Педагогический проект по экологическому воспитанию детей средней группы "Секреты воды"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему


Предварительный просмотр:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Секреты воды»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.

  Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

             Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Недаром говорят в Китае:

                                              То, что я услышал, я забыл.

                                              То, что я увидел, я помню.

                                              То, что я сделал, я знаю!

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов  таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: средней длительности  (ноябрь 2015– февраль 2016)

Участники проекта: дети группы (4-5 лет), педагог группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Актуальность темы:  Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов  таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;

Задачи проекта:

  • Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
  • Расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое  (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
  • Формировать представления о значении воды в жизни человека.

Предполагаемый результат:

  • У детей расширятся и углубятся знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
  • Разовьется интерес и  познавательные умения через экспериментальную деятельность;
  • У родителей сформируется интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
  • воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта: создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Задачи

Формы работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.

1-2 недели ноября

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

Создание экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов  и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разрабатывание конспектов ООД по разным областям программы.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Анкетирование родителей

3 неделя

ноября

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

Беседы

Консультации 

На протяжении всего проекта

II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (ОСНОВНОЙ). Сроки: декабрь – январь

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды»

для детей среднего дошкольного возраста

Образовательная область

Совместная деятельности педагога и детей

Работа с родителями

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода»;
  • Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды»;
  • Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега»;
  • Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий.
  • Создание водоохранных знаков.
  • Развлечение «Секреты воды»

Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Коммуникативная деятельность:

  • Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», « Найди снежинке пару»;
  • Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».

Трудовая деятельность:

  • Практические работы: «Полив цветов»,  «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Подвижные игры: «Тучка и капельки»,  «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется»;
  • Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри»;
  • Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало»;
  • Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»;
  • Комплекс утренней гимнастики «Снежки»;
  • Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»;
  • Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»;
  • Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»

Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохранные знаки»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественное творчество:

  • Рисование  «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки»;
  • Аппликации  «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды»;
  • Создание панно: «Ходит капелька по кругу».

Чтение художественной литературы:

  • Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,  Е.Благина «Снег»,И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый»,  Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды»;
  • Загадки о воде;
  • Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»;

Музыкальная деятельность:

  • Использование музыки;
  • Прослушивание шума водопада

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье»;
  • Словесная игра: «Подскажи словечко»;

III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Сроки:  февраль

Мероприятия

        Ожидаемый результат

Развлечение на тему: «Секреты воды»

Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»

Выставка фоторабот по опытнической деятельности.

Оформление альбома «Секреты воды»

Презентация результатов проекта

Оформление проекта

Предоставление материалов для конкурса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Методические рекомендации к программе «Цвет Природы: Экологическая прогулка» для работы с детьми дошкольного возраста. Шпотова Т.В., Старых Л.П. – Обнинск: ЦЭО, 2000.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 1999.

4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.

6. Приложение к методическим рекомендациям к программе «Цвет Природы: Экологическая прогулка». Сост. Шпотова Т.В., Старых Л.П., Кочеткова Е.П. – Обнинск: ЦЭО, 2000.

7. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

8. Рыжова Н.А. Непросто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс,Ю 2002 г.

9. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

10. Шишкина В.А. Прогулки в притроду: Учеб.-метод. Пособие длявоспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002.

11. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Огород на подоконнике"

Паспорт экологического проекта содержит цели, задачи, предполагаемый результат, мероприятия с детьми и родителями по организации огорода на подоконнике в группе с детьми среднего дошкольного возраста....

Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Мы защитники природы»

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переж...

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...

Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...

Проект по экологическому воспитанию детей средней группы "Весна пришла"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...