей  маме  по  плану:

    1. Как  зовут  твою  маму.
    2. Сколько  у  неё  детей.
    3. Что  она  делает  дома.
    4. Любимое  занятие  твоей  мамы.
    5. Как  выглядит  твоя  мама.
    6. Как  ты  ей  помогаешь.

    Тема: «8-е марта».                                                                                                        7.

    Назови  имена  и  отчества:

    Своё;  брата,  сестры (если  они  у  тебя  есть);  мамы,  папы;  бабушек,  дедушек.

    Вопросы  на  засыпку!

    • Мама старше  дочки  (иногда,  всегда,  никогда)?
    • Бабушка – это…  (папина  жена,  мамина  мама,  соседка,  мамина  подруга,  мамина  сестра)?

    Тема: «8-е марта».                                                                                                     6.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

    Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

    Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

    Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

    Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

    Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...

    Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".

    Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

    конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

    Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...