Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Петрова Зоя Александровна

Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и подготавливающие детей с ОНР к работе по анализу звукового состава речи. С помощью этих приёмов происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы развития фонематического восприятия у детей с ОНР

Основное количество нарушений речи связано с неумением детей различать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение, кроме того, оно не даёт возможности детям овладеть в достаточной степени словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Не умея чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка, не владея навыками звукового анализа и синтеза, невозможно овладеть грамотой.

Таким образом, проблема формирования фонематического слуха  у детей с ОНР является одной из наиболее важных. В основе такой работы должна лежать отработка гласных и согласных звуков в определённой последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам. Причём начинать работу следует на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с первых же занятий нужно развивать слуховое внимание и память детей.

Развитие фонематического восприятия должно осуществляться с самых первых этапов логопедической работы и проводиться в игровой форме.

Всю систему работы по развитию у детей фонематического восприятия можно разделить на следующие этапы:

1.Узнавание неречевых звуков

2.Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

3.Различение слов, близких по звуковому составу

4.Дифференциация слогов

5.Дифференциация фонем

Начинать работу по развитию слухо-произносительной стороны речи нужно со специальных игр и упражнений, кот. развивают у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. На первых занятиях можно послушать звуки в соседней комнате, за окном: Что это шумит? (деревья); Кто разговаривает? (дети) и т. д.

Далее можно дать игры, в кот. детям предлагается найти предмет, ориентируясь  на силу звукового сигнала. Это может быть барабан, бубен, колокольчик. Главным условием этих игр является то, что сила звука должна плавно меняться от сильного к среднему и тихому и наоборот.

Вот перечень игр, которые можно использовать на данном этапе:

-«Тихо-громко» (за ширмой воспроизводятся удары в барабан то тихие, то громкие; нужно определить, кто их издаёт – большой или маленький заяц).

-«Весёлый колокольчик» (Дети становятся в круг и  незаметно для водящего передают за спиной колокольчик. Водящий должен отгадать, где звенело).

-«Волшебная ширма» (определение на слух различных звуков: гремит погремушка, стучит молоток, гремят шарики в коробке и т д.) Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов, заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков. Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставится несколько игрушек или предметов, каждый последующий предмет должен всё больше быть похож по звучанию на предыдущий. Количество предметов постепенно наращивается и доводится до 5-6.

-«Что как звучит?» (логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы, дети должны узнать предмет по звуку и рассказать, что с ним происходит).

Следующим этапом является различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Вот варианты игр на этом этапе:

-«Кто-кто это? (водящий на слух определяет, кто к нему обратился с вопросом)

-«Близко-далеко» (далеко-тихо, близко-громко)

-«Три медведя» (папа медведь разговаривает низким голосом, медведица - голосом средней силы, маленький Мишутка - высоким голоском)

-«Большой-маленький» (детям раздаются картинки или фигурки животных и их детёнышей. Дети должны произносить звукоподражания то низким то высоким голосом).

На третьем этапе нужно учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

Например, детям показывается предмет (кукла). Затем логопед называет предмет то правильно, то искажённо: кукла, фукла, кумла и т. д. Услышав неверно произнесённое слово, дети должны дать какой-то сигнал.

Начинать эту игру следует со слов простых по звуковому составу и постепенно переходить к более сложным.

Вот ещё вариант игры, который можно предложить детям  выставляются картинки, названия которых звучат похоже (рак-лак-бак-мак). Затем  логопед называет 2-3 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их в названном порядке.

Как вариант усложнения этой же игры: перед ребёнком картинки (ком-дым-сук-ветка-каток-горка). Ребёнок должен поставить свою картинку под той, название которой звучит похоже.

На четвёртом этапе работы дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Можно начать работу с игры «Найди лишний слог» (та-та-та-ма). Постепенно слоговые ряды должны усложняться.

Очень нравится детям и такая игра: логопед на ушко ребёнку говорит слог, например, (па). Ребёнок должен его повторить вслух. Затем логопед произносит этот же звук вслед за ребёнком, или говорит оппозиционный. Дети должны определить, одинаковые эти слоги или нет. Игра должна варьироваться за счёт подбора слогов с учётом произносительных возможностей детей, а так же последовательности всей звуковой работы в целом.

На следующем, пятом этапе дети различают фонемы. Начинать нужно с гласных звуков.

Можно использовать такие игры и игровые упражнения:

1.Детям предлагается соотнести картинку с определённым звуком.

2.Затем игра усложняется: вводятся разноцветные «сигналы».

3.Ряд гласных постепенно наращивается, количество цветовых «сигналов» увеличивается.

4.Аналогично проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Целью заключительного, шестого этапа является формирование навыков  элементарного звукового анализа. Работа должна начинаться с определения количества слогов в слове, умения отхлопывать1-2-3-хсложные слова.

Далее дети учатся анализировать гласные звуки, затем согласные. Важна последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный в слове, лучше, если это будет глухой взрывной звук. Можно использовать такие игры, как: «Разноцветные конверты», «У меня в корзинке весёлые картинки» и т. д. Их можно варьировать, постепенно усложняя задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение  эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем...

Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

   Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормаль...

"Развиваем фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи" Консультация для воспитателей.

Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими ви...