характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
статья (подготовительная группа)

Васнихина Арина Вилоровна

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее фонетической и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обнаруживаются трудности в усвоении звукопроизношения, расстройства фонематического восприятия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Клинико- психолого- педагогическая характеристика  детей с общим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее фонетической и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обнаруживаются трудности в усвоении звукопроизношения, расстройства фонематического восприятия.

Н.А. Никашина предполагает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наиболее часто встречающимся расстройством речи является патология звукопроизношения, которое наблюдается на любом уровне общего недоразвития речи. Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению.

Расстройства произношения у дошкольников, имеющие общее недоразвитие речи проявляются в искажении, смешении, замене и пропусков фонем. Для детей данной категории отличительной особенностью является упрощение артикуляции, т.е. в более сложных фонемах отмечаются замены более простыми. Например, щелевые заменяются взрывными, звонкие – глухими и т.д.

Р.А. Беловой-Давид было установлено, что у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается полиморфный характер произношения. Для них свойственно нарушение свистящих, шипящих и сонорных звуков, а сохранными являлись заднеязычные фонемы.

По мнению Б.М. Гриншпун, распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей с общим недоразвитием речи характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей: 1) дети с нарушениями произношения свистящих звуков; 2) дети с нарушениями произношения шипящих звуков; 3) дети с нарушением соноров и переднеязычных звуков. Это свидетельствует о том, что распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей с общим недоразвитием речи артикуляционной сложностью звуков и их акустической близостью.

С.Ю. Кондратьева, Н.А. Щербакова подчеркивают, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются различные виды нарушений звукопроизношения, среди которых можно отметить искажения и отсутствия разных групп фонем), а также разные виды искажений нескольких групп фонем. Кроме того, у детей данной категории обнаруживается одновременное искажение и замена фонем. Наиболее часто встречающими искажениями у детей с общим недоразвитием речи являются свистящие, шипящие, переднеязычные звуки и сонорные звуки.

По исследованиям Г.В. Бабиной, Н.А. Грассе, Л.И. Дереча, кроме форм и видов нарушения звуков, выделяют еще и уровень нарушения. В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков: I уровень – полное неумение произнести звук; II уровень – правильное изолированное произнесение звука, но искажение или пропускание звуков во всех словах и во фразовой речи; III уровень – правильное произнесение звука изолированно, в словах, фразах, но в смешение его с другим, близким по артикуляции или звучанию в речевом потоке.

По мнению исследователей Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, у детей данной категории прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля, что усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова.

При нарушении фонематических процессов у детей с общим недоразвития речи выделяют несколько состояний:

- недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении;

- нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;

- неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность.

Указанные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению. Последние – более грубые, так как затрудняют понимание высказывания.

Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерно недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Следовательно фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.  В своих работах Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического анализа структуры слова для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Она отмечает, что отклонения фонематического восприятия могут быть производными.

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР восприятие фонем отличается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. В исследованиях А.И. Баевой отмечается, что cостояние фонематического развития детей воздействует на усвоение звукового анализа. В устной речи недифференцированность фонем вызывает замены и смешения фонем. По акустико-артикуляционному сходству смешиваются нередко такие звуки: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Данное состояние ормирования фонетической стороны речи создает препятствия к усвоению навыков анализа и синтеза звукового состава слова и часто вызывает вторичный дефект, нарушения процессов чтения и письма .

В соответствии с исследованиями Л.Ф. Спировой, низкий уровень фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи с наибольшей отчетливостью выражается в следующем: 1) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;  2) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; 3) затруднение при анализе звукового состава речи.

Не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Г.Ф. Сергеева подчеркивает, что относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. При нарушении какого-либо звена затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР допускают большое количество ошибок при выполнении полного фонемного анализа слов различной сложности, а также затрудняются при выполнении элементов фонемного анализа. В соответствии с Т.Л. Долматовой, ошибки детей данной категории носят стойкий характер, отличаются разнообразием проявлений, выявляются во всех сериях экспериментальных заданий, рассчитанных на устную форму выполнения.

Фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР грубо нарушены. Е.К. Лобачева высказывает мнение о том, что многие дети не справлялись ни с одним заданием, им было трудно повторить за логопедом простую слоговую цепочку, они не смогли назвать первый звук в слове, не слышали звука в потоке речи, не могли определить его позицию в слове. Некоторые дети затруднялись в основном в определении позиции звука в слове, практически не ошибались при повторе слоговых цепочек за логопедом.

Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи впервые были представлены в работах Р.Е. Левиной, Л.В. Мещеряковой.

У детей первого уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонетическим оформлением. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. У таких детей дефектных звуков может быть значительно больше, чем правильно произносимых. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием речи непонятна и невыполнима.

Фонетическая и фонематическая сторона речи детей второго уровня речевого развития характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. При этом звуки, находящиеся в изолированной позиции, дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении. При правильном воспроизведении контура слов нарушается их звуконаполняемость. Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции, чаще всего встречается в группе сонорных, свистящих и шипящих. Смешение часто наблюдается в группе йотированных звуков и звуков [л'], [г], [к], [х], при этом отмечается искажение артикуляции некоторых звуков. Характерная особенность детей второго уровня речевого развития – недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

Для детей третьего уровня речевого развития свойственно недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. У таких детей наблюдаются нестойкие замены, смешения звуков. Обнаруживаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов, при стечении согласных звуков, а также недостаточность фонематических процессов.

По данным С.Ю. Кондратьевой, Н.А. Шербаковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, у некоторых детей наблюдаются нечеткое произношение звука [ы], недостаточное озвончение согласных [б], [д], [г] в словах и предложениях, замены и смешения звуков [к], [г], [х], [т], [д], [д'], [й]. Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа.

Таким образом, фонетико-фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР сформированы недостаточно, механизм данных нарушений у них неодинаков, симптоматика проявления дефектов различна.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи

На важность проблемы исследования детей с ФФН указывают такие авторы, как Т.А. Кузьмина, В.К. Орфинская, Н.А. Оскольская, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие авторы.

На данный момент существует проблема в определении правильного названия нарушения: ФФН или ФФНР. Согласно учебнику «Логопедия» аббревиатура ФФН расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие. Также используется аббревиатура ФФНР, что расшифровываете как фонетико-фонематическое нарушение речи. Тем не менее, речь идет об одном нарушении.

Исследователь Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации нарушений речи вывела категорию детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К данной группе относят детей с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушена звукопроизносительная сторона речи и особый – фонематический – слух (при сохранности остальных компонентов речевой деятельности: лексической, грамматической стороны, а также достаточном уровне фразовой речи). Дети с ФФН – это дети, имеющие ринолалию, дизартрию, дислалию акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

По мнению М.А. Виноградовой, Л.И. Савка, состояние звукопроизношения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется следующими особенностями:

Первая – отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т], [д], [д]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с] – [с], [з] – [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); [т] и [д]; звуки [л], [р], [р]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [й]; гласный [ы].

Вторая – замена группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] – мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] – нечто вроде смягченного ч. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-3 других звуков. Например, мягкий звук [т] произносится вместо звуков [с], [ч], [ш] (сумка – «тюмка», чашка – «тяшка», шапка – «тяпка»). Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.

Третья особенность – нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Четвертая – искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Согласно исследованиям А.М. Горчаковой, знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.  Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

С.Ф. Иваненко, Н.П. Самарцева говорят о том, что при смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед». Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФНР может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.  

З.Н. Новоселова, О.В. Фурсо высказывают мысль о том, что в фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний фонематического восприятия:  

-        трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

-        при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

-        невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Т.А. Ткаченко, О.Ю. Цвирко уточняют, что при значительном недоразвитии фонематического восприятия наблюдаются и системные нарушения устной речи, которые проявляются в полиморфном нарушении звукопроизношения в виде искажения, замены звуков, в искажениях звуковой структуры слова, аграмматизмах, недостаточном употреблении слов, бедном словарном запасе.

Нарушения фонематического восприятия обычно становятся заметны примерно в возрасте 4-6 лет. В этом случае у ребенка слуховое различение некоторых фонем или их групп надолго остается недостаточно четким. Как правило, страдает различение фонем, минимально отличающихся друг от друга (так называемых оппозиционных фонем): наличием или отсутствием голоса (глухие – звонкие), мягкостью или твердостью произнесения и др. Чаще подобный недостаток является следствием нарушений взаимодействия речеслухового и речедвигательного анализаторов. В норме сенсорные и языковые эталоны фонем формируются у ребенка на основе взаимодействия слышимых образцов речи взрослых, слухового восприятия собственной речи и кинестетических ощущений, получаемых в процессе артикуляции. Фонематические представления, таким образом, являются результатом межанализаторной интеграции слуховых и кинестетических образов. При нарушении межанализаторного взаимодействия слуховой анализатор перестает быть средством самоконтроля за правильностью произношения ребенка. Напротив, неполноценные кинестетические образцы при дефектном звукопроизношении патологически влияют на формирование слуховых эталонов фонем и деформируют их. В таких случаях, например, ребенок воспринимает пары слов «коза – коса», «бочка – почка», «бабочка – папочка» как одинаково звучащие. Подобные нарушения препятствуют становлению правильного звукопроизношения и приводят к систематическим заменам соответствующих букв в письме.  

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова утверждают, что недоразвитие фонематического восприятия может проявляться в незаконченности процесса дифференциации тех звуков, которые поздно различаются и при нормальном фонематическом развитии, особенно свистящих и шипящих ([с] – [ш], [з] – [ж], [щ] – [ч], [щ] – [ш], [с] – [ц]). Дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков еще нестойкая, фонематические представления о сходных звуках нечеткие. Дети могут правильно повторять ряды слогов с далекими фонетически звуками (та–ма–са), но при повторении ряда слогов со сходными акустически звуками будут наблюдаться замены звуков ([ц] – [с], [д] – [т], [ш] – [щ], [ч] – [щ]) и перестановки. Звонкие звуки заменяются глухими, аффрикаты – звуками, представляющими собой составную их часть.

Дифференцировки фонем могут быть затруднены у детей по-разному. В одних случаях отмечается нарушение слуховой и произносительной дифференциации ([ш], например, смешивается в произношении со звуком [с]). Не различаются по слуху слова-квазиомонимы с этими звуками, искажается звуковая структура слогового ряда. В других случаях нарушается только слуховая дифференциация или могут быть нечеткими слухо-произносительные образы, фонематические представления об этих звуках. Слова-квазиомонимы различаются, в экспрессивной речи замены близких фонем не отмечаются. Однако при повторении незнакомых слов и слоговых рядов, включающих близкие звуки, наблюдаются замены и перестановки сходных фонематических звуков. Эта нечеткость фонематических представлений проявляется впоследствии и в заменах на письме. Наиболее трудной является дифференциация [ш] – [щ], [ч] – [щ], [ц] – [с]. Часто нарушается дифференциация [ж] – [ш], [з] – [с], [ш] – [с], [д] – [т] [59].

Т.В. Ланина, А.В. Семенович, Л.Ф. Спирова отмечают, что  фонематическое недоразвитие проявляется:

-        в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, асемантичных сочетаний, рядов слогов);

-        в незаконченности процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.

Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба, ба-па), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук. Наблюдаются затруднения при различении слов, сходных по слоговой структуре (стакан – скатан). Наибольшие трудности вызывают задания на различение слов-квазномонимов, отличающихся только одним звуком (дачка – тачка, крыша – крыса). На недостаточность слухового восприятия указывают неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза и затруднения детей при анализе звукового состава речи.  

Степень развития фонематического слуха детей оказывает влияние на усвоение звукового анализа. Уровень нарушения фонематического восприятия может быть различен. В.Г. Гуровец, С.И. Маевская выделяют следующие уровни недоразвития фонематического восприятия:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушается первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы в недостаточной мере.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушается вторично. Выделяют нарушения речевых кинестезий из-за анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является важнейшим механизмом развития звукопроизношения.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина в фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляют несколько состояний:

сложности при анализе нарушенных в произнесении звуков;

при сформированной артикуляции не различение звуков, которые относятся к различным фонетическим группам;

неспособность выделить наличие и последовательность звуков в слове.

Л.В. Мещерякова отмечает, что состояние звукопроизношения детей с ФФН отличается рядом особенностей:

1. Отсутствие в речи каких-либо звуков и замена их.

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией.

3. Нестойкое употребление звуков в речи.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков.

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова делают вывод, что характер дефектного произношения звуков у детей с ФФН дает указание на низкий уровень сформированности фонематического восприятия. У них возникают сложности, когда им предлагается, внимательно послушав, поднять руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Такие же сложности проявляются при повторении за педагогов слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, которые начинаются на определённый звук, при определении начального звука в слове, при выборе картинок на заданный звук.

Т.В. Ланина, А.В. Семенович подчеркивают, что несформированное фонематическое восприятие у детей рассматриваемой категории выражается в:

нечётком различении на слух фонем в свой и речи других;

неподготовленности к простым формам звукового анализа и синтеза;

трудностях при анализе звукового состава речи.

Недостаточность развития фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН способствуют появлениям:

общей смазанности речи,

нечёткой дикции,

некоторой задержки в формировании словаря и грамматического строя речи,

ошибок в слоговой структуре слова, ошибок в звуконаполняемости.

Без специальной коррекционной работы дети не смогут научиться отличать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что ведет к возникновению устойчивых ошибок при овладении письмом.

К.А. Каше выделял такие особенности при фонематическом недоразвитии речи, как недифиринцированное произношение групп или пар звуков; нестойкое употребление звуков в речи; замены звуков более простыми по артикуляции; смешение звуков в речи. Нередко вышеперечисленные особенности произношения сочетаются с искажённым произнесением звуков, нечеткой дикцией, некоторой задержкой в формировании словаря и грамматического строя речи.

Степень недоразвития фонематического восприятия у дошкольников с ФФН может быть различной, например, первичное и вторичное нарушение. В случае с первичным нарушением фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно. В этом случае процесс становления звуков затормаживается. Ребенок способен различать звуки в речи окружающих, но не может правильно употреблять звуки в своей речи. Когда фонематическое восприятие нарушено вторично у детей наблюдаются нарушения речевой кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Затруднения произносительного характера тормозят нормальное развитие фонематического восприятия, нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие. Часто наблюдается недостаточная внятность речи и скованность артикуляции. Предпосылки к овладению звуковым анализом выше, чем при первичном нарушении.

Е.Л. Горбенко отмечает, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием часто присутствует определенная зависимость между количеством нарушенных звуков в речи и уровнем развития фонематического восприятия, т. е. чем хуже развито фонематическое восприятие, тем большее количество звуков не сформировано. Однако это не является исключительной закономерностью в речевом развитии детей с ФФН.

Операции выполнения сложных форм фонемного анализа как правило не доступны детям с ФФН, так же им не доступен процесс соединения звуков в целое слово – звуковой синтез.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений (Г.А. Каше, Р.Е. Левина) отмечается, что фонематические нарушения у дошкольников являются распространенными и имеют стойкий характер. Большинство детей с нарушениями речи, поступающих в школу, не владеют умением производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Эти действия приходиться специально формировать.

Таким образом, можно сделать вывод, что ФФН – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком ФФН является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонематического состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками; нарушение звукопроизношения, проявляющееся в отсутствии, замене, смешении, нестойком употреблении, искаженном произношении звуков; сжатая артикуляция; общая смазанность речи, нечеткая дикция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

Развитие фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Развитие фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: "ЗВУКИ К, КI, БУКВА К" (для детей с 6 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Цель: Познакомить детей со звуком К, КI, буквой К;закрепить умение выделять звук в словах;упражнять в согласовании числительных  с существительными, в словообразовании, в падежном управлении;прод...

Статья «Как обследовать речь ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В сборнике материалов на семинаре-практикуме «Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса»  для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учре...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»

Конспект логопедического занятия  с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...