Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
    учебно-методический материал по развитию речи на тему

    костоманова людмила

    Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

    Многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никашина, В.А.Ковшиков, Г.А.Каше и др.)  комплексному подходу в коррекции общего недоразвития речи ведущее место отводят формированию фонематического восприятия. Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают:

    окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на основные элементы /фонемы/ различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

    Анализ данных позволяет установить, что у детей дошкольного возраста с ОНР I и 2 уровня отмечается недоразвитие всех функций фонематической системы.

    Исследования показали необходимость осуществления логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуально-типологических особенностей данной категории детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки

    детей к школе

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха.

    Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости -- ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. Несомненно, эта необходимость возрастает у детей с нарушением фонематического восприятия.

    Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты и может повлечь возникновение вторичных дефектов (заторможенность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы).

    Таким образом, решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе.

    Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей:

    а) Формирование фонематического восприятия;

    б)  формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

    Формирование фонематического восприятия

    Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

    Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

    Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

    В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

    Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно делят на шесть этапов:

    I этап - узнавание неречевых звуков.

    II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

    III этап - различение слов, близких по звуковому составу.

    IV этап - дифференциация слогов.

    V этап - дифференциация фонем.

    VI этап -развитие навыков элементарного звукового анализа, фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов.

    I этап

    На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

    Различение неречевых звуков: громкие     тихие, долгие (длинные) короткие, высокие -- низкие, приятные (добрые, ласковые) - неприятные (злые, грубые).

    Далее проводятся игры и упражнения на развитие слухового внимания:

    -  «Какие звуки нарушают тишину?»;

    -  «Кто услышит больше звуков?»;

    -  «Назови звуки логопедического кабинета (групповой комнаты)»;

    -  «Назови звуки улицы»;

    -  «Вспомни звуки леса, луга, болота»;

    -  «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой»;

    -  «Жмурки с колокольчиком»;

    -  «Ладушки»;

    -  «Морзянка»;

    -  «Чей голос?»;

    -  «Солнце или дождик?»;

    -  «Угадай по звуку, что делать?»;

    -  Звучание музыкальных инструментов.

    -  Песенки насекомых.

    -  Голоса животных и птиц.

    -  Звуки транспорта.

    -  Звуки рабочих инструментов.

    II  этап

    На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит ряд игр.

    Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как -когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

    Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».

    Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая (высоким); кто плачет - мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка (высоким голосом) и т.п.

    III этап

    На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

    Логопед  показывает  детям  картинку  и  громко,  четко  называет изображение: «Вагон». Затем объясняет «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон -факон - вагом» и т.д.

    Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по своему звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

    Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона.

    Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например, рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, и т.д. Затем он называет 3-4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции логопеда).

    IV этап

    На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.

    Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.д.

    Логопед говорит ребенку какой-нибудь слог, например, па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый или оппозиционный. Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог, дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные — сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые - зеленый.

    Понятно, что эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.

    V этап

    На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры.

    Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а; птичка поет и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а; у-у-у-у; и-и-и-и\ а дети поднимают соответствующие картинки.

    Затем игра усложняется. Вариант игры:

    1) логопед произносит звуки кратко;

    2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый м, зеленый -звуку у,

    3) в ряд гласных а, и, у включают другие звуки, например о, ы, э, на которые дети не должны реагировать.

    Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

    VI этап

    Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

    Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать (простукивать) слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

    Далее раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иоу и т.п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

    Затем переходят к более сложным формам анализа.

    Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

    Актуальной является разработка наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа необходимой ступени к овладению грамотой. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, слоги -из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

    Таким образом, процесс обучения звуковому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

    В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме.

    Этапы формирования звуко-слогового анализа.

             В данной работе можно условно выделить три этапа:

    1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид    символов    совпадает   с    очертанием    губ    при    артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы     это геометрические формы красного цвета: А - большой круг, У  - маленький кружок, И -горизонтальная полоска, О - вытянутый по вертикали овал, Ы -- нижняя половина круга.  На данном  этапе  дети учатся  анализу и  синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

    2.В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые квадраты - мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов.   Затем  фишки  заменяются  буквами  и  дети  читают  слоги  и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.

    3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием "живые звуки". Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:

    • различать изученные звуки;
    • знать гласные звуки первого ряда и звук И;
    • знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные

    признаки (твердость - мягкость, звонкость - глухость); о  выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);

    • определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
    • определять линейную последовательность звуков в слове; о  определять количество звуков в слове.

    Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначаются не только звуки, но и слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры (односложные - мак, дом; двусложные с открытым слогом вата, каша; трехсложные с открытым слогом радуга, бумага; двусложные со стечением согласных тыква); определять последовательность слогов в слове и их количество.

    Это помогает детям эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги; затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки. Процесс слогового анализа тесно связан с умением выделять гласные из слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Работа ведется с помощью таких игр, как «Телеграф», «Отстукивание слогов», «Живые слоги». Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа - - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

    Развитие фонематического слуха, а именно нахождение звука в словах, воспринятых на слух и автоматизацию отдельных звуков хорошо закрепляется в играх «Красный белый», «Поймай рыбку», «Кто больше?», «Кто внимательнее?», «Кто больше придумает слов?», «Найди место для своей картинки», «Звенит - жужжит», «Слова перевертыши».

    Развитие фонематического восприятия ведется параллельно с работой по закреплению звуков. Необходимо использовать такие игры и упражнения для детей, которые направлены как на развитие фонематического восприятия, так и на формирование правильного звукопроизношения.

    Одни используются для закрепления звука. Это игры на формирование шипящих, свистящих, сонорных звуков: «Поезд», «Пчелы», «Жуки», «Колечко», «Чижик», «Насос», «Сова», «Назови картинку», «Кто внимательней?», «Что и пропало?», «Вороны», «Соблюдай порядок», «Знаешь ли ты эти слова?», «Найди свою картинку». Другие способствуют воспитанию умения слышать, узнавать звук в слове. В игре «Определи первый звук» детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее определить любую позицию звука в слове: в начале, в конце, середине (игра «Как их зовут?»). Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком помогают игры «Кто в домике живет?», «Собери букет». Игры из серии «Про Незнайку» учат детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого («Какой звук пропал в слове?»); находить лишний звук («Какой звук в слове лишний?»); правильно заменять один звук другим («Найди ошибку и назови слово правильно», «Замени другим звуком»). Игры на дифференциацию звуков: «Кто быстрее соберет вещи?», «Магазин». В игре «Найди пару» или «Звуковые часы» ребенок, передвигая стрелки по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска - мишка, коза - коса и т.д. В игре «Составь слово» ребенок составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов: кошка - ослик - мак (ком). Выяснить умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество звуков и слогов позволяет игра «Поезд».

    В процессе этих игр и упражнений дети учатся понимать термины «слово», «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

    Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять значения слов. Ознакомление детей со звуковой стороной слова это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

    Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

    Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

    Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

    Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

    Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

    Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

    Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

    Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи

    Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение,служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксическихзначений и категорий, а также...

    Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

    Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...