Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) по теме

Кишинька Елена Валентиновна

 

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые упражнения,  которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentaciya_opyta_2.zip2.95 МБ

Подписи к слайдам:

Технология опыта
В группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается достаточно высокий процент детей, у которых имеются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и её восприятия. Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет её
смазанность
и неотчётливость. Формирование фонематических представлений является одной из основных задач в системе коррекционной работы.
колокольчики
Моделирование и анализ предметного ряда
Определение количества звуков в односложных словах
Проблема
Несформированность
или возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей приводят в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
Выделение первого и последнего звука в слове
Ведущая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения, которые позволят повысить эффективность коррекционно-логопедической работы.
Монета
Моделирование и анализ предметного ряда
Задачи: развивать слуховое, зрительное внимание и память; формировать фонематические представления; способствовать усвоению значений слов “ряд”, “слева”, “справа”, “после”, “между”, “начало”, “середина”, “конец”; обучать моделировать и анализировать состав предметного ряда; закреплять умение детей осуществлять порядковый и количественный счет от 1-3 на материале предметного ряда.
Определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах, словах
ИОА; ОАИ; АИО
КА; АК
В СЛОВАХ

Презентация опыта работы по теме: «Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения»
Кишинька
Елены Валентиновны,
учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» посёлка Троицкий
Скажи за героя сказки
Выделение звука на фоне слова
Результативность
Данный опыт работы показывает, что системность применения предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на формирование фонематических представлений у дошкольников. Дети поступают в школу имея сформированный фонематический слух и исправленное звукопроизношение.
Показатель выпущенных детей с чистой речью (2008-2010
уч
. год) увеличился по сравнению с предыдущим выпуском (2006-2008) с 54% , до 80% на контрольном этапе данного опыта. А низкий уровень уменьшился в итоге на 26%.

Положительный результат в работе свидетельствует об эффективности разработанной системы.
Задачи
изучение методологических основ формирования фонематических процессов в научной литературе;
обследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
подбор эффективных методов и приемов по развитию фонематических процессов у дошкольников;
определение эффективности работы по формированию фонематических представлений в процессе использования дидактических игр и игровых упражнений.
Ветер
Определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах, словах
ИОА; ОАИ; АИО
КА; АК
В СЛОВАХ

Цель:
создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит.
Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: малыш сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
Определение места звука в звукосочетаниях, слогах, словах
АУЫ; ИУА; ОЫУ
ПА; ОП; ПУ
В СЛОВАХ
Цели и задачи
III
этапа
Цель:
развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов.
Задачи
:
научить ребенка с ОНР ориентироваться в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой.
формировать у дошкольников навыка чтения и письма («печатания»)
Узнавание неречевых звуков
Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика , скрип двери и другие бытовые звуки.
Предложите ребёнку закрыть глаза , прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало
Цели и задачи
II
этапа

Цель
: формирование фонематического анализа и синтеза.
Задачи
:
- Обучение простым формам фонематического анализа:
- выделение звука на фоне слова;
- выделение первого и последнего звука в слове.
- обучение сложным формам фонематического анализа:
- определение места звука в звукосочетаниях, слогах и словах;
- определение последовательности звуков в звукосочетаниях, слогах и односложных словах;
- определение количества звуков в односложных словах.
- формирование навыка синтеза звуков в звукосочетания, слоги и односложные слова.
- формирование фонематических представлений.
Условия возникновения
Возникновение опыта связано с тем, что на протяжении нескольких лет при наборе прослеживалось увеличение детей с диагнозом: ОНР, III уровень речевого развития, стертая форма дизартрии, у которых нарушения произношения сочетались с нарушением фонематического восприятия,
несформированностью
фонематических процессов.
Работа по коррекции звукопроизношения и формированию фонематических представлений у детей сопрягалась с определенными трудностями и, как следствие, на выпуске детей в школу, прослеживался невысокий процент чистой речи.

 Выявленные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей требовали обязательной коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда. Поэтому встал вопрос о поиске более эффективных методов формирования фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Цели и задачи
I
этапа работы
Цель
: развитие фонематического восприятия (фонематического слуха, фонематического представления, фонематической дифференциации и обобщения).
Задачи
:
- развитие слухового восприятия на примере различения неречевых и речевых звуков;
-развитие фонематического слуха, определяющего становление способности различать оппозиционные звуки как изолированные, в отрыве от звуковой модели слова;
- формирование оптико-пространственной ориентировки;
- обучение приемам моделирования и анализа состава предметного, изобразительного, графического ряда.
Молоток
Выбери слова, которые начинаются со звука «А»
Формирование навыка синтеза звуков в звукосочетаниях, слогах, словах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Статья "Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры".

"Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры"....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...

Опыт работы на тему: «Формирование навыков речевого общения у детей с общим недоразвитием речи»

Цель данной работы заключается в разработке системы коррекционного воздействия по формированию навыков речевого общения у детей с ОНР., Дети этой категории требуют иного подхода, так как нарушения реч...

Консультация на тему: «Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи»

Практика работы специальных дошкольных учреждений показывает, что у большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синт...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....