"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "
материал по логопедии (старшая группа)

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование грамматического строя речи

у детей  с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Речь играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мысли.

Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи.

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам.

 Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.

 Именно грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами.

Формирование грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Изучение особенностей усвоения грамматического строя речи у детей с системными речевыми расстройствами представляется мне очень важным, поскольку несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи.

Анализ научно-методического материала по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников показывает, что причиной возникновения трудностей в усвоении грамматических форм родного языка является то, что обучающие (родители, педагоги) сами не осознают этих значений и употребляют их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия языка. Отсюда следует, что задачей обучения должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Процесс этот протекает бессознательно. Однако если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребёнка задерживается. Ребёнок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.

Изучая данную тему, я поставила перед собой задачу поиска наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме. Для успешной коррекции по формированию  грамматического строя речи у детей, я решила использовать в своей работе компьютерные технологии.

Формирование грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

Как известно,  основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Компьютерные игры удовлетворяют главную потребность дошкольника обучаться, играя, развиваться в игре  Именно поэтому,  занятия с применением компьютерных заданий вызывают у детей интерес и стремление достичь поставленной цели.

Поэтому я считаю важным компонентом коррекционной работы -  использование компьютерной техники с ее мультимедийными возможностями  в процессе формирования грамматики у детей с нарушением речи.  Компьютерные  игры  закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков. Учитывая это, мною были определены цель и задачи.

Цель работы: разработать и внедрить в практику систему работы по развитию грамматического строя речи у  дошкольников, имеющих общее нарушение речи,  посредством использования ИКТ.

В соответствии с целью были  сформулированы следующие задачи:

  1. выявить особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
  2. разработать методы и приемы коррекции грамматического строя  речи с использованием компьютерных игр;
  3. знакомить детей с новым грамматическим материалом, используя  игровые приемы с применением ИКТ.

Свою работу начала с изучения особенностей грамматического строя речи дошкольников старшего возраста  с общим недоразвитием речи третьего уровня. Для исследования грамматического строя речи  была использована методика, которая предложена Иншаковой О.Б. и Волковой Г.А., для проведения индивидуального обследования устной речи. Обследование проводила по следующим параметрам:

  1. понимание грамматических форм слов;
  2. исследование грамматического строя речи (картинный материал для обследования словоизменения и словообразования);
  3. обследование грамматического оформления фразы.

Результаты логопедического обследования показали, что у детей  на недостаточном уровне сформированы навыки словообразования и словоизменения (дети допускают большое количество ошибок при согласовании существительных с числительными, образовании названий детенышей, употреблении предлогов, отсутствуют навыки составления предложений разной синтаксической конструкции, у многих детей не сформирован навык согласования слов в предложении, также отсутствует умение самостоятельно составлять предложения  без помощи взрослых).

На основе результатов диагностики  был составлен перечень грамматических ошибок в речи детей, план работы для коррекции речи, подобраны игры для формирования  грамматически правильной речи  посредством компьютерной техники.

Далее работа строилась  по следующим направлениям:

  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Остановлюсь на играх и заданиях по формированию грамматического строя речи, используемых в моей работе.

Развивающий онлайн-портал для детей «Мерсибо» разработал специальные компьютерные игры по развитию речи ребенка.

    В своей практике я использую компьютерную программу «Конструктор картинок» от «Мерсибо» и  хочу более подробно рассказать об использовании данных развивающих игр в образовательном процессе. Приведу примеры некоторых игр на развитие лексико-грамматических категорий:

•        «Овощи-фрукты» - игра подойдет  для детей, изучающих лексическую тему «Овощи и фрукты». Необходимо не только соединять правильно половинки плодов, но и называть их.

•        «Дискотека» – это грамматическое упражнение помогает ребенку правильно согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мое».

•        «Кто за кем?» – закрепление в речи предлогов.

•        «Потерянный хвост» - звери и птицы потеряли свои хвосты. Любознательный ребенок должен посмотреть на картинку и выбрать для каждого персонажа подходящий хвост. Развитие внимания начинается с простых игр.

•        «Рюкзак туриста» - весёлый турист собирает в рюкзак различные предметы. Ребёнок должен выполнять его инструкции – класть предметы за шкаф, под стол, доставать из рюкзака. Желательно, чтобы ребёнок мог не только выполнить указание, но и произнести вслух, куда он кладет предмет, правильно употребив предлог.

Для формирования грамматического строя речи у дошкольников использую так же компьютерные презентации.

Компьютерная презентация дает возможность ребенку в занимательной форме выполнить задание - найти нужную, с его точки зрения, форму.  В работе с детьми по формированию грамматического строя речи  разрабатываю, а также применяю заимствованные из интернет-ресурсов мультимедийные презентации, которые несут обучающий и развивающий характер.

Например,  развивающие упражнения по теме «Дикие животные»(http://viki.rdf.ru)

«Заколдованные картинки» - способствуют  формированию навыков словообразования приставочным способом, усвоению категорий родительного падежа,

«Прятки» - способствуют формированию  навыков образования притяжательных прилагательных.

Грамматика - материал сложный. Здесь очень важно придерживаться правила: учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Достижение желаемого образовательного эффекта в более короткие сроки происходит на медиазанятиях. Организация НОД с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность, создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении. В процессе НОД с ИКТ речь является средством мыслительных действий, и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Использование  цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет:

Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.

Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.

Сочетать различные речевые обороты и  грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).

Проводить работу систематически в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, индивидуально и в подгруппах.

Развивать и совершенствовать креативные качества педагога, рост уровня его профессиональной компетентности.

В результате проведенной работы, можно сделать вывод, что  у  детей наиболее сформированными оказались такие грамматические категории:

  • существительные единственного числа в косвенных падежах без предлога;
  • согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде;
  • образование названий детёнышей животных;
  • образование приставочных глаголов.

Значительно улучшилось выполнение заданий по:

  • преобразованию единственного числа существительных в множественное число;
  • согласованию числительных 1-5 с существительными;
  • образованию уменьшительной формы существительного.
  • употреблению в речи  предлогов.

Практическая значимость работы - внедрение в практику  игр с помощью компьютерной техники, обеспечивающих практическое усвоение представленного грамматического материала, повышающих уровень речевого развития детей, что позволит сформировать готовность к школьному обучению.

Новизна  работы - в применении компьютерной техники с ее мультимедийными возможностями как нового игрового приема по формированию грамматического строя речи.

В целом,  проведенная работа позволяет сделать вывод об эффективности коррекционно-логопедического воздействия дидактических игр посредством ИКТ  на формирование грамматического строя речи у детей с ОНР.

 Использование ИКТ для   формирования грамматического строя речи у детей  вызывает огромный интерес, оживление, радость,  поддерживает  положительный эмоциональный настрой.  Дети чувствуют себя более успешными, даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата. Применение компьютерных технологий позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием.

    Но при этом, следует отметить, что использование компьютерных  технологий не должно полностью вытеснять традиционные методы образовательного процесса. Только разнообразная, гармонично и целостно выстроенная коррекционно-педагогическая деятельность может привести к достижению положительного результата, что является основной целью коррекционного воздействия учителя - логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье даются понятия о том, что такое лексика,грамматика, лексическое значение слова, грамматическое значение слова.Раскрываются этапы формирования лексики и грамматики у детей.Говорится о взаимосв...

Необходимость формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлен материал о важнейшей проблеме в развитие речи детей - логопатов. Это обусловлено тем, что развивающаяся речь выступает в начале как средство общения, обозначения, в дальнейшем ста...