Педагогический проект по экологическому воспитаниюдля детей старшей группы «Вода – самый удивительный минерал Земли»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему


исследовательский экологический проект для реализации в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_voda_samyy_udivitelnyy_mineral_na_zemle.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по экологическому воспитаниюдля детей старшей группы «Вода – самый удивительный минерал Земли»

Автор проекта: Паньшина О.А., воспитатель

МКДОУ д/с «Гармония»  СП д/с №101

Актуальность.

Сложное и тревожное наше время породило ряд проблем, о которых сто лет тому назад человечеству и не снилось даже в самом кошмарном его сне. Речь идет о загрязнении нашего общего дома — многострадальной природы «продуктами» технического прогресса, в том числе о загрязнении питьевой воды вредными и ядовитыми веществами. Вода — это уникальное вещество, обладающее ни с чем несравнимыми физико-химическими и биологическими свойствами. Феномен воды состоит в том, что, будучи первоосновой жизни, она являет собой исключительно подвижную, мерцающую и легко «ранимую» систему с выраженным набором аномальных свойств в зависимости от вида воздействия на нее окружающей среды.

Проблема: нехватка чистой питьевой воды в городе Нижний Тагил

Цель проекта: определить, в каком из микрорайонов города в центральном водоснабжении течет самая пригодная для жизни вода.

Перед детьми стояли задачи:

  1. Определить свойства воды;
  2. Закрепить знания детей о том, что вода – источник жизни;
  3. Расширить представления о воде, о её необходимости;
  4. Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов; размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать;
  5. Прививать у детей навыки бережного использования воды;
  6. Воспитывать желание заботиться о чистоте водоемов;
  7. Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.

Формы реализации проекта:  

  • Экологические занятия.  
  • Наблюдения и экологические экскурсии.  
  •  Познавательное чтение.  
  •  “Уроки доброты”.  
  •  Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).  
  • Природоохранные акции.  
  •  Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Субъекты проекта:

  • Воспитатели.
  • Дети 5-6 лет.
  • Родители.

Ресурсы проекта:

  • Перспективный план организованной образовательной деятельности по области познание, формирование целостной картины мира, «Экологическое воспитание».
  • Предметно-развивающая среда старшей группы (дидактические и сюжетно-ролевые игры, плакаты, иллюстрации, схемы) по реализации содержания образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мир. Экологическое воспитание» общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемые продукты проекта:

  1. изготовление дидактических игр: «Четыре стихии»; «Волшебные превращения капельки; «Кому нужна вода»; «Кто где живет?»; «Что вредное, что полезное для природы»;
  2. изготовление листовок «Берегите воду»;
  3. конкурс творческих работ  (рисунки, аппликации, оригами и т.д. «Вода – источник жизни»;
  4. специальный выпуск  газеты «Вместе» по теме: «Вода – самый удивительный минерал Земли»;
  5. консультации для родителей «Вода – источник жизни;
  6. итоговый праздник «Вода – источник жизни».

Ожидаемый результат:

  1. Составление дополнительных разработок образовательной деятельности, игр, досугов, практических занятий.
  2. Овладение детьми навыков экономичного использования воды.
  3. Овладение детьми навыков исследовательско – экспериментальной деятельности;
  4. Осознанное выполнение правил поведения у водоема.
  5. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Срок реализации проекта: 3 недели.

Этапы, содержание и описание реализации проекта.

  1. этап - подготовительный (продолжительность - 2 дня):

Основные методы деятельности на первом этапе: метод активного диалога; метод планирования (конструирования) педагогического процесса.

Содержание деятельности на подготовительном этапе: субъект проектной деятельности

Подготовка наглядно-иллюстративного и демонстративного материала

  1. Подбор художественной и познавательной литературы:

С.Н.Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду», Тугумева Г.Г., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего старшего дошкольного возраста. Санкт – Петербург Детство – Пресс. 2011г., О.А.Скоропулова  Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода»  Москва 2008г. «Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А.Королева, Н.А.Рыжова Волшебница-  вода. М., Линка- Пресс, 1997г, С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», В. Батиевой «Сказка о воде»; Б. Заходер «Как люди обидели реку?»; А.Стайло «Капелька дождя»

  1. Составление картотеки стихов, пословиц и загадок о воде.
  2. Разработка модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме проекта.
  3. Разработка конспектов познавательно-речевых и творческих занятий, наблюдений.
  4. Подбор видеоматериалов
  5. Разработка информационного материала для родителей.

Родители старшей группы: доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта. Выборы творческой группы родителей - активных участников проекта. Разработка творческой группой плана участия родителей в реализации проекта. Информационное задание: привлечение к подборке материала по проблеме проекта.

2 этап - основной (этап реализации; продолжительность — десять дней) Основные методы деятельности на втором этапе:

метод активного диалога; метод сотрудничества и взаимопомощи; игровое взаимодействие.

Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности

Педагоги ДОУ: составление методических материалов: цикл бесед про бесценный дар природы - воду. Подбор материалов для информационного стенда для родителей, оформление стенда. Сотрудничество с детьми по обогащению и творческому преобразованию предметно-развивающей среды группы (изготовление и оформление уголка безопасности; оформление альбома «Вода – бесценный дар природы» и т.п.). Проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, бесед по теме проекта. Реализация модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме проекта. Изготовление подборок практических материалов для работы с детьми. Изготовление альбома для рассматривания «Водные артерии России глазами русских художников».

Родители старшей группы: участие в оформлении информационно-познавательного уголка «Окно в экологию» материалами по теме проекта; помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе; участие в конкурсе рисунков «Водные артерии Нижнего Тагила»; конкурс творческих работ (рисунки, аппликации, оригами и т.д. «Вода – источник жизни».

Воспитанники старшей группы

  • Активное участие в игровых образовательных ситуациях:
  1. настольно — дидактические: «Кто где живет», «Собери картинку», «Волшебные превращения капельки», «Кому нужна вода», «Четвертый лишний», «Что полезно, что вредно для природы» (воды), «Что сначала, что потом?»;
  2. сюжетно — ролевые игры в детском саду: «Семья» (сюжет: купаем куклу Катю), «Рыбалка»;
  3. подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Лягушки», «Море волнуется», «Мы капельки», «Ходят капельки по кругу, «Караси и щука», «Ручеек», «Снежинки и ветер», «Ручейки и озера», «Через ручеек», «Удочка»;
  • Экскурсия: «В лесополосу за чистым снегом», «К проезжей части, за снегом».
  • Продуктивная деятельность: рисование «Морская азбук», «Речки и озера», «Я рисую воду», «Сосульки»; аппликация «Кит», «По морям, по волнам»; оригами «Дельфины», «Киты»; изготовление листовок «Берегите воду»; раскрашивание раскрасок по теме проекта; коллаж из природного материала «Аквариум».
  • Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи, поговорки, загадки).
  • Пальчиковая гимнастика: «Жил был один налим»; «Колодец», «Где вы рыбки», «мы рыбки», «Гроза», «Снежок», «Дождик», «Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли», «Капитан»; физкультминутки: «К речке быстро мы спустились», «Будим прыгать как лягушка», «А над морем мы с тобой»;
  •  Оформление книжного уголка в группе по теме проекта.
  • Расклеивание листовок «Берегите воду!» по нашему микрорайону. Беседа с населением нашего микрорайона на тему «Вода – источник жизни»
  • Занятие - эксперимент «Снег – это тоже вода», «Лед  - это тоже вода», «Пар – это тоже вода», «Свойства воды», «Какая вода чище всего?» (1 – центр города; 2 – Вагонка; 3 – Старатель; 4 – Выя; 5 – ГГМ);
  • Наблюдения «Где снег чище?» (1 – лес; 2 – территория; 3 – центр города; 4 – дорога; 5 – центральное водоснабжение).

•    Просмотр и обсуждение мультфильмов «Прогулки под водой», «Капля», «Секреты воды»;

  1. этап - итоговый (этап презентации и рефлексии; продолжительность — два дня)

Основные методы деятельности на третьем этапе: метод активного диалога; метод сотрудничества и взаимопомощи; игровое взаимодействие; метод рефлексии.

Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности

Педагоги ДОУ

  • Анализ полученных результатов. Проведение беседы с детьми по проблеме проекта.
  • Вручение благодарственных писем семьям - активным участникам проекта.

Родители подготовительной группы

  • Участие в итоговом празднике «Вода – источник жизни».
  • Участие в обсуждение с воспитателем успехов и итогов в целом проекта «Вода – самый удивительный минерал Земли».

Воспитанники подготовительной группы

  • Торжественная презентация информационно-познавательного стенда «Окно в экологию» в группе (для родителей и воспитанников старшей группы).
  • Открытие выставки творческих работ (рисунки, аппликации, оригами и т.д. «Вода – источник жизни»; экскурсия по выставке (экскурсоводы - дети подготовительной группы).
  • проведение праздника «Вода – источник жизни»;
  • проведение открытого занятия для педагогов детского сада;
  • обсуждение с педагогом собственной роли и достигнутой цели проекта («Что мы хотели сделать? Получилось ли задуманное? Что мы для этого предприняли? Что было самым интересным? Что было самым трудным? За что я мог бы себя похвалить? За что и кого мог бы похвалить из товарищей? За что можно сказать спасибо воспитателям и родителям? А что бы хотелось изменить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

Паспорт проекта.Вода - самый удивительный минерал Земли.

В сложных экологических условиях, во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада  по формированию у де...

Проект Вода самый удивительный минерал Земли

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Педагогический проект "Новый год!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет

Групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский проект "Новый год!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода».

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода, вода, кругом вода»...