Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
статья по логопедии

Гринь Анна Борисовна

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. В логопедии при коррекции общего недоразвития речи традиционно уделяется очень большое внимание работе над лексико-грамматическими средствами языка. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества образования в этом направлении коррекционной деятельности учителя-логопеда. В статье рассматвается возможности использования игровой технологии, технологии проектов, ИКТ, методов наглядного проектирования в коррекционной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях.

Несформированность словаря наряду с несформированностью грамматических представлений являются наиболее значимыми, ведущими симптомами общего недоразвития речи, от устранения которых напрямую зависит успешность коррекционной работы по преодолению этой речевой патологии. Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

У детей с ОНР имеются существенные отклонения от нормы лексико - грамматической  стороны речи.    В исследованиях ряда авторов (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф. , Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.и др.) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи  наблюдаются трудности усвоения лексико-грамматических закономерностей родного языка. Нарушения лексики  проявляется прежде всего: в бедности активного словаря;  в неточном употреблении  многих слов, а также слов,  имеющие обобщённое значение; трудно усваиваются слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи  проявляется в многочисленных аграмматизмах,  функции словоизменения и словообразования не развиты. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций. По признанию многих специалистов (Жукова Н.С., Филичева Т.Б, Шаховская С.Н. ) основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Следует отметить, что особенностями развития данной категории детей является снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность. В логопедии при коррекции общего недоразвития речи традиционно уделяется очень большое внимание работе над лексико-грамматическими средствами языка. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества образования. Развитие логопедии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-воспитательного воздействии.

В соответствии с требованием ФГОС ДО использование инновационных средств коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР гармонично вписывается в традиционную  работу по развитию лексико-грамматического строя. Применение  новых методов не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию, а обеспечивает её логическую завершенность. Инновационные методы воздействия становятся перспективным средством формирования лексико-грамматического строя, способствует развитию памяти, внимания, самоконтроля у детей, позволяют максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия, обеспечивает интерес детей к речи, активизирует самостоятельную творческую деятельность и общение.

Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов. Его смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

С целью обогащения и активизации  словаря, формирования навыков словообразования и словоизменения в старшей  и подготовительной группах нами реализованы  проекты: «Слова - родственники», «Животные жарких стран. Травоядные и хищники», «Поговорим о языках...», «Полезные вещи: Глиняный горшок», «Такая разная посуда». Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности

Для ребёнка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, которая способствует развитию воображения, мышления, речи. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем мире, постигают все его сложности. Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. 

Для развития лексико – грамматической стороны речи детей с ОНР мною разработано многофункциональное дидактическое пособие «Одень маму, папу, дочку». Цель: упражнять детей в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов (разложи по полочкам), упражнять в образовании притяжательных прилагательных (чья одежда), упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё, упражнять в подборе прилагательных к существительным. Кофта (какая?) — красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная,  упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-, формирование навыка употребления существительных  во множественном числе, упражнять в умении согласовывать числительные с существительными, активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание (что лишнее).

Для упражнения детей в подборе родственных слов, обогащении словаря разработана игра «Чудесный сундучок» В сундучке лежат картинки – опоры (символы: слова – предметы, слова – действия, слова – признаки, «скажи – ласково», «назови огромный», «скажи много»),  а также картинки родственных слов.  Перечень игр:  «Составь семейку слов – родственников», «Называй, слова – родственники собирай», «Найди лишнюю картинку» Цель: Упражнять детей в подборе родственных слов. Обогащать и активизировать словарь; Упражнять детей в четком произношении слов. Развивать мышление;  память; слуховое внимание; наблюдательность; умение работать по инструкции.

В работе с дошкольниками с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий, я использую зрительные символы, когда каждая лексико-грамматическая категория приобретает своё условное изображение. Этот  метод, обусловлен тем, что словесный метод обучения детей дошкольного возраста с речевой патологией без опоры на наглядность малоэффективен в связи с особенностями вербального внимания у детей данной категории. Зрительный символ при формировании лексико-грамматических категорий является эффективным средством, облегчающим процесс восприятия лексико-грамматических категорий за счёт образования искусственных ассоциаций;  является средством для формирования  понимания  и различения  значения, которые заключены в лексических и грамматических единицах; является вспомогательным средством  при построения будущего высказывания.

Использую метод наглядного моделирования в  играх  и упражнениях «Кто больше» «Один-много», «Живой-неживой», «Назови ласково», «Назови детенышей», «Собери семейку», «Какой, какая, какие?», «Сосчитай-ка» «Большой, маленький», «Мой, моя, мои»,  «Скажи наоборот», «Два и пять», «Один, одна, одна». Для игр используются опорные картинки, стилизованные изображения реальных предметов, карточки-символы, различные по форме и по цвету.  

Для развития способности детей совершать действия с лексико-грамматическим материалом, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания, с опорой на символы лексико-грамматических категорий, использую  пособие «Волшебный кубик».     Использование зрительных стимулов доказывает свою эффективность, как на стадии обучения, так и в практической деятельности по закреплению пройденного материала на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

          Одна из эффективных инновационных  технологий – квест – игра. Квест - это форма игровой педагогической технологии,  которая выступает в роли специфического педагогического инструментария в организации единого интегративного процесса  совместной деятельности  детей и педагога. В квесте коррекционно – образовательная задача осуществляется через игру, носит поисковый характер, реализует разные виды деятельности: двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной.

Во время проведения квеста с целью обогащения , активизации словаря  «Дикие животные зимой», дети логопедической подгруппы,  получив большой эмоциональный заряд, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи. В квест – игру отлично укладываются  активные методы обучения, такие как: «Комплименты», «Поздороваемся ладошками» (на улице «Поздороваемся варежками), «Корзина идей», «Карусель», работа в группах, работа в парах, методы релаксации.  Все эти методы строятся в основном на диалоге, обучают детей действовать по правилам, либо по роли, побуждают к самостоятельным высказываниям, умению задавать вопросы, пояснять, доказывать. Но, играя и путешествуя, дети в игре достигают конкретного результата, поставленной цели  занятия.

Таким образом,  использование квест – технологии в собственной практике убедило меня в том, что эта игра обладает большими потенциальными возможностями и, как инновационная форма обучения, положительно сказывается на качестве комплексной логопедической работы.

          Принимая во внимание бедность зрительных и слуховых представлений ребенка, необходимо предлагать  детям много речевых заданий и упражнений на формирование лексико-грамматических компонентов речи. Использование ИКТ на занятиях по развитию речи имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. Формы использования ИКТ для формирования лексико-грамматических средств языка очень обширны:

электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе:

- специальные компьютерные игры ( «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед»);

- использование готовых цифровых образовательных ресурсов: игры, презентации на сайтах «Мерсибо»;

- создание собственных презентаций и дидактических пособий (игр) в Microsoft PowerPoint.

        Грамотно подобранный материал, игры, тестовые задания позволяют отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

          Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то, при наличии речевого дефекта у ребенка, особое внимание обращаю  на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет  на функционирование речевых зон коры головного мозга. Область совершенствования методики – это игры и упражнения по формированию лексики и грамматического строя речи в сочетании с развитием мелкой моторики.

Для усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм,  дифференциация сходных понятий а также содействия  развитию координированных движений пальцев рук использую игры: «Подарки» «Дикие или домашние» «Красивые бусы» Разноцветные домики» «Продолжи ряд» «Собери шесть» «Фрукты - овощи» «Маленький-большой» . Игры содержат карточки. Дети классифицируют предметы и надевают карточки на шнурок.

Например:

Игра «Фрукты-овощи» (авторский вариант).

Цель: Обогащение словаря обобщающих слов, классификация предметов, развитие мелкой соторики.

Оборудование: Большие картинки «Сад» и «Огород» с закрепленными шнурками, предметные картинки овощей и фруктов.

Ход игры: предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображениями вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют ее, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным. Если ответ неправильный, картинка остается у ребенка, если ребенок верно назвал картинку и отнес ее к нужному понятию, он надевает ее на шнурок соответствующей большой картинки сад-огород. Игра заканчивается после того, как все картинки будут находиться у детей или надеты на шнурок. Выигрывает тот, у кого не будет картинок. В конце игры, оставшиеся картинки дети называют и объясняют еще раз.

       В ходе коррекционно – развивающего обучения с использованием инновационных технологий  можно наблюдать значительное улучшение   состояния лексико -  грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  У детей появился более обширный словарный запас, наличие правильно построенных предложений, заметных, грубо выраженных лексико-грамматических и фонетических затруднений делают устную речь этих детей более полноценной. 

Литература:

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов на Дону; изд. Феникс, 2011.

Безрукова О.А. Формирование системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / http://www.fonema.ru/site/library/?mode=ref&refid=0001

Дьячкова, Л.С. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР средствами ИКТ Логопед. - 2015. - №3

Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2009

Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - СПб. Логопедия под редакцией Л.С.Волковой – 2005

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста – СПб 2005

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей.

Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи –М. 2002

Фатихова, Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей Логопед. - 2014. - №

Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста 2007

Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи http://www.fonema.ru/site/library/?mode=ref&refid=0004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...

Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения

На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...

Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...

Конспект лексико-грамматического занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи Тема: «Обувь»

Цель: Формировать лексико-грамматическую сторону речи.                                         ...

Сказка как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи....