Главные вкладки

    Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Шарабарина Алена Георгиевна

    Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.

    Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важности развития фонематического слуха, познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие фонематического слуха у детей, вовлечь родителей в педагогический процесс, создать условия для совместной игровой деятельности родителей и детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kopiya_zasedanie_semeynogo_kluba.docx28.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вступительное слово логопеда.

    Кто из нас не мечтает о том, чтобы ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе?

    Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

    Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков (фонем). Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же.

    Если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован  фонематический слух, он будет путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму. Ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

    Правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

    Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции  звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы  можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

    Прежде всего, будьте дружелюбны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

         Мы  хотим предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на  развитие фонематического слуха.

    Игровой практикум

    Логопед. Дорогие дети! Уважаемые родители! Сегодня к нам в гости пришли ребята – девочка и мальчик. (На доске картинки с изображением мальчика и девочки.) Они приготовили для вас задания.  За каждое правильно выполненное задание вы будете получать один ключ. Одним из этих ключей мы откроем сундук, в котором лежат нужные предметы.

    Девочка и мальчик зашифровали свои имена, только расшифровав их, мы сможем узнать, как их зовут.

    Дидактическая игра «Назови имя».

    Задача: учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках

    Логопед. Нужно выделить первый звук в названии каждого предмета и  выбрать соответствующую букву.

    Дети составляют из букв слова, читают имена.

    Логопед. Девочку зовут Тома, а мальчика – Паша. Вы  расшифровали иена наших гостей,  получаем первый ключ.

    Дидактическая игра «Определи первый звук в слове»

    Задача: учить выделять первый звук в слове.

    Логопед. Какой первый звук  в слове Тома, в слове – Паша?

    Дидактическая игра «Подарки для Томы и Паши»

    Задача: развивать умение слышать заданный звук в словах.

    Логопед. Ребята, Тома и Паша – наши гости, я предлагаю сделать им подарки.

    Если в названии предмета, вы слышите звук  [Т] – то подарок получает Тома, а если мы слышим звук [П], то подарок получает Паша.

    Дети делят на две группы картинки с изображениями предметов («дарят подарки»)

    Логопед: Томе и Паше так понравились подарки, что они вручают вам второй ключ.

    Дидактическая игра «Прохлопай слово»

    Задача: учить делить слова на слоги.

    Логопед. «Прохлопайте» слова и назовите количество слогов в слове.

    Логопед называет слова, дети делят слова на слоги.

    Дидактическая игра «Буква заблудилась»

    Задача: развивать  слуховое внимание, умение находить ошибку в тексте.

    Логопед.                      Неизвестно как случилось,

                                         Только буква заблудилась,

                                       Заскочила в чей-то дом

                                       И хозяйничает в нем!

                                       Но едва туда вошла

                                       Буква – озорница,

                                       Очень странные дела

                                       Начали твориться…

    Следующее задание. Я читаю текст, вы находите ошибку и называете ту букву, которая должна быть в тексте.

      На пожелтевшую траву

    Роняет лев свою листву (лес).

                    Задание детям

    Пять баранов скушал Толька

    И сказал: «Еще бы столько!» (бананов)

         Задание для детей.

    Мы собрали васильки

    На головах у нас щенки (венки).

                    Задание родителям.

    Забодал меня котел,

    На него я очень зол (козел).

    Вы справились с заданием. В этом вам помогли родители.  Получаете еще один ключ. Сколько ключей в вашей копилке? (три)

    Энергизатор «Пальма. Слон. Буйвол»

    Упражнение способствует концентрации внимания, развитию быстроты реакции, снимает напряжение.

    Родители и дети становятся в один круг. Логопед задает фигуры для трех человек, стоящих рядом:

    “ слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)

    “ буйвол” – (стоящий в середине приставляет к голове пальцы – рожки, наклоняет голову

    вперед, люди по бокам бьют копытом, ближним к центру)

    “ пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа

    поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)

    Задача участников быстро и безошибочно изобразить фигуру, названную логопедом.

    Дидактическая игра «Рыбалка»

    Задача: закреплять умение составлять слова из букв.

    Логопед. На столе «аквариум». Необходимо  достать «магнитной удочкой» рыбку. Но рыбка не простая, на рыбке – приклеена буква. Нужно составить слово из этих букв. Сначала дети составляют слово, затем родители.

    Получаем четвертый ключ.

    Дидактическая игра «Определи место звука в слове»

    Задача: развивать умение определять место звука в слове  (начало, середина, конец)

    Логопед. Пока мы рыбачили, в словах потерялся звук [С].  Предлагаю его найти. Перед вами картинка. Необходимо определить, где в слове находится звук [С] и подобрать соответствующую схему.

    Молодцы. Вы справились с заданием, и получаете пятый ключ.

    Дидактическая игра «Подбери ключ к замку»

    Логопед. Ребята, необходимо определить,  какой же ключ подойдет к замку.

    Ребенок подбирает к замку соответствующий ключ и открывает его. В сундуке – школьные принадлежности.

    Логопед. Для чего они нужны ручка, тетрадь, букварь, портфель? Это вам пригодится в школе. Вы все скоро пойдете в школу – вы будущие первоклассники!

    Логопед раздает буклеты - памятки для родителей «Дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха у детей » с описаниями игр, представленных выше. (Приложение 1)

    Логопед. Вот наша встреча подошла к концу. Уважаемые родители, вы плодотворно поиграли со своими детьми, узнали, как в игровой деятельности можно развивать фонематический слух, зрительное восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения в школе. В эти игры вы можете с удовольствием играть дома с ребенком. Дети научатся различать фонемы на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.

    Успехов вам и вашим детям!

    (Фотографии представлены в приложении 2)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

    ¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

    Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

    Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

    Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение  эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...

    Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

       Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен...

    Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

    Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

    «Использование графико - моторных упражнений в формировании фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи»

    Грамотная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма.Преемственность детского сада и школы позволяет выявить достаточно большой процент ...

    Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

    Данный материал способствует формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи....