Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи
материал по коррекционной педагогике

Макарова Светлана Владимировна

           Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведения, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

          Развитие эмоций у ребёнка происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи нередко ограничены в возможностях овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Поэтому коррекционная работа педагогов, родителей по формированию неречевых средств общения является для них основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Формирование неречевых

средств  общения

у детей с общим недоразвитием речи

           Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведения, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

          Развитие эмоций у ребёнка происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи нередко ограничены в возможностях овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Поэтому коррекционная работа педагогов, родителей по формированию неречевых средств общения является для них основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.

Основными задачами обучения неречевым средствам общения являются:

-    развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего  

      мимические, жестовые и пантомимические движения;

-     развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

-     формирование алгоритма восприятия лица и тела;

-     обучение способам ориентировки на себе, от себя - в микро – и      

      макропространстве;

-     обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих  

     человеку при выполнении различных видов деятельности;

-       обучение адекватному восприятию выразительных поз животных (в соответствии с программой дошкольного воспитания); обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника по их внешним неречевым проявлениям;

-       формирование приёмов и методов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;

-        обучение умению словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние их проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения и т. п.

-        формирование интереса к общению;

-         закладывание основы самоконтроля и произвольной  психорегуляции.

Основные задачи:

*  Развитие мышц лица, участвующих в мимике:

-   развитие зоны бровей: учить опускать и поднимать брови, сдвигать их;

-   развитие мышц губ: учить выпячивать губы вперёд, делать улыбку, показывать передние зубки;

-   развитие мышц языка: учить умению уложить широкий и узкий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю губу, уложить на нижнюю губу, покачать «маятником», поиграть в «болтушку»

-    развитие мышц щёк: учить надувать и вытягивать щёки;

*   Развитие мышц, участвующих жестовых и пантомимических движениях:

-    развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учить класть голову на правое плечо, грудь, откидывать голову назад;

-     развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх, опускать их попеременно и одновременно;

-      развитие мелкой моторики.

Решение этих задач предполагает следующие формы и методы работы:

  • Мимическая гимнастика
  • Логоритмика
  • Общеразвивающие  упражнения на утренней гимнастике и физкультурных занятиях
  • Упражнения на развитие мелких мышц рук:

     -     пальчиковая гимнастика;

     -     игровые упражнения «Теневой театр»;

     -     рисование в воздухе кистями и пальцами рук.

                                     Приёмы работы

  • Этюды и игры на воспроизведение жестов и поз.
  • Этюды на воспроизведение мимики.
  • Этюды на воспроизведение мимики и пантомимики.
  • Беседы по картине.
  • Активные формы работы со стихотворением.
  • Игротека.
  • Работа со схемами.

Анализ проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие выводы:

- театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;

- разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств;

- создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной игры детей дошкольного возраста;

-  театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;

-  театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;

- театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;

- театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Таким образом, систематическое включение театрализованных  игры в целостный образовательный процесс, содержание которого актуализирует эмоциональный опыт ребёнка; комплексное  использование  различных методов и приемов руководства театрализованной игрой, выполнение различных упражнений, этюдов, постоянное обогащение представлений детей об окружающем мире и стимулирование самостоятельной игры,

а также партнёрская позиция взрослого по отношению к ребёнку и их совместная творческая деятельность – это  условия   эмоционального развитие дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...