Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов
статья по теме

Татьяна Ивановна Жданова

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть использованы логопедами, дефектологами и воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи  посредством использования экспонатов мини-музея дошкольного учреждения

Т.И. Жданова, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №4», Мценск

Аннотация: в статье обобщается практический опыт логопедической работы по использованию музейной педагогики в коррекционном процессе. Автор раскрывает возможности мини-музеев в логопедической практике ДОУ. Значительное внимание уделено описанию приемов работы по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: мини-музей ДОУ, общее недоразвитие речи, орловская народная игрушка, лексико-грамматические категории.

В современном дошкольном образовании ФГОС предполагает уход от академической системы и предполагает  апробацию новых вариативных форм организации помощи нормально развивающимся детям и детям с ограниченными возможностями здоровья. Мини-музей в ДОУ является новой эффективной формой обучения и развития детей, предлагает большие возможности для расширения кругозора детей, их обучения и развития. 

В дошкольном детстве ребенок активно усваивает  все стороны и нормы родного языка. Обогащение и активизация словаря,  развитие грамматических категорий - задача непростая, особенно для детей с общим недоразвитием речи. Для эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо создание оптимальной умственной и речевой нагрузки. Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала. В данном случае, музейная педагогика, как организация  развивающей предметно-пространственной среды, предоставляет большие возможности для решения многих коррекционных задач.

В то же время, решая задачу реализации регионального компонента, мы создали мини – музей Орловской глиняной игрушки. Его особенностью  является  наличие экспонатов  Чернышинской и Плешковской игрушек. Создание и посещение нашего мини-музея вызывает у детей неподдельный интерес, ведь наша орловская народная игрушка пришла из старины для того, чтобы развлечь, увлечь и научить ребенка. 

В нашем мини - музее мы не только рассматриваем экспонаты, но и трогаем их, ощупываем.  Детям с ОНР это просто необходимо, так как опора на  кинестетическую память помогает детям быстрее и результативнее осваивать родной язык. Работа с предметами-экспонатами предполагает внимательное рассматривание предметов и их обсуждение, беседы, ответы на поставленные вопросы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов и т.д.

В ходе знакомства с экспозициями нашего музея, коррекционная логопедическая работа имеет практическую речевую направленность: обогащение, активизацию словарного запаса, освоение грамматического строя русского языка, развитие связной речи.  Используя предметы мини-музея, мы выполняем разнообразные игровые упражнения, тем самым решая коррекционные задачи:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Игрушки»,
  • уточнение и активизация словаря  (игровое упр. «Узнай игрушку»);
  • выделение и называние характерных признаков предмета (упр. «Назови части целого»);
  • преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число (игровое упр. «Один-много»);
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (игровое упр. «Скажи ласково»);
  • согласование числительного с  существительным (упр. «Посчитай до пяти»);
  • употребление существительных в родительном падеже (игровое упр. «Чего не стало»);
  • выделение и называние признаков предмета («Какой?», «Какая?», «Какие?»);
  • согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои (игровое упр. «Жадина»);
  • практическое употребление простых предлогов места (игровое упр. «Кто где спрятался?»);
  • составление простых распространённых предложений (упр. «Придумай предложение») и т.д..

Данные игровые упражнения одновременно служат закреплением материала по звуковой культуре речи, а также автоматизации поставленных звуков.

В ходе работы в мини – музее народной игрушки, экспонаты становятся близкими и понятными каждому ребенку. Незаметно происходит приобщение ребенка к культуре своего народа и региона. Важно отметить, что развивается и личность самого педагога, так как процесс сбора и накопления экспонатов предполагает погружение в историю и народные традиции русского народа.

Тщательно подобранные предметы мини-музея в сочетании с разнообразными играми, игровыми упражнениями и заданиями помогают детям осваивать важные речевые умения и навыки, которые в дальнейшем позволят ребенку социально адаптироваться в обществе. Опыт работы показывает, что такая форма, как мини-музей, эффективна для развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Литература:

  1. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: пособие для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.- Екатеренбург, 2007.
  2. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Т. А. Куликовская.- М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

...Коррекционные занятия дошкольников с нарушениями речи имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуко­ – и виде...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Автоматизация и дифференциация звуков в речи детей с общим недоразвитием речи посредством игр со светом.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи заметила, что если традиционные методы логопедической работы сочетаются с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями...

"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....