Главные вкладки

    Педагогический проект по экологическому воспитаниюдля детей старшей группы «Вода – самый удивительный минерал Земли»
    проект по окружающему миру (старшая группа) на тему


    исследовательский экологический проект для реализации в детском саду

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_-_voda_samyy_udivitelnyy_mineral_na_zemle.docx26.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект по экологическому воспитаниюдля детей старшей группы «Вода – самый удивительный минерал Земли»

    Автор проекта: Паньшина О.А., воспитатель

    МКДОУ д/с «Гармония»  СП д/с №101

    Актуальность.

    Сложное и тревожное наше время породило ряд проблем, о которых сто лет тому назад человечеству и не снилось даже в самом кошмарном его сне. Речь идет о загрязнении нашего общего дома — многострадальной природы «продуктами» технического прогресса, в том числе о загрязнении питьевой воды вредными и ядовитыми веществами. Вода — это уникальное вещество, обладающее ни с чем несравнимыми физико-химическими и биологическими свойствами. Феномен воды состоит в том, что, будучи первоосновой жизни, она являет собой исключительно подвижную, мерцающую и легко «ранимую» систему с выраженным набором аномальных свойств в зависимости от вида воздействия на нее окружающей среды.

    Проблема: нехватка чистой питьевой воды в городе Нижний Тагил

    Цель проекта: определить, в каком из микрорайонов города в центральном водоснабжении течет самая пригодная для жизни вода.

    Перед детьми стояли задачи:

    1. Определить свойства воды;
    2. Закрепить знания детей о том, что вода – источник жизни;
    3. Расширить представления о воде, о её необходимости;
    4. Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов; размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать;
    5. Прививать у детей навыки бережного использования воды;
    6. Воспитывать желание заботиться о чистоте водоемов;
    7. Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.

    Формы реализации проекта:  

    • Экологические занятия.  
    • Наблюдения и экологические экскурсии.  
    •  Познавательное чтение.  
    •  “Уроки доброты”.  
    •  Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).  
    • Природоохранные акции.  
    •  Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

    Субъекты проекта:

    • Воспитатели.
    • Дети 5-6 лет.
    • Родители.

    Ресурсы проекта:

    • Перспективный план организованной образовательной деятельности по области познание, формирование целостной картины мира, «Экологическое воспитание».
    • Предметно-развивающая среда старшей группы (дидактические и сюжетно-ролевые игры, плакаты, иллюстрации, схемы) по реализации содержания образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мир. Экологическое воспитание» общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Предполагаемые продукты проекта:

    1. изготовление дидактических игр: «Четыре стихии»; «Волшебные превращения капельки; «Кому нужна вода»; «Кто где живет?»; «Что вредное, что полезное для природы»;
    2. изготовление листовок «Берегите воду»;
    3. конкурс творческих работ  (рисунки, аппликации, оригами и т.д. «Вода – источник жизни»;
    4. специальный выпуск  газеты «Вместе» по теме: «Вода – самый удивительный минерал Земли»;
    5. консультации для родителей «Вода – источник жизни;
    6. итоговый праздник «Вода – источник жизни».

    Ожидаемый результат:

    1. Составление дополнительных разработок образовательной деятельности, игр, досугов, практических занятий.
    2. Овладение детьми навыков экономичного использования воды.
    3. Овладение детьми навыков исследовательско – экспериментальной деятельности;
    4. Осознанное выполнение правил поведения у водоема.
    5. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

    Срок реализации проекта: 3 недели.

    Этапы, содержание и описание реализации проекта.

    1. этап - подготовительный (продолжительность - 2 дня):

    Основные методы деятельности на первом этапе: метод активного диалога; метод планирования (конструирования) педагогического процесса.

    Содержание деятельности на подготовительном этапе: субъект проектной деятельности

    Подготовка наглядно-иллюстративного и демонстративного материала

    1. Подбор художественной и познавательной литературы:

    С.Н.Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду», Тугумева Г.Г., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего старшего дошкольного возраста. Санкт – Петербург Детство – Пресс. 2011г., О.А.Скоропулова  Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода»  Москва 2008г. «Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А.Королева, Н.А.Рыжова Волшебница-  вода. М., Линка- Пресс, 1997г, С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», В. Батиевой «Сказка о воде»; Б. Заходер «Как люди обидели реку?»; А.Стайло «Капелька дождя»

    1. Составление картотеки стихов, пословиц и загадок о воде.
    2. Разработка модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме проекта.
    3. Разработка конспектов познавательно-речевых и творческих занятий, наблюдений.
    4. Подбор видеоматериалов
    5. Разработка информационного материала для родителей.

    Родители старшей группы: доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта. Выборы творческой группы родителей - активных участников проекта. Разработка творческой группой плана участия родителей в реализации проекта. Информационное задание: привлечение к подборке материала по проблеме проекта.

    2 этап - основной (этап реализации; продолжительность — десять дней) Основные методы деятельности на втором этапе:

    метод активного диалога; метод сотрудничества и взаимопомощи; игровое взаимодействие.

    Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности

    Педагоги ДОУ: составление методических материалов: цикл бесед про бесценный дар природы - воду. Подбор материалов для информационного стенда для родителей, оформление стенда. Сотрудничество с детьми по обогащению и творческому преобразованию предметно-развивающей среды группы (изготовление и оформление уголка безопасности; оформление альбома «Вода – бесценный дар природы» и т.п.). Проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, бесед по теме проекта. Реализация модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме проекта. Изготовление подборок практических материалов для работы с детьми. Изготовление альбома для рассматривания «Водные артерии России глазами русских художников».

    Родители старшей группы: участие в оформлении информационно-познавательного уголка «Окно в экологию» материалами по теме проекта; помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе; участие в конкурсе рисунков «Водные артерии Нижнего Тагила»; конкурс творческих работ (рисунки, аппликации, оригами и т.д. «Вода – источник жизни».

    Воспитанники старшей группы

    • Активное участие в игровых образовательных ситуациях:
    1. настольно — дидактические: «Кто где живет», «Собери картинку», «Волшебные превращения капельки», «Кому нужна вода», «Четвертый лишний», «Что полезно, что вредно для природы» (воды), «Что сначала, что потом?»;
    2. сюжетно — ролевые игры в детском саду: «Семья» (сюжет: купаем куклу Катю), «Рыбалка»;
    3. подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Лягушки», «Море волнуется», «Мы капельки», «Ходят капельки по кругу, «Караси и щука», «Ручеек», «Снежинки и ветер», «Ручейки и озера», «Через ручеек», «Удочка»;
    • Экскурсия: «В лесополосу за чистым снегом», «К проезжей части, за снегом».
    • Продуктивная деятельность: рисование «Морская азбук», «Речки и озера», «Я рисую воду», «Сосульки»; аппликация «Кит», «По морям, по волнам»; оригами «Дельфины», «Киты»; изготовление листовок «Берегите воду»; раскрашивание раскрасок по теме проекта; коллаж из природного материала «Аквариум».
    • Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи, поговорки, загадки).
    • Пальчиковая гимнастика: «Жил был один налим»; «Колодец», «Где вы рыбки», «мы рыбки», «Гроза», «Снежок», «Дождик», «Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли», «Капитан»; физкультминутки: «К речке быстро мы спустились», «Будим прыгать как лягушка», «А над морем мы с тобой»;
    •  Оформление книжного уголка в группе по теме проекта.
    • Расклеивание листовок «Берегите воду!» по нашему микрорайону. Беседа с населением нашего микрорайона на тему «Вода – источник жизни»
    • Занятие - эксперимент «Снег – это тоже вода», «Лед  - это тоже вода», «Пар – это тоже вода», «Свойства воды», «Какая вода чище всего?» (1 – центр города; 2 – Вагонка; 3 – Старатель; 4 – Выя; 5 – ГГМ);
    • Наблюдения «Где снег чище?» (1 – лес; 2 – территория; 3 – центр города; 4 – дорога; 5 – центральное водоснабжение).

    •    Просмотр и обсуждение мультфильмов «Прогулки под водой», «Капля», «Секреты воды»;

    1. этап - итоговый (этап презентации и рефлексии; продолжительность — два дня)

    Основные методы деятельности на третьем этапе: метод активного диалога; метод сотрудничества и взаимопомощи; игровое взаимодействие; метод рефлексии.

    Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности

    Педагоги ДОУ

    • Анализ полученных результатов. Проведение беседы с детьми по проблеме проекта.
    • Вручение благодарственных писем семьям - активным участникам проекта.

    Родители подготовительной группы

    • Участие в итоговом празднике «Вода – источник жизни».
    • Участие в обсуждение с воспитателем успехов и итогов в целом проекта «Вода – самый удивительный минерал Земли».

    Воспитанники подготовительной группы

    • Торжественная презентация информационно-познавательного стенда «Окно в экологию» в группе (для родителей и воспитанников старшей группы).
    • Открытие выставки творческих работ (рисунки, аппликации, оригами и т.д. «Вода – источник жизни»; экскурсия по выставке (экскурсоводы - дети подготовительной группы).
    • проведение праздника «Вода – источник жизни»;
    • проведение открытого занятия для педагогов детского сада;
    • обсуждение с педагогом собственной роли и достигнутой цели проекта («Что мы хотели сделать? Получилось ли задуманное? Что мы для этого предприняли? Что было самым интересным? Что было самым трудным? За что я мог бы себя похвалить? За что и кого мог бы похвалить из товарищей? За что можно сказать спасибо воспитателям и родителям? А что бы хотелось изменить?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

    Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

    Паспорт проекта.Вода - самый удивительный минерал Земли.

    В сложных экологических условиях, во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада  по формированию у де...

    Проект Вода самый удивительный минерал Земли

    Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

    Педагогический проект "Новый год!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет

    Групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский проект "Новый год!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

    Педагогический проект «Формирование экологических представлений  детей старшего дошкольного возраста на основе метода проектов»

    Педагогический проект  «Формирование экологических представлений  детей старшего дошкольного возраста на основе метода проектов».Скачать...

    Педагогический проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Ромашки"

    Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные...