РОЛЬ ПОЭЗИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Рыжова Наталия Алексеевна

Заучивание поэтических произведений развивает речь, память, мышление, расширяет кругозор ребенка с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_poezii_v_razvitii_rechi_u_detey_s_onr.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дать ребенку радость поэтического вдохновения,

    пробудить в его сердце живой родник  поэтического творчества –

    это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи».                                                                                                                                                                                                                                                В. А. Сухомлинский.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Л. С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

По мнению многих ученых, педагогов огромное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает поэзия. Поэтическая речь кардинально отличается от разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям. Разучивание поэтических произведений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, открывается богатство интонаций, формируется культурный уровень маленького человека. Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.

Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга.

Ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили. Особенно это важно для детей с общим недоразвитием речи.

У детей, имеющих различные речевые дефекты, наряду с нарушением фонетико- фонематической стороны речи, бедностью словаря, трудностью построения фразы,  аграмматизмами,  наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значения слов, фразеологических оборотов речи. Отсюда интонационно-монотонная и лексически невыразительная речь.

Необходимо, чтобы детьми усваивались элементы выразительных средств речи и в дальнейшем при чтении вслух и в общении, в живом разговоре они могли бы ими произвольно пользоваться. Заучивание и рассказывание стихов прекрасно решают эту задачу.

Дети с большим удовольствием заучивают стихи, выступают на праздниках, развлечениях. Поэтому мы, как одну из форм организации деятельности дошкольников с ОНР, предлагаем конкурс чтецов, который дает возможность каждому ребенку для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, развитию речи. При организации конкурса объединяются разные виды искусств – музыка, живопись, литература, что способствует духовному и нравственному развития личности, воспитанию эстетического вкуса.

В нашем детском саду конкурсы чтецов проводятся ежегодно. Их тематика разнообразна, связана с различными знаменательными датами нашего города а так же стихи, посвященные предстоящему празднику, о природе.

Такие мероприятия мы проводим с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей при чтении стихотворений и создаем условия для познавательно-речевого и художественно - эстетического развития, формируем навыки выразительного чтения, артистические умения, предоставляем возможность для самовыражения, воспитываем положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.

Конечно же, понятно, что нельзя просто просить детей выучить наизусть стихотворение на какую-то тему и потом прочитать их выразительно. Конкурс требует более основательной подготовки. В этом участвуют: учитель-логопед, воспитатели и родители. Подбирают тексты доступные, интересные по содержанию и близкие жизненному опыту детей.

В логопедическом детском саду одной из главных задач является развитие речи. В рамках подготовки к конкурсу мы решаем следующие задачи:

        воспитание речевого слуха детей (фонематический слух, темп, ритм);

        формирование произносительной стороны речи (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция);

        воспитание интонационной выразительности речи (умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, и тембра).

Выразительно читать, перевоплощаться, владеть мимикой - это дано не каждому ребенку, эти умения мы стараемся развивать и совершенствовать, проводя такие мероприятия.

Проведение конкурсов чтецов включают несколько этапов:

I этап – организационный.

Цель: подбор тематического материала.

II этап – подготовительный.

Цель: индивидуальная подготовка детей, подбор тематических рисунков для оформления зала, создание слайдов.

III этап – исполнительский.

Цель: проведение конкурса чтецов.

IV этап – оценочный.

Цель: оценивание жюри прослушанных стихотворений.

При оценивании участников мы придерживаемся следующих критериев:

1. Выразительность прочтения;

2. Громкость прочтения;

3. Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения;

4. Эмоциональность исполнения;

5. Звукопроизносительные навыки.

Педагогами рассматривается важность вопроса поощрения детей с целью стимулирования дальнейшего их участия в подобных конкурсах. Мы награждаем всех участников подарками, а победителей еще и грамотами. Стремимся к тому, чтобы после каждого проведенного нами мероприятия ребенку ещё и ещё раз хотелось прочесть стихотворение.

Исходя из опыта многих лет проведения таких конкурсов, хочется отметить, что дети с большим удовольствием участвуют в таких мероприятиях, они стали более свободными, не боятся публичных выступлений, улучшилось качество исполнения стихов. С огромной благодарностью родители отзываются о конкурсах. Они приходят поддержать и поболеть за своих детей. Со временем родители стали понимать, что важно не только заучить стихотворение, но и прочитать его выразительно и эмоционально, а также получить самому удовольствие от своего выступления и доставить радость слушателям.

Окружая детей выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы обеспечиваем, не только становление у него осмысленной правильной и красивой речи, но и обогащаем его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение, воспитываем чувство красоты, самые тонкие оттенки слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи

Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...

«Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи»

laquo;Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи»...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....