ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»
статья по логопедии

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система дидактических игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_iz_opyta_raboty.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза

у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи

(общее недоразвитие речи)

через дидактические игры и упражнения»

Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением.

Несформированность навыка звукового анализа и синтеза отмечается у всех дошкольников, поступающих в речевую группу, и оказывает отрицательное влияние на развитие, общение и социализацию ребенка.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Т.к. звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии.

«Звуковой анализ» - это процесс разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

«Звуковой синтез» - это процесс объединения звуков в слог или слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Фонематическое восприятие - «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании», т.е. если ребенок не «слышит - не вычленяет» звук в потоке звуков, в слове, то он неправильно его анализирует, следовательно неправильно произносит звук.

И, конечно, своевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа и синтеза будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации

Свою работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников я строю через игры, т.к. игра - один из видов детской деятельности, которая представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности и, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

Известно, что дидактические игры используются взрослыми в целях воспитания и обучения, и широко распространены в системе дошкольного воспитания. Они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры.

Изучением особенностей овладения звуковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи занимались многие ученые: Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.К. Маркова, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков и другие.

Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. А это обозначает, что анализ звучащей и произносимой речи является исходным моментом в обучении детей чтению и письму. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем. Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок должен соотнести буквы с этими образами и благодаря этому понять смысл читаемого слова.

А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали о необходимости развития более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.

А такие ведущие учёные как (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали о прямой зависимости между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.

Многие исследователи (Д. Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова и др.) считают, что эффективно в процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза учить изображать слово с помощью условных знаков (фишек) на модели, что в дальнейшем станет надежной основой для грамотного (без пропусков и замены букв) письма.

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала, а т.к. у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи этот навык на низком уровне, то я определила цель работы:

: Способствовать формированию навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с общим недоразвитием речи через дидактические игры и упражнения.

Задачи:

  • Формировать у воспитанников фонематический слух и восприятие.
  • Формировать правильное звукопроизношение.
  • Формировать навыки  звукового  анализа и синтеза.
  • Развивать внимание и память.
  • Воспитывать интерес к родному языку, желание говорить правильно.

На I этапе моей работы поставлены следующие задачи:

 - Определить критерии оценки речевого развития воспитанников с общим недоразвитием речи

 - Выявить уровень речевого развития воспитанников группы компенсирующей направленности

 - Создать условия для формирования навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения.

Чтобы реализовать поставленную цель, я обогатила развивающую предметно- пространственную среду в логопедическом кабинете, особое внимание уделив разделу по формированию фонетико-фонематической системы языка и формированию звукового анализа и синтеза. Были приобретены игры, пособия, а также большая часть материала изготовлена своими руками, совместно с воспитателями и родителями.

Моя работа предусматривает тесное взаимодействие с воспитателями.

В группе по моим рекомендациям была обогащена развивающая предметно- пространственная среда с учетом речевого уровня развития воспитанников.

На II этапе определила принципы, по которым подбирала дидактические игры, и разработала систему дидактических игр и упражнений для воспитанников 6-го года жизни с общим недоразвитием речи.

 - Определила принципы подбора дидактических игр и упражнений.

 - Разработала систему дидактических игр и упражнений для воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Далее классифицировала и подобрала игры по задачам программы, а именно:

  • Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых и речевых звуках
  • Развитие умения вслушиваться в звучащее слово
  • Последовательное выделение звуков из слова
  • Деление слов на слоги
  • Знакомство с буквами

Классификация игр по задачам программы

Дидактические игры и упражнения

Игры на развитие слухового внимания и восприятия на неречевых и речевых звуках

Угадай, что звучит»

«Найди колокольчик»

«Шумовые кирпичики»

«Звуки природы»

«Звуки животных»

Игры на развитие умения вслушиваться в звучащее слово

«Поймай звук»

«Рыболов»

«Зажги нужный сигнал»

«Домики для звуков»

«Займи свой домик»

Игры на последовательное выделение звуков из слова

Звуковой анализ слогов и слов

Подбери слово к схеме

«Мяч передавай, звук называй!»

Придумай слово на 1-й (2-й, 3-й) звук анализируемого слова

Придумывание слов с заданным звуком

Игры на деление слов на слоги

Прохлопай (прошагай) слово слоги

«Домики»

«Кто быстрее украсит елку»

«Предметы вокруг нас»

«Добавь слог, назови слово»

Игры по ознакомлению с буквами

Решение ребусов

Раскрашивание букв

Вырезание букв по контуру

Штрихование букв

Нахождение среди других букв

Выстроив систему логопедических игр на развитие слухового внимания и восприятия на неречевых и речевых звуках стала включать в занятия дидактический игры и упражнения.

Основная часть работы проводилась на логопедических занятиях.

- Д/и «Найди колокольчик» Программная задача данной игры: - Развивать фонематический слух на неречевых звуках у воспитанников.

  • Д/и «»Что звучит?» Программная задача: - Развивать фонематический слух на неречевых звуках у воспитанников.
  • Д/и «Угадай, кто позвал?» Программная задача - Развивать фонематический слух на речевых звуках у воспитанников.

На этапе Развития умения вслушиваться в звучащее слово задания давались воспитанникам в соответствии с уровнем развития. Так, например,

  • И/у «Подбери картинку, в названии которой есть звук «...» (Пр. задача: - Учить выделять звук из слова).
  • Д/и «Подними нужный сигнал» (Пр. задача: Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признаку: твердый-мягкий.
  • Д/и «Звонкий-глухой» (Пр. задача: Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признаку: звонкий-глухой.
  • Д/и «Домики для звуков» (Пр. задача: - Учить определять место звука в слове)
  • Д/и «Рассели картинки по домикам» (Пр. задача: - Учить определять место звука в слове)
  • Д/и «Рыболов» (Пр. задача: - Формировать умение выделять начальный согласный звук в слове)
  • Д/и «Рассели картинки по домикам» (Пр. задача: - Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признаку: твердый-мягкий

                Последовательное выделение звуков из слова

  • Д/и «Мяч передавай звук называй» (Пр. задача: Учить последовательно выделять звуки в слове.)
  • Д/у «Подбери слово к схеме» (Пр. задача: Учить синтезу двусложных слов) Воспитанникам предоставляется схема для подбора слов.
  • Задание: Звуковой анализ слова (Пр. задача: Формировать операции звукового анализа и синтеза (учить навыкам).

                Деление слов на слоги начинается с наиболее простых заданий: «Прохлопай слово», «Прошагай слово» и др.

                Знакомство с буквами:

  • Упражнение на выкладывание букв из бусин, шнуровки, палочек, мозаики»
  • Упражнение на прописывание строчки заглавной буквы «...» и др. упражнения по уровню сложности не подразделялись.
  • Упражнение на решение ребусов. Также как и в предыдущих упражнениях есть карточки разного уровня сложности.
  • Для детей с низким уровнем развития - предлагаются карточки с наименьшим количеством букв,
  • для детей с высоким уровнем развития - наоборот, с наибольшим количеством букв.

Использование ИКТ в формировании звукового анализа и синтеза

Сейчас у нас идет век современных технологий, поэтому нельзя обойтись без интерактивных игр. Игры я составляю сама в соответствии с индивидуальными возможностями детей, опираясь на уровень развития воспитанников. Занимаюсь с детьми на ноутбуке индивидуально и со всей группой по интерактивной доске.

Сначала индивидуально занимаюсь с ребенком с низким уровнем развития, разбираем какую-то игру, тренируемся. Усвоив материал, идет закрепление материала этой же игры на занятии со всей группой воспитанников.

Взаимодействие с воспитателями и специалистами

Для дальнейшего закрепления знаний, умений, навыков у воспитанников по определенной теме привлекаю к работе воспитателей и специалистов. Провожу консультации для специалистов: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Взаимодействие с родителями

По закону «Об образовании» родители (законные представители) являются полноправными участниками образовательного процесса. В свою очередь, я считаю, что необходимо вовлекать родителей в работу по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза. И, на ряду с традиционными формами работы, как консультации, родительские собрания, я широко использую такие (ИКТ) - информационно-коммуникативные технологии, как свой персональный сайт, электронную почту, как обратную связь, индивидуальные консультации провожу с помощью планшета (нетбука).

Очень эффективны такие формы работы с родителями, как Мастер-класс с показом презентаций о достижениях детей; Библиотека и игротека выходного дня.

На III этапе проведена контрольная педагогическая диагностика воспитанников.

В результате проведенной работы:

Прослеживается положительная динамика по развитию звукового анализа и синтеза: дети вычленяют из речи звуки, слоги, слова, предложения; в словах определяют количество слогов, особо выделяя ударный, устанавливают количество и последовательность звуков в словах.

Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты на начало и конец года, можно увидеть положительную динамику развития, что дает наглядное подтверждение важности и необходимости использования на занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза дидактических игр и игровых упражнений.