Статья "Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры".
статья (средняя группа) по теме

"Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры".

Опубликовано 08.12.2014 - 18:48 - Киреева Надежда Михайловна

В XXI веке мир, окружающий ребёнка, многообразен и велик. Обстановка, сложившаяся вокруг, как социальная, так и экологическая вызывает беспокойство у большинства людей. Особую тревогу взрослые испытывают за самых беззащитных граждан- детей.

На взрослого человека возложена миссия не только защищать и оберегать ребёнка, но и дать элементарные знания основ безопасности, способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, навыков социальной культуры, пониманию и принятию духовных ценностей.

В настоящее время, формирование основ безопасности у дошкольника, как никогда актуальна и значима в условиях дошкольного образования.

«Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям..»[2. с. 3-6]

Одним из методов формирования основ безопасности у детей с ОНР, в дошкольном учреждении, является дидактическая игра

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. [3]

Более того, дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, что не мало важно у детей с ОНР.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. [1]

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Дидактические игры:

- знакомят ребенка с источниками опасности в быту, уточняют и систематизируют полученные знания;

- формируют умение действовать в тех или иных ситуациях, знакомят с необходимыми действиями в случае опасности;

 - формируют умение различать потенциально опасные предметы.

Для работы по формированию основ безопасности у дошкольников с ОНР через дидактические игры был составлен перспективный план занятий и мероприятий, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вот основные направления нашей работы:

1.Безопасность ребенка: «Огонь наш друг,огонь наш враг», «Опасные предметы», «Зимние забавы», «Опасные предметы дома»(электрочайник,утюг),  «В детском саду» (соблюдение правил поведения в детском саду), «Детям нужно это знать»(о правилах пожарной безопасности)

             2.Здоровье ребенка: «Бережем свое здоровье», «Как устроен мой организм», «Мойдодыр»(формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания), «Соблюдаем режим дня», «Правильное питание», «Закаливание», «О правильном питании и пользе витаминов»

3.Безопасность ребенка на дорогах и улицах:

«Безопасность на дороге.»(подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.)

«Правила поведения на улице»

            «Твои помощники на дороге-дорожные знаки»

«Правила поведения в транспорте»

4.Безопасность на природе.

«Правила поведения в природе» (знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями)

«Правила поведения при общении с животными»

«Съедобное, несъедобное»

Были созданы самостоятельно такие дидактические игры,как «Что делать,если случится беда?»,Четвертый лишний», «Хорошо - плохо».

 Работа, по формированию основ безопасности, проводилась один раз в неделю (во второй половине дня) в соответствии с перспективным планом. В нее мы включали дидактические игры, упражнения, рассматривание иллюстраций. Вся деятельность проводилась в тандеме с речевым материалом - для закрепления знаний программных задач и обогащения словарного запаса -это веселые стихи – предостережения, загадки сказки, в которых герои нарушают правила собственной безопасности, с помощью которых легче усваивался нужный материал. Все это концентрирует внимание, активизирует память, повышает познавательную активность детей, развивает кругозор, обобщает знания детей.

 Планирование всех видов деятельности объединялось одной темой, в рамках «Тематической недели» - «Наш город», «Наша улица», «Транспорт», что позволяло детям как можно лучше усвоить материал. Полученные знания закрепляли, не только в дидактических играх, но и в повседневной жизни, спортивных конкурсах, развлечениях. Чтобы усвоить нужный материал, активизировать внимание детей, побудить их к деятельности всегда создавалась игровая мотивация.

Следует обратить особое внимание на то, что:

-Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях.

-Задавая вопросы или предлагая задания,не спешите решить их или ответить за ребенка.

- Помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании,стремление к преодолению трудностей. [2]

Формирование у дошкольников с ОНР навыков основ безопасности, через дидактическую игру воспитывает потребность учиться находить правильные решения в опасных ситуациях, бережно относиться к здоровью, как своему, так и окружающих детей, способствует развитию познавательной активности, мышления, воображения, коммуникативных навыков. В процессе работы дети помимо того, что приобретают новые знания и   навыки, но и применяют их в жизни. (на прогулке)

В результате проводимой работы, у дошкольников расширяются представления о окружающем мире, активизируется словарный запас, что очень необходимо для детей с ОНР, а также вырабатывается самостоятельность и ответственность.

Литература

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей  [Текст] – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – 64 с.

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanie-osnov-bezopasnosti-u-doshkolnikov.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...

Формирование навыков образования притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи через использование дидактических игр и упражнений при работе над лексическими темами.

Опыт работы по формированию у дошкольников навыков образования притяжательных прилагательных:  актуальность и научное обоснование, картотека игр....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....