Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

 

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.

Задачи проекта:

  • Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе.
  • Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.

Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, родители и дети ортопедической группы.

Длительность проекта: в течение учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_umnye_palchiki.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад комбинированного вида  «РОСИНКА»

города  Балашова  Саратовской  области.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

для детей с нарушением ОДА

5 – 6 лет с ФФН

        

Учитель-логопед

МДОУ «Росинка»
Т.Е.Иванова

   

14 апреля 2011 г.

г. Балашов

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

И. Кант

АКТУАЛЬНОСТЬ

Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев у детей признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.

Вот почему и был составлен проект «Умные пальчики».

Обучая родителей и педагогов, автор доносит до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания.

Автор данного проекта выделяет и воспитательное значение речевых пальчиковых игр, делает заключение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля бучения детей.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.

Задачи проекта:

  1. Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе.
  2. Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.

Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, родители и дети ортопедической группы.

Длительность проекта: в течение учебного года.

Этапы проекта

Подготовительный:

  1. Изучение методической литературы по данной теме: Т.А.Ткаченко «Речь и моторика» Москва «Эксмо» 2007, М.С. Рузина «Пальчиковой игротренинг» Екатеринбург «У – Фактория» 2004.
  2. Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.
  3. Подготовка наглядного материала:
  1. слайдов для мультимедийного демонстрирования
  2. письменных консультаций для стенда информации
  3. современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

Основной:

  1. Составление перспективного плана проведения с детьми ортопедической группы игр по развитию мелкой моторики рук с речевым сопровождением.
  2. Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.
  3. Проведение ( совместно с родителями ) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
  4. Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.
  5. Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий.
  6. Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями.

Заключительный:

  1. Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года.
  2. Постановка новой проблемы: использование речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

План выполнения проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

Изучение тематики, формулировка проблемы

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей логопедической группы.

  1.  

Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта.

Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и построить индивидуальную траекторию работы с каждым ребенком.

Изучение родителями методической литературы: Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л.Г.Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008

Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей логопедической группы.

Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми-логопатами, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

  1.  

Включение учителем-логопедом речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей.

Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

  1.  

Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

  1.  

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковый игротренинг».

Обучить родителей правильному проведению дома речевых пальчиковых игр.

  1.  

Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультимедийного оборудования).

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

  1.  

Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

  1.  

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

  1.  

Повторная диагностика в конце учебного года.

Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, подготовки руки к письму, в формировании речевого развития детей.

  1.  

Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» с педагогами ДОУ

Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

  1.  

Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж».

Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук - игрового самомассажа

В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:

  1. Выстроена система работы по профилактике речевых нарушений.
  2. В дошкольном учреждении создано единое коррекционно-образовательное пространство.
  3. Повысился уровень знаний у педагогов и родителей. У родителей сформовалась активная позиция по проблеме развития мелкой моторики детей.
  4. В группах созданы необходимая развивающая среда. Таким образом, в результате выполнение задач по данным итоговой диагностики и анализа данных удалось добиться уменьшения количества детей пятилетнего возраста  с нарушениями мелкой моторики рук.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Проект является эффективным, малозатратным. Опыт может быть использован в общеразвивающих группах  для профилактики речевых нарушений.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Педагогический проект "Новый год!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет

Групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский проект "Новый год!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект «Азбука безопасности» для детей старшей группы

Участники проекта – воспитатели, дети старшей  группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (август 2016 – май 2017)Проблема - Проблема обеспечения безопасности детей н...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...