Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
консультация по коррекционной педагогике

Муравьёва Светлана Владимировна

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriterii_otsenki_rechevogo_razvitiya_detey.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Сроки проведения и цели образовательного мониторинга:

Дата

Цель

Сентябрь

(05.09 -26.09)

выявить исходный уровень речевого развития ребенка; определить перспективы дальнейшей коррекционной и  педагогической работы, выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка .

Май

(15.05-24.05)

дать оценку освоения ребенком программы коррекционного и дошкольного образования; и степени решения поставленных задач; определить перспективу дальнейшего проектирования педагогического процесса в конкретной возрастной группе. Получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.

  1. Методы мониторинга: наблюдения за ребенком; беседы с родителями; сбор анамнеза из медицинских карт ребенка; дидактические игры и тестовые задания;

  1. Предмет мониторинга: показатели развития ребенка, определенные на основе анализа раздела речевого развития, реализуемой в ГБДОУ программы дошкольного образования и программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

  1. Диагностический инструментарий:
  • протоколы наблюдений за детьми;
  • вопросники;
  • диагностические задания (дидактические игры)
  • диагностические карты для заполнения показателей.

  1. Используемые источники:

Методический комплект Н.В.Нищевой:

  1. Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб.: ООО «Издательство» Детство-Пресс», 2010
  2. Картинный материал к речевой карте ребенка 4-7 лет. Спб.: .:ООО «Издательство» Детство-Пресс», 2010.

Дидактический материал по обследованию речи детей / О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. М.: Аркти, 2001

  1. Система оценки:
  • 3 балла– речь ребенка соответствует возрастной норме
  • 2 балла – некоторые компоненты речи ребенка ниже возрастной нормы
  • 1 балл– множественные компоненты речи ребенка ниже возрастной нормы
  • 0 баллов - грубые нарушения всех компонентов речи ребенка.

Для  определения уровня развития ребенка выводится средний балл по всем разделам исследования:

  • Низкий                 0-11 баллов
  • Средний                 11-18 баллов
  • Пограничный –         18-22 балла
  • Высокий –                 22-24 балла

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

ИССЛЕДУЕМАЯ ОБЛАСТЬ

КРИТЕРИИ

0 БАЛЛОВ

1 БАЛЛ

2 БАЛЛА

3 БАЛЛА

Анамнез

имеются значительные повреждающие воздействия: травмы головного и спинного мозга; тяжелые асфиксии, нейроинфекции и пр. Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития.

имеются повреждающие воздействия ( токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и т.д.), а так же неврологические и психопатологические синдромы ( перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, задержка моторного развития и т.д.).Отмечены хронические соматические заболевания

имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие

без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме

Неречевые функции

задания не выполняет совсем

задания выполняет с помощью взрослого, часто ошибается

задания выполняет неуверенно

ребенок задания выполняет.

Моторная сфера

задания не выполняет совсем

выполняет движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп несколько замедлен. Не может удержать артикуляционную позу Отмечаются синкенезии и гиперкинезы. Наблюдается повышенное слюнотечение.

ребенок все движения выполняет. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения точные, координированные, в нормальном темпе. Возможна леворукость. Длительно не может удержать артикуляционную позу. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается.

все движения выполняет. Объем движений полный,переключаемость своевременная, движения точные,координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Может длительно удержать артикуляционную позу. Синкенезии отсутствуют.

0 БАЛЛОВ

1 БАЛЛ

2 БАЛЛА

3 БАЛЛА

Произносительная сторона

имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, вызывающие нарушения двигательной способности органов артикуляции и/или грубые нарушения звукопроизношения ( расщелина твердого неба, отсутствие маленького язычка и др. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласнын и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.

Грубые нарушения темпа и ритма речи. Речь монотонная.

имеются нарушения анатомического аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляционного аппарата и качество звукопроизношения: расщелины верхней губы ,открытый боковой, открытый передний и перекрестный прикусы, укороченная подъязычная связка и пр.

Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушений: преобладают искажения и смешения звуков.

Дыхание верхне-ключичное. Объем недостаточный. Голос тихий или громкий, немодулированный. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы дисритмии или дисритмия. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует.

имеются нарушения анатомического аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции:  прогения, прогнатия, высокое узкое твердое небо, редкие кривые зубы и пр.

Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения  или смешения звуков.

Дыхание смешанное. Объем достаточный. Голос тихий или громкий, модулированный. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. В речи использует повествовательную интонацию

Патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует.

Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет.

Тип дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Голос нормальной силы, модулированный. Тем и ритм речи нормальные. Правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой интонации

0 БАЛЛОВ

1 БАЛЛ

2 БАЛЛА

3 БАЛЛА

Речевые психические функции

задания не выполняет совсем

затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки. При воспроизведении звукослоговой структуры слов допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях.

дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется/ошибается при дифференциации звуов, смешиваемых в произношении. Выделяет конечный и начальный согласные, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах. Ребенок повторяет большинство слов, сохраняя слоговую структуру. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки.

ребенок различает оппозиционные звуки, слоги повторяет без ошибок. Уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласный, определяет последовательность и количество звуков в слове.

Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложениях.

Импрессивный словарь

. объем пассивного словаря значительно ниже возрастной нормы, понимание речи на бытовом уровне.

: объем пассивного словаря значительно ниже возрастной нормы, понимание речи на бытовом уровне.

объем пассивного словаря ниже возрастной нормы, частично владеет обобщениями и формами словообразования и словоизменения.

объем пассивного словаря соответствует возрастной норме, владеет обобщениями и формами словообразования и словоизменения.

0 БАЛЛОВ

1 БАЛЛ

2 БАЛЛА

3 БАЛЛА

Экспрессивный словарь

словарь не сформирован. Задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения не выполняет совсем.

словарь значительно отстает от возрастной нормы. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения.Допускает стойкие ошибки при выполнении заданий по употреблению различных видов словообразования и словоизменения

словарь ребенка ниже возрастной нормы.

Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий по употреблению различных видов словообразования и словоизменения

словарь сответствует возрастной норме или опережает ее.

Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения

Связная речь

: задания не выполняет совсем.

нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер.

нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов.

ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Коррекция общения как средство повышения эффективности речевого развития у детей с общим недоразвитием речи».

Сфера общения  в  последние  два-три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его инди­видуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и из­...

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи

Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...

РОЛЬ ПОЭЗИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Заучивание поэтических произведений развивает речь, память, мышление, расширяет кругозор ребенка с общим недоразвитием речи....

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....