ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«Формирование навыков звукового анализа и синтеза
у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи)
через дидактические игры и упражнения»
Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением.
Несформированность навыка звукового анализа и синтеза отмечается у всех дошкольников, поступающих в речевую группу, и оказывает отрицательное влияние на развитие, общение и социализацию ребенка.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Т.к. звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии.
«Звуковой анализ» - это процесс разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
«Звуковой синтез» - это процесс объединения звуков в слог или слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Фонематическое восприятие - «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании», т.е. если ребенок не «слышит - не вычленяет» звук в потоке звуков, в слове, то он неправильно его анализирует, следовательно неправильно произносит звук.
И, конечно, своевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа и синтеза будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации
Свою работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников я строю через игры, т.к. игра - один из видов детской деятельности, которая представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности и, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
Известно, что дидактические игры используются взрослыми в целях воспитания и обучения, и широко распространены в системе дошкольного воспитания. Они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры.
Изучением особенностей овладения звуковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые: Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.К. Маркова, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков и другие.
Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. А это обозначает, что анализ звучащей и произносимой речи является исходным моментом в обучении детей чтению и письму. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем. Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок должен соотнести буквы с этими образами и благодаря этому понять смысл читаемого слова.
А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали о необходимости развития более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
А такие ведущие учёные как (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали о прямой зависимости между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.
Многие исследователи (Д. Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова и др.) считают, что эффективно в процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза учить изображать слово с помощью условных знаков (фишек) на модели, что в дальнейшем станет надежной основой для грамотного (без пропусков и замены букв) письма.
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала, а т.к. у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи этот навык на низком уровне, то я определила цель работы:
: Способствовать формированию навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с общим недоразвитием речи через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
- Формировать у воспитанников фонематический слух и восприятие.
- Формировать правильное звукопроизношение.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать внимание и память.
- Воспитывать интерес к родному языку, желание говорить правильно.
На I этапе моей работы поставлены следующие задачи:
- Определить критерии оценки речевого развития воспитанников с общим недоразвитием речи
- Выявить уровень речевого развития воспитанников - Создать условия для формирования навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения.
Чтобы реализовать поставленную цель, я обогатила развивающую предметно- пространственную среду в логопедическом кабинете, особое внимание уделив разделу по формированию фонетико-фонематической системы языка и формированию звукового анализа и синтеза. Были приобретены игры, пособия, а также большая часть материала изготовлена своими руками, совместно с воспитателями и родителями.
На II этапе определила принципы, по которым подбирала дидактические игры, и разработала систему дидактических игр и упражнений для воспитанников 6-го года жизни с общим недоразвитием речи.
- Определила принципы подбора дидактических игр и упражнений.
- Разработала систему дидактических игр и упражнений для воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Далее классифицировала и подобрала игры по задачам программы, а именно:
- Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых и речевых звуках
- Развитие умения вслушиваться в звучащее слово
- Последовательное выделение звуков из слова
- Деление слов на слоги
- Знакомство с буквами
Классификация игр по задачам программы | Дидактические игры и упражнения |
Игры на развитие слухового внимания и восприятия на неречевых и речевых звуках | Угадай, что звучит» «Найди колокольчик» «Шумовые кирпичики» «Звуки природы» «Звуки животных» |
Игры на развитие умения вслушиваться в звучащее слово | «Поймай звук» «Рыболов» «Зажги нужный сигнал» «Домики для звуков» «Займи свой домик» |
Игры на последовательное выделение звуков из слова | Звуковой анализ слогов и слов Подбери слово к схеме «Мяч передавай, звук называй!» Придумай слово на 1-й (2-й, 3-й) звук анализируемого слова Придумывание слов с заданным звуком |
Игры на деление слов на слоги | Прохлопай (прошагай) слово слоги «Домики» «Кто быстрее украсит елку» «Предметы вокруг нас» «Добавь слог, назови слово» |
Игры по ознакомлению с буквами | Решение ребусов Раскрашивание букв Вырезание букв по контуру Штрихование букв Нахождение среди других букв |
Выстроив систему логопедических игр на развитие слухового внимания и восприятия на неречевых и речевых звуках стала включать в занятия дидактический игры и упражнения.
Основная часть работы проводилась на логопедических занятиях.
- Д/и «Найди колокольчик» Программная задача данной игры: - Развивать фонематический слух на неречевых звуках у воспитанников.
- Д/и «»Что звучит?» Программная задача: - Развивать фонематический слух на неречевых звуках у воспитанников.
- Д/и «Угадай, кто позвал?» Программная задача - Развивать фонематический слух на речевых звуках у воспитанников.
На этапе Развития умения вслушиваться в звучащее слово задания давались воспитанникам в соответствии с уровнем развития. Так, например,
- И/у «Подбери картинку, в названии которой есть звук «...» (Пр. задача: - Учить выделять звук из слова).
- Д/и «Подними нужный сигнал» (Пр. задача: Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признаку: твердый-мягкий.
- Д/и «Звонкий-глухой» (Пр. задача: Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признаку: звонкий-глухой.
- Д/и «Домики для звуков» (Пр. задача: - Учить определять место звука в слове)
- Д/и «Рассели картинки по домикам» (Пр. задача: - Учить определять место звука в слове)
- Д/и «Рыболов» (Пр. задача: - Формировать умение выделять начальный согласный звук в слове)
- Д/и «Рассели картинки по домикам» (Пр. задача: - Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признаку: твердый-мягкий
Последовательное выделение звуков из слова
- Д/и «Мяч передавай звук называй» (Пр. задача: Учить последовательно выделять звуки в слове.)
- Д/у «Подбери слово к схеме» (Пр. задача: Учить синтезу двусложных слов) Воспитанникам предоставляется схема для подбора слов.
- Задание: Звуковой анализ слова (Пр. задача: Формировать операции звукового анализа и синтеза (учить навыкам).
Деление слов на слоги начинается с наиболее простых заданий: «Прохлопай слово», «Прошагай слово» и др.
Знакомство с буквами:
- Упражнение на выкладывание букв из бусин, шнуровки, палочек, мозаики»
- Упражнение на прописывание строчки заглавной буквы «...» и др. упражнения по уровню сложности не подразделялись.
- Упражнение на решение ребусов. Также как и в предыдущих упражнениях есть карточки разного уровня сложности.
- Для детей с низким уровнем развития - предлагаются карточки с наименьшим количеством букв,
- для детей с высоким уровнем развития - наоборот, с наибольшим количеством букв.
Взаимодействие с родителями
По закону «Об образовании» родители (законные представители) являются полноправными участниками образовательного процесса. В свою очередь, я считаю, что необходимо вовлекать родителей в работу по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза. И, на ряду с традиционными формами работы, как консультации, родительские собрания, я широко использую такие (ИКТ) - информационно-коммуникативные технологии, как свой персональный сайт, электронную почту, как обратную связь, индивидуальные консультации
Очень эффективны такие формы работы с родителями, как Мастер-класс с показом презентаций о достижениях детей; Библиотека и игротека выходного дня.
На III этапе проведена контрольная педагогическая диагностика воспитанников.
В результате проведенной работы:
Прослеживается положительная динамика по развитию звукового анализа и синтеза: дети вычленяют из речи звуки, слоги, слова, предложения; в словах определяют количество слогов, особо выделяя ударный, устанавливают количество и последовательность звуков в словах.
Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты на начало и конец года, можно увидеть положительную динамику развития, что дает наглядное подтверждение важности и необходимости использования на занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза дидактических игр и игровых упражнений.
Структурное подразделение "Детский сад комбинированного вида "Аленький цветочек"
МБДОУ "Детский сад "Планета детства" комбинированного вида"
Выступление на конференции учителей – логопедов.
Тема: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза
у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи)
через дидактические игры и упражнения»
(ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Подготовила: учитель-логопед
Паунькина С.В.
п. Комсомольский 2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...
Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»
Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...
«Программа коррекционно-развивающей работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) средней логопедической группы»
laquo;Программа» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в средней логопедической...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»
В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений
В работе представлены этапы работы по развитию навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игро...