ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка по логопедии на тему

Закирова Марина Валерьевна

...Коррекционные занятия дошкольников с нарушениями речи имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуко­ – и видеозаписей.... Поэтому использование ИКТ позволяет добиться более качественного всего коррекционно-образовательного процесса и дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_kachestva_obrazovaniya_detey.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА– ДЕТСКИЙ САД №32

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Выполнила:

учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с №32 г. Сатка

Закирова Марина Валерьевна

г. Сатка– 2014 г.

Содер жание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...

3

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ………………………………………………

6

ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………..

8

1.1 Презентация как метод организации  познавательной

деятельности детей с ОВЗ……………………………………………………...

9

1.2 Презентация как метод организации  игры-викторины для детей с ОВЗ………………………………………………………………………………

9

1.3 Презентация как метод проведения динамических пауз для детей с ОВЗ………………………………………………………………………………

10

1.4 Презентация как метод проведения артикуляционной гимнастики для детей с ОВЗ …………………………………………………………………….

11

1.5 Презентация как метод организации индивидуальной работы с детьми, имеющими ОВЗ…………………………………………………………………

12

1.6 Презентация как метод проведения логопедического обследования детей с ОВЗ ……………………………………………………………………….

13

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ КАК МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………...

15

ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………...

17

ГЛАВА IV. СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………..

18

ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР КАК МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………

21

ГЛАВА VI. СОБЛЮДЕНИЕ СанПиН ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………….

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...

27

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………

29

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Качество дошкольного   образования  -   это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень  воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных  возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество образования в ДОУ?

1. От качества работы педагогов

2. От отношений, которые сложились в коллективе

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. 

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении - это

результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор

программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);

– какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность  дошкольного детства; творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и т.д.)

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «…Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации…»

В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, возникла необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения, повышения качества образования детей с ОВЗ.

Одним из актуальных направлений повышения качества образования в работе учителя-логопеда является внедрение информационных технологий. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение материала научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Использование ИКТ при организации коррекционного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях детского сада принадлежит к числу эффективных средств в развитии коррекционного процесса, все чаще применяемые в специальной педагогике. Информационные компьютерные технологии помогают достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.

Коррекционные занятия дошкольников с нарушениями речи имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуко – и видеозаписей. Все это может обеспечить компьютерная техника.

Использование компьютерных технологий в логопедической работе в целях повышения качества образования детей с ОВЗ является:

  • стимулирующим фактором для усвоения ребенком образовательных программ, развития коммуникативных навыков и социализации;
  • средством для развития рефлексии;
  • результатом ощущения успешности (преодоление себя).

Поэтому использование ИКТ позволяет добиться более качественного всего коррекционно-образовательного процесса и дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие каждого ребенка.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить качество коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системно–деятельностного подхода к коррекции нарушений развития, интерактивной формы обучения, а также создания условий развития положительной мотивации.

Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни, в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, а также обновления форм и методов работы с детьми. Информационные технологии меняют традиционные взгляды на педагогический процесс, открывают новые возможности. Компьютер и мультимедийные формы как инструменты для обработки информации становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с ОВЗ.  В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.

Все чаще в практике логопеда встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом, перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Как трудно удержать внимание таких детей на протяжении всей образовательной деятельности. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения, а все равно ребенок не включается в  работу

И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере. Поэтому во время подгрупповой и индивидуальной коррекционной  деятельности (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) целесообразно включать в работу использование компьютерных технологий.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка.

Применение компьютерной техники позволяет сделать коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. 

Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей целесообразно использовать в индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми компьютерные программы, которые могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Один из удобных и эффективных методов представления информации с помощью компьютерных программ – интерактивные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) при организации непосредственно-образовательной деятельности зависят, конечно, от содержания и цели, которую ставит педагог.

Использование презентаций (анимации в слайдах) позволяет дать дошкольникам более яркое представление об услышанном. Дети с удовольствием погружаются в материал, рассказывают дома об увиденном на экране. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет занятие, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка.

Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

  В отличие от обычного просмотра карточек, картинок презентация дает более широкие возможности:

-не надо резать журналы, клеить картинки;

-одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях - картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать), в отличие от настоящих фотографий;

-можно задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере;

-но самое главное – электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

 Применение на логопедических занятиях презентаций  позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе коррекционной деятельности, значительно повышает эффективность и качество работы логопеда.

1.1 Презентация как метод организации  познавательной деятельности детей с ОВЗ

Наиболее удобным в работе учителя-логопеда является создание и использование презентации по конкретным  лексическим темам (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 3).

Яркие  мультимедийные презентации, носящие познавательный характер, позволяют   привнести эффект наглядности, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании  мультимедийных  презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Такие презентации легко создаются в программе PowerPoint.

1.2 Презентация как метод организации  игры-викторины для детей с ОВЗ.

Одной из форм организации непосредственно-образовательной деятельности детей с ОВЗ может стать, например, итоговая игра-викторина с использованием такого метода информационных технологий, как презентация (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 4).

 При проведении викторины закрепляются и уточняются все полученные знания детей по определенной лексической теме недели. Являясь игрой, ведущей деятельностью дошкольников, презентация служит, в том числе, и  источником дополнительной, ранее неизвестной детям, информации. Такая форма игры позволяет каждому ребенку быть успешным.

С помощью игры-викторины закрепляются знания детей в определенной области познания; дети учатся высказывать свое мнение, давать сравнительную характеристику.  

Своей тематической направленностью игра-викторина может служить средством развития логического мышления, умения сопоставлять, сравнивать, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

1.3 Презентация как метод проведения динамических пауз для детей с ОВЗ

Особенно утомительной для детей дошкольного возраста с ОВЗ становится длительная однообразная работа или задания, которые не вызывают у них живого интереса, а необходимые для их выполнения волевые усилия еще недостаточно развиты.

Во время коррекционной работы с детьми следует часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить часто повторяющиеся действия, задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом. Следовательно, важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Разнообразить однообразную деятельность детей с ОВЗ может включение в образовательный процесс физкультминуток и элементов биоэнергопластики с использованием  интерактивной презентации (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 5).

Появление на экране монитора схематичных изображений человечков в разных гимнастических позах или фигурок животных заставляет детей  осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения, что способствует развитию пространственных представлений детей, снижению напряжения, восстановления умственной работоспособности детей.

1.4 Презентация как метод проведения артикуляционной гимнастики для детей с ОВЗ

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой  формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.    

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого в качестве возможного метода можно использовать презентацию (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 6),  повышающую заинтересованность детей к выполнению необходимого комплекса артикуляционных упражнений.

1.5 Презентация как метод организации индивидуальной работы с детьми, имеющими ОВЗ.

Организация индивидуальной коррекционной образовательная деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья, является основополагающим в работе учителя-логопеда. При подготовке и проведении индивидуальной работы очень важно помнить о том, что на протяжении всего времени у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. В ходе коррекционной работы выстраиваются интересные сюжеты. Для поддержания мотивации детей презентационные материалы можно применять и на индивидуальных коррекционных сеансах (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 7)  для:

-развития речевого дыхания;

-автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

-дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

-развития фонематического восприятия;

-развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

-усвоения лексических тем;

-развития навыков словообразования и словоизменения;

-развития связной речи и познавательных способностей и т.д.

Упражнения, представляемые ребенку с применением презентации, позволяют организовать логопедическую работу в необходимом направлении в соответствии с уровнем развития ребенка. Упражнения содержат задания возрастающей сложности, при этом работа проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка.

Прекрасная анимация, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к работе и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.

1.6 Презентация как метод проведения логопедического обследования детей с ОВЗ

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого.

Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

В век информационных технологий использование компьютера при диагностике уровня речевого развития дошкольников расширяет возможности в работе учителя–логопеда и позволяет получить результат в более короткие сроки. Метод презентации как нельзя лучше позволяет педагогу организовать комплексное логопедическое обследование ребенка (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 8). Занятия за компьютером привлекательны для ребенка. Изображения можно подобрать более яркие, интересные детям. Не приходится тратить время на перелистывание диагностических альбомов, чтение заданий.

Таким образом, презентация дает возможность учителю–логопеду самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей детей, темы занятия, что позволяет выстроить коррекционную работу так, чтобы добиться максимального эффекта и качества образовательной деятельности детей с ОВЗ.

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ КАК МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.

Альтернативным методом презентации в последнее время становится создание видеофильмов определенной тематики. Для создания видеороликов могут использоваться программы преобразования ярких красочных картинок, фотографий и музыки в видеофильм. С помощью таких программ как  Windows Movie Maker, Nero Vision, Киностудия Windows Live, Pinnacle VideoSpin, ProShow Gold и др. можно создать видеофильм определенной тематики, который, благодаря соответствующему музыкальному оформлению, вызовет у детей с ОВЗ интерес к образовательной деятельности и повысит эффективность коррекционной работы.

Как и презентация, видефильмы могут служить методом:

- организации познавательной деятельности (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 10);

- проведения динамических пауз (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 11);

- проведения артикуляционной гимнастики (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 12);

- используемым при создании отчетов учителя-логопеда (например, о летней оздоровительной работе, проведении родительских собраний и др.) (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 13).

Видеофрагменты, видеофильмы позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

Использование видеофильмов побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение в коррекционной работе интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Интересной и увлекательной для детей с ОВЗ формой организации является образовательная деятельность с использованием ФРАГМЕНТОВ МУЛЬТФИЛЬМОВ или детских сказок. По лексической теме, теме недели, подбираются мультфильмы, сказки и создается фильм, чаще всего, – путешествие, в котором дети постигают что-то новое, закрепляют изученное. Данная форма организации деятельности, вызывая неподдельный интерес у детей, раскрепощает и заставляет заговорить даже самых скромных. Такого вида прием может быть использован и при организации непосредственно образовательной деятельности. Так, при организации  образовательной деятельности – обучении грамоте – можно организовать увлекательное путешествие по сказкам К.И. Чуковского. (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 14). Путешествуя из сказки в сказку, дети выполняют различные задания, освобождая и помогая героям мультфильма.

Как и традиционная непосредственная образовательная деятельность, коррекционная работа с применением фрагментов мультфильма может быть направлена на:

- Формирование правильного произношения;

- Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты;

- Формирование лексико-грамматических средств языка;

- Развитие связной речи;

- Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и т.д.

Таким образом, использование фрагментов знакомых детям мультфильмов делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

ГЛАВА IV. СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мульттерапия» – это региональный проект создания сети детских анимационных студий в России, где могли бы проходить социальную и психологическую реабилитацию дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети с онкологическими заболеваниями, с особенностями развития, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и другие).

Среди основных задач проекта – комфортная интеграция (инклюзия) детей с особыми потребностями в общество здоровых детей, а также преодоление негативного отношения к проблемам детей с ограниченными  возможностями и привлечение внимания общества к таким детям. Этот метод позволяет добиться комфортной инклюзии детей с ограниченными возможностями в общую деятельность, учитывая личные склонности и интересы ребенка, его психофизические возможности. Здоровые дети могут в процессе работы оказывать помощь тем ребятам, которые в ней нуждаются.

Мультипликация является универсальным и удивительным инструментом, позволяющим раскрыть творческие способности ребенка, преодолеть испытания и приобрести уверенность в собственных силах. Это эффективный инновационный метод арт-терапии, основанный на совместной работе детей и взрослых. Используя метод мульттерапии в коррекционной работе, педагог учит детей с ОВЗ:

- работать над достижением долгосрочной цели;

- общаться с ровесниками и взрослыми, развивая свои коммуникативные навыки;

- осознавать роль каждого члена команды при работе над общей задачей.

Мульттерапия – это арт-терапия. Она позволяет:

- преодолевать страхи;

- наполнять творчеством и радостью жизнь ребенка;

- преодолевать последствия травм и заболеваний (например, восстановление моторики рук после травм или при ДЦП, развитие речи и т.д.).

Дети, занимающиеся анимацией, обретают волю к преодолению жизненных трудностей, становятся более веселыми и открытыми, что положительно влияет на их физическое здоровье.

Важная организационно-психологическая ценность мульттерапии – это коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться, развивает чувство команды, чувство общности достижения цели, социализирует ребенка.

Мульттерапия открывает перед ребенком возможность освоения новых технологий, что дает:

- психологически комфортное существование ребенка в современном мире;

-  азис для дальнейшего развития и социализации детей.

Мульттерапия – особая проект, соединяющий в себе желание взрослых проявить себя в помощи детям и вечную мечту детей о всемогуществе, волшебстве и бессмертии, и эта встреча происходит тогда, когда они вместе начинают создавать мультфильмы. За время работы над мультфильмом видно, как оживают в детских работах представления маленьких творцов о справедливом и красивом мире, о дружбе, благородстве и взаимопомощи, надежды на счастливое и здоровое будущее, любящую семью. Мы наблюдаем, как дети учатся держать в руках карандаши, лепить и вырезать, и параллельно -  говорить, общаться, работать вместе. Как ежедневный маленький прогресс ребенка становится стимулом к его развитию и качественно иной – более счастливой, наполненной и открытой миру!

Создание анимационного фильма – это коллективное творчество, которое носит коррекционную направленность. Причем, фильм, создаваемый с учетом лексической темы, позволяет детям фантазировать и творить, используя все свои знания и навыки. Созданные в течение недели сюжеты и материалы, собираясь воедино, являются логическим завершением изучаемой темы.

Ключевым моментом создания короткометражного фильма или мультфильма является то, что в работу включены все дети группы, независимо от  их темперамента и  инициативности. Например, по завершении тематической недели «Женские профессии» вместе с детьми можно создать короткометражный анимационный фильм на основе полученных за неделю знаний, детских рисунков и выученных отрывков стихотворения Сергея Михалкова «А что у вас» (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 15).

ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР КАК МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить – одна из центральных задач в логопедической работе. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер:  «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры»,  «Учимся говорить правильно», которые предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми (См. презентацию «Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда в целях повышения качества образования детей с ОВЗ», слайд 16, 17).

Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе занятий на компьютере у детей улучшаются память и внимание, так как передаваемая информация в привлекательной для ребенка форме, не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться «знаковая функция сознания», то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это реальные вещи, картинки, схемы, слова, числа.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере. Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру.

Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к ребёнку является стимулом в работе и не только повышает уровень знаний по определенной теме, но и демонстрирует потенциальные возможности использования компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с учителем-логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. Ребенок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать логопеда о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и логопед похвалили его. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы.

Компьютерные игры  предлагают ребенку серии упражнений, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

- звукопроизношение;

- просодические компоненты устной речи;

- фонематический слух и восприятие;

- лексические и грамматические средства языка;

- коммуникативные навыки;

- артикуляционная моторика;

- мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышью, клавиатурой);

- слуховое и зрительное восприятие;

- внимание;

- вербальная и зрительная память;

- воля и мотивация;

-словесно-логическое мышление.

Таким образом, компьютерные игры, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

ГЛАВА VI. СОБЛЮДЕНИЕ СанПиН ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗО-ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Используя  во время непосредственно - образовательной деятельности   компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть  коррекционного процесса должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. В связи с этим, рекомендуется использовать компьютер лишь как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.

Чтобы не перегружать нервную систему дошкольника, работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5 – 15 минут, в зависимости от возраста ребёнка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребёнком зрительную гимнастику: посмотреть вверх – вниз, вправо – влево, выполнить круговые движения глазами. Во время работы с компьютером необходимо переводить взгляд ребёнка с компьютера каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончании  коррекционной деятельности зрительную гимнастику рекомендуется повторить. Недопустимо использовать с детьми старые модели компьютеров, т.к. на экране старой модели невозможно достичь нормальной чёткости, яркости, стабильности для нормальной работы зрительного анализатора. Несоблюдение гигиенических правил может привести к прогрессированию уже существующих нарушений зрения.

К тому же это приводит к переутомлению, что недопустимо при занятиях с детьми, например, с дизартрией или с заиканием. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребёнка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая росту и возрасту ребёнка. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребёнком своих действий, к формированию сотрудничества между ребёнком и логопедом. Ребёнок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться.    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.  А   информатизация общества требует, чтобы педагог был для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр, который способен заложить основы информационной культуры личности. Педагог должен быть грамотным консультантом по вопросам применения компьютерных технологий в семейном воспитании. Все это предъявляет определенные требования к профессиональному уровню педагогов дошкольных образовательных учреждений, требует постоянного повышения компетентности в сфере информационных технологий.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с ОВЗ;

– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

- с помощью использования  ИКТ у  детей  быстрее происходят изменения в развитие фонематического слуха,  коррекции звукопроизношения, развития связной речи;

- ИКТ   способствует повышению речевой и познавательной активности;

- вызывает положительные эмоции у детей;

- компьютер дает  знания в увлекательной и визуализированной форме;

-вызывает чувство  удовольствия от интереснейшего процесса познания;

- с помощью ИКТ ребенок овладевает компьютерной грамотой;

-развивает  творческие способности.

Использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:

1. Повышение качества образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

Преодоление  речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволяет значительно повысить эффективность и качество коррекционного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гаркушина Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе //Логопед – 2004. - №2. – С.22-29.
  2. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
  3. Горячев  А. В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2008.
  4. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер – М., 2008.
  5. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
  6. Лихова Е.В. Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
  7. Никитина О.Ю. Компьютерные игры для детей // Ребенок в детском саду – 2009. - № 1. - С. 62-63.
  8. Осьмакова М. В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников. http://do.gendocs.ru/docs/index-268744.html

Сайты:

http://nsportal.ru/ 

http://festival.1september.ru/ 

http://nsportal.ru/detskii-sad/ 

http://www.pandia.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"

В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста....

Развитие волевых качеств у детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности

Современный период характеризуется, прежде всего, серьезными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования. Это обусловлено требованиями федерального государственного стандарта дошкольн...

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...