Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи
материал по коррекционной педагогике
Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведения, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Развитие эмоций у ребёнка происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи нередко ограничены в возможностях овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Поэтому коррекционная работа педагогов, родителей по формированию неречевых средств общения является для них основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Формирование неречевых
средств общения
у детей с общим недоразвитием речи
Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведения, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Развитие эмоций у ребёнка происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи нередко ограничены в возможностях овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Поэтому коррекционная работа педагогов, родителей по формированию неречевых средств общения является для них основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.
Основными задачами обучения неречевым средствам общения являются:
- развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего
мимические, жестовые и пантомимические движения;
- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
- формирование алгоритма восприятия лица и тела;
- обучение способам ориентировки на себе, от себя - в микро – и
макропространстве;
- обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих
человеку при выполнении различных видов деятельности;
- обучение адекватному восприятию выразительных поз животных (в соответствии с программой дошкольного воспитания); обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника по их внешним неречевым проявлениям;
- формирование приёмов и методов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
- обучение умению словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние их проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения и т. п.
- формирование интереса к общению;
- закладывание основы самоконтроля и произвольной психорегуляции.
Основные задачи:
* Развитие мышц лица, участвующих в мимике:
- развитие зоны бровей: учить опускать и поднимать брови, сдвигать их;
- развитие мышц губ: учить выпячивать губы вперёд, делать улыбку, показывать передние зубки;
- развитие мышц языка: учить умению уложить широкий и узкий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю губу, уложить на нижнюю губу, покачать «маятником», поиграть в «болтушку»
- развитие мышц щёк: учить надувать и вытягивать щёки;
* Развитие мышц, участвующих жестовых и пантомимических движениях:
- развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учить класть голову на правое плечо, грудь, откидывать голову назад;
- развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх, опускать их попеременно и одновременно;
- развитие мелкой моторики.
Решение этих задач предполагает следующие формы и методы работы:
- Мимическая гимнастика
- Логоритмика
- Общеразвивающие упражнения на утренней гимнастике и физкультурных занятиях
- Упражнения на развитие мелких мышц рук:
- пальчиковая гимнастика;
- игровые упражнения «Теневой театр»;
- рисование в воздухе кистями и пальцами рук.
Приёмы работы
- Этюды и игры на воспроизведение жестов и поз.
- Этюды на воспроизведение мимики.
- Этюды на воспроизведение мимики и пантомимики.
- Беседы по картине.
- Активные формы работы со стихотворением.
- Игротека.
- Работа со схемами.
Анализ проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие выводы:
- театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;
- разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств;
- создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной игры детей дошкольного возраста;
- театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;
- театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;
- театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;
- театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Таким образом, систематическое включение театрализованных игры в целостный образовательный процесс, содержание которого актуализирует эмоциональный опыт ребёнка; комплексное использование различных методов и приемов руководства театрализованной игрой, выполнение различных упражнений, этюдов, постоянное обогащение представлений детей об окружающем мире и стимулирование самостоятельной игры,
а также партнёрская позиция взрослого по отношению к ребёнку и их совместная творческая деятельность – это условия эмоционального развитие дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"
¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые ...
ДОКЛАД ТЕМА: « Коррекция речи и двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи на логоритмических занятиях».
Выступление на педагогической конференции...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...
План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»
Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями. Задачи: ·...
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)
Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Опытно - экспериментальная работа на тему " Формирование структуры фразы связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Опытно - эксперементальная работа ....