Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Дуганова Ольга Александровна

статья предназначена для педагогов детских чадов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_gram._stroy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №26»

Консультация для педагогов

«Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»

Подготовила:

Учитель – логопед Дуганова О. А.

г. Вологда

Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение (первоначально – на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого  и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические. Формирование языковых обобщений происходит на основе достаточного уровня развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка: умения анализировать звуковую, морфологическую структуру слов, выделять общее и специфическое в различных формах одного и того же слова (цветок-цветы-цветов), в различных словах с одним и тем же грамматическим значением (парты-столы), умение синтезировать различные морфемы в структуре слова на основе закономерностей языка.Только овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Не усвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

Особенности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Ещё в прошлом столетии профессор Левина Р.Е., изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи, в зависимости от уровня  речевого развития, учёные выделяют следующие нарушения грамматического строя речи.  Для первого уровня речевого развития характерно отсутствие или наличие зачаточного состояния понимания значений грамматических изменений слова. Как отмечает Волкова Л.С., если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, глагола прошедшего времени, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.   На втором уровне отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм /"едет машину" вместо на машине/, нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени, а употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам /"два каси" – два карандаша, "де тун" – два стула/, отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными. На третьем уровне речевого развития отмечается следующие аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Исходя из анализа литературных источников можно сделать следующие выводы: аграмматизм  является чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений общего недоразвития речи /В.К. Воробьёва, 1967; Е.М. Мастюкова, 1981/. Кроме того, сформированность грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи зависит от уровня их речевого развития /Р.Е. Левина, 1968; С.Н. Шаховская, 1969/. Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают в дальнейшем трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности.

Исходя из особенностей грамматического строя речи у детей с ТНР, мы наметили следующие направления  работы:

  1. развитие умения использовать в речи предлоги;
  2. формирование навыков конструирования предложений;
  3. обучение согласованию различных частей речи.

 В работе следует придерживаться принципа поэтапности, что позволяет переходить от лёгких заданий к более трудным. Следует отметить, что только в результате целенаправленной коррекционной работы по развитию речи в целом возможно устранение аграмматизмов у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Литература:

1.  Ипполитова М.В. Особенности построения предложений в речи учащихся с церебральным параличом. Основные направления формирования умений построения предложений. – М.,1989.

2.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.,2004.

3.  Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.

4.  Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1965.

5.  Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР //  Дефектология. – 2000. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье даются понятия о том, что такое лексика,грамматика, лексическое значение слова, грамматическое значение слова.Раскрываются этапы формирования лексики и грамматики у детей.Говорится о взаимосв...

Консультация для родителей: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Здесь представлены рекомендации родителям по формированию лексико-грамматических категорий у ребёнка старшего дошкольного возраста , а также игровые упражнения....

Необходимость формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлен материал о важнейшей проблеме в развитие речи детей - логопатов. Это обусловлено тем, что развивающаяся речь выступает в начале как средство общения, обозначения, в дальнейшем ста...

"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....