Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии по теме

Курдакова Елена Григорьевна

Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование лексико-грамматических средств языка

 у детей с общим недоразвитием речи».

        Учитель-логопед Е.Г. Курдакова

Нарушения речи – достаточно распространенное явление. К сожалению, в последнее время стало больше детей с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи. То есть детей, у которых в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их не  исправить в детском возрасте, вызывают  трудности общения с окружающими. В дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В комплексе речевых проблем детей с тяжелым нарушением речи можно выделить нарушения лексико-грамматического строя, а именно:

- Скудный номинативный словарь, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименования профессий, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых;

- Множественные лексические замены по различным типам: смешение по признакам внешнего сходства, замещение по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т.п.

- Неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением;

- Бедный предикативный словарь, например, незнание действий, связанных с профессиями;

- Трудности вызывает употребление в речи прилагательных. В самостоятельных высказываниях дети с тяжелым нарушением речи практически не употребляют прилагательные.

- Может быть нарушена структура предложений за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов;

- Дети затрудняются в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов;

- Недостаточно сформировано умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и косвенных падежах;

- Недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.

- Трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Причины речевых нарушений разнообразны, можно выделить следующие:

- Педагогическая запущенность;

- Наследственные факторы;

- Проблемы пренатального, натального и постнатального периода;

- Перенатальная энцефалопатия;

- Анатомические дефекты артикуляторного аппарата.

Учитывая огромные компенсаторные возможности мозга, при систематической работе, ребенка-логопата можно вывести из такого состояния. Дети с тяжелым нарушением речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах специальных детских садов.

В детском саду комбинированного вида проводятся индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. В своей работе логопед обязан учитывать состояние здоровья детей, так как в основном наши дети относятся к категории «часто болеющих детей», имеют диагноз бронхиальная астма, рецидивирующий абструктивный бронхит. Следовательно, подгрупповые занятия, в частности, по формированию лексико-грамматических категорий, должны быть ориентированы и на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с педагогом и сверстниками. В этой связи уместно сказать о значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности, которая позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для коррекционных целей целесообразно использование дидактической игры. Игра дидактическая имеет определенную структуру независимо от вида.  Структуру дидактической игры образуют:

1. Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

 2. отметить их нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость, Дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта  от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

На каждом занятии используются дидактические игры, но в детских садах для часто болеющих детей, для детей с хроническими, системными заболеваниями, использование только дидактических, игровых моментов недостаточно. У наших детей отмечается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Поэтому целесообразнее  использовать сюжетно-тематическую  организацию коррекционной работы. Занятия подчинены одной теме или сюжету, который обыгрывается с помощью персонажа: куклы Грамматейки.

 Грамматейка является и участником и гостем каждого занятия по формированию лексико-грамматических категорий. С куклой дети отправляются в различные путешествия, решают возникающие проблемы (дидактические игры и упражнения), отдыхают (упражнения на релаксацию), выполняют задание на включение в работу всех анализаторных систем, запоминают лексический материал, переживают неудачи и радуются.

Такое преподнесение учебного материала способствует спонтанному развитию речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

 В условиях детского сада комбинированного вида  специальных логопедических занятий с детьми с тяжелым нарушением речи недостаточно, и поэтому большое значение имеет организация работы с родителями и тесная взаимосвязь с воспитателями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...

Формирование навыков звуко-слогового анализа у детей с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования

Эффективным коррекционным средством является метод наглядного моделирования. С помощью схем и моделей ребёнок не только слышит, но и видит элементы речи, какой звук следует за каким, сколько всего зву...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Методические рекомендации для педагогов по развитию фонематической подсистемы языка у детей с общим недоразвитием речи

Одним из важнейших условий эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. В работе по развитию фонематических процессов можно выделит...