Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Митина Лариса Валерьевна

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи». Воспитатель: Митина Л.В.

Моя педагогическая деятельность осуществляется в педагогической группе, которую посещают дети с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение вех компонентов речевой деятельности.

А так как дошкольное учреждение играет главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями речи. Педагогам, работавшим на данной группе необходимо так спланировать и организовать свою работу, что бы дети преодолели общее недоразвитие речи.

В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР мы используем различные игровые приемы.        

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослыми специально в обучающихся целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их.

Дидактическая игра имеет определённую структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

1)основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

2)дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1)предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, различными природными материалами. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2)настольно-печатные – это игры, которые направленных на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

  • Парные картинки. Игровая задача состоит в том, что бы подобрать картинки по сходству.
  • Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «посуда», «одежда», «растения» и т.д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
  • Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.
  • Разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
  • Игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3)Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

        Значение имеет содержание дидактических игр. В дошкольных учреждениях имеются большие возможности в разработке и создании новых, а так же варьировании старых игр.

        Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

        Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно – образовательным процессом.

        Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача

        Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, имеет в виду какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми. Какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.) В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровые правила

        Основная цель правил игры в группах старшего дошкольного возраста – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать, что то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

        Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе. Через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия

        Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте  я считалкой выберу водящего!».        

        Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

        Основное внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. «Кто скорее соберет игрушки?», «Что такого же цвета?», «Овощи», «Угадай, что это?» и др.

        Игры «Слушай команду», «Холодно-жарко», «Когда это бывает?», «Что справа?», «Найди игрушку», «Куда пойдёшь?», «Найди флажок» помогают детям понимать и правильно использовать наречия в речи. В этих играх не только закрепляется правильное употребление местоимений и наречий, но и понятия о расположении частей своего тела (правая рука, левая рука и т.д.) и направления собственных движений. Эти игры формируют и закрепляют в слове пространственно – временные отношения.        

Проведение дидактических игр включает:

-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них):

-объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

-показ игровых действия, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игры не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрывать глаза).

-определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

-подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Дидактическая игра в нашей работе является действенным средством совершенствования таких значимых для будущей учебной деятельности функции и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно – моторные координации, мыслительные операции и др.

        Это доказывает, что дидактическая игра является эффективным средством развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР. И может повсеместно применятся в разных видах деятельности и в режимных моментах логопедом, воспитателем и родителями дома.

Список литературы:

Урунаева Г. А. «Дошкольная психология», м., «Академа», 2001 г.

Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». М. 1978г.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». М. «Просвещение», 1991 г.

Бородича М. «Методика развития речи». М. «Просвещение», 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Кинезиология, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Коррекция речевых нарушений методами кинезиологии у детей дошкольного возраста, путём развития межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной и речевой деятельности....

СТАТЬЯ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОНЕРГОПЛАСТИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой как средства для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи....