Главные вкладки

    Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"
    презентация к занятию по логопедии (старшая группа) по теме

    Кишинька Елена Валентиновна

     

    ¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые упражнения,  которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon prezentaciya_opyta_2.zip2.95 МБ

    Подписи к слайдам:

    Технология опыта
    В группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается достаточно высокий процент детей, у которых имеются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и её восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет её
    смазанность
    и неотчётливость. Формирование фонематических представлений является одной из основных задач в системе коррекционной работы.
    колокольчики
    Моделирование и анализ предметного ряда
    Определение количества звуков в односложных словах
    Проблема
    Несформированность
    или возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей приводят в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
    Выделение первого и последнего звука в слове
    Ведущая идея
    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения, которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
    Монета
    Моделирование и анализ предметного ряда
    Задачи: развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать фонематические представления; способствовать усвоению значений слов “ряд”, “слева”, “справа”, “после”, “между”, “начало”, “середина”, “конец”; обучать моделировать и анализировать состав предметного ряда; закреплять умение детей осуществлять порядковый и количественный счет от 1-3 на материале предметного ряда.
    Определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах, словах
    ИОА; ОАИ; АИО
    КА; АК
    В СЛОВАХ

    Презентация опыта работы по теме: «Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения»
    Кишинька
    Елены Валентиновны,
    учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» посёлка Троицкий
    Скажи за героя сказки
    Выделение звука на фоне слова
    Результативность
    Данный опыт работы показывает, что системность применения предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на формирование фонематических представлений у дошкольников. Дети поступают в школу имея сформированный фонематический слух и исправленное звукопроизношение.
    Показатель выпущенных детей с чистой речью (2008-2010
    уч
    . год) увеличился по сравнению с предыдущим выпуском (2006-2008) с 54% , до 80% на контрольном этапе данного опыта. А низкий уровень уменьшился в итоге на 26%.

    Положительный результат в работе свидетельствует об эффективности разработанной системы.
    Задачи
    изучение методологических основ формирования фонематических процессов в научной литературе;
    обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
    подбор эффективных методов и приемов по развитию фонематических процессов у дошкольников;
    определение эффективности работы по формированию фонематических представлений в процессе использования дидактических игр и игровых упражнений.
    Ветер
    Определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах, словах
    ИОА; ОАИ; АИО
    КА; АК
    В СЛОВАХ

    Цель:
    создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения
    Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
    Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит.
    Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: малыш сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
    Определение места звука в звукосочетаниях, слогах, словах
    АУЫ; ИУА; ОЫУ
    ПА; ОП; ПУ
    В СЛОВАХ
    Цели и задачи
    III
    этапа
    Цель:
    развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов.
    Задачи
    :
    научить ребенка с ОНР ориентироваться в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой.
    формировать у дошкольников навыка чтения и письма («печатания»)
    Узнавание неречевых звуков
    Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика , скрип двери и другие бытовые звуки.
    Предложите ребёнку закрыть глаза , прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало
    Цели и задачи
    II
    этапа

    Цель
    : формирование фонематического анализа и синтеза.
    Задачи
    :
    - Обучение простым формам фонематического анализа:
    - выделение звука на фоне слова;
    - выделение первого и последнего звука в слове.
    - обучение сложным формам фонематического анализа:
    - определение места звука в звукосочетаниях, слогах и словах;
    - определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах и односложных словах;
    - определение количества звуков в односложных словах.
    - формирование навыка синтеза звуков в звукосочетания, слоги и односложные слова.
    - формирование фонематических представлений.
    Условия возникновения
    Возникновение опыта связано с тем, что на протяжении нескольких лет при наборе прослеживалось увеличение детей с диагнозом: ОНР, III уровень речевого развития, стертая форма дизартрии, у которых нарушения произношения сочетались с нарушением фонематического восприятия,
    несформированностью
    фонематических процессов.
    Работа по коррекции звукопроизношения и формированию фонематических представлений у детей сопрягалась с определенными трудностями и, как следствие, на выпуске детей в школу, прослеживался невысокий процент чистой речи.

     Выявленные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей требовали обязательной коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда. Поэтому встал вопрос о поиске более эффективных методов формирования фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи.
    Цели и задачи
    I
    этапа работы
    Цель
    : развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, фонематического представления, фонематической дифференциации и обобщения).
    Задачи
    :
    - развитие слухового восприятия на примере различения неречевых и речевых звуков;
    -развитие фонематического слуха, определяющего становление способности различать оппозиционные звуки как изолированные, в отрыве от звуковой модели слова;
    - формирование оптико-пространственной ориентировки;
    - обучение приемам моделирования и анализа состава предметного, изобразительного, графического ряда.
    Молоток
    Выбери слова, которые начинаются со звука «А»
    Формирование навыка синтеза звуков в звукосочетаниях, слогах, словах


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

    Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

    План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

    Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

    Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

             Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, ...

    Статья "Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры".

    "Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры"....

    Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

    Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

    Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения в средней группе для развития слухового внимания и фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи»

    Одним из важных факторов в социализации ребенка является речь. Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучия, но и для того, чтобы ребенок успешнее воспринимал р...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

    В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...