Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (средняя группа)

Федорова Галина Александровна

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx75.28 КБ

Предварительный просмотр:

БЛОК – «ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ»

Тема: «Природа - наш общий дом!»

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

По содержанию: ребенок и охрана природы.

Участники проекта: дети – педагоги – родители группы.

По количеству участников: коллективный

Возраст детей: средняя группа (с 4 до 5 лет).

Продолжительность проекта: долгосрочный (с октября 2017 г. по май 2018 г.)

         Актуальность прроекта:

                                                             "Дерево, трава, цветок и птица

                                                           Не всегда сумеют защититься

                                                          Если будут уничтожены они,

                                                              На планете мы останемся одни»

                                                                                              Д. Радович

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.

В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.

Цель проекта: развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий, углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи проекта:

  1. Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
  2. Расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними; расширять представления детей о лесе и его обитателях;
  3. Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
  4. Познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;
  5. Развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
  6. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
  7. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Сроки реализации: с октября 2017 года по май 2018 года

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно -поисковую деятельность детей;
  2. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  3. Формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;
  4. Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах;
  5. Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, любознательности и эмоциональной отзывчивости у детей.
  6. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

Организационные формы работы над проектом:

  1. Взаимодействие с родителями. Консультация «Экологическое воспитание детей в семье», «Учите детей любить природу»
  2. Анкетирование родителей по теме: «Экологическое образование в семье»
  3. Мероприятие с детьми
  4. Совместное творчество детей и родителей.

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Природа - наш общий дом»
  2. Изготовление альбома «Семь чудес света Башкирии».
  3. Стенд «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
  4. Оформление выставки рисунков детей «Природа нашего края»
  1. Гербарий «Растения летнего луга».
  2. Экологическое развлечение «Путешествие по волшебным уголкам природы».

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

  1. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

  1. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

  1. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

  1. Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002.

  1. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.

  1. Статьи из журналов

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

  1. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.


Этапы реализации проекта

Этапы, сроки

Название

Содержание

I этап

(с 1 по 15 октябрь 2017 года)

Поисковый (подготовительный)

  • Разработка проекта «Природа – наш общий дом»
  • Изучение литературы по теме
  • Подбор материала для развития творчества детей

II этап

(с 15 по 31 октября  2017 года)

Аналитический

  • Сбор, анализ и систематизация информации по теме проекта.
  • Формулировка проблемы, цели проекта; определение продукта проекта; составление плана деятельности.
  • Составление  плана реализации проекта.

III этап

(ноябрь  2017 года - март 2018 года)

Практический (основной)

Организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей; привлечение родителей к реализации проекта.

IV этап

(апрель – май

2018 года)

Заключительный

Презентация проекта на заседании педагогического совета ДОУ, и на родительском собрании.


Проектная карта

«Природа - наш общий дом»

Ноябрь

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, дождем (из окна), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для поздней осени: иней, дождь, слякоть, снег и т.д.

Экспериментальная деятельность:

  1. Сравнение листьев березы и клена

Опыт «Воздух - невидимка»

  1. НОД «Беседа о волшебнице-воде»
  2. Презентации: «Природа Башкирии».

Социально-коммуникативное развитие.

  1. Беседа: «Что такое природа», «Правила поведения в природе»,
  2. Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Большие и маленькие», «Животные мира»
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»

Речевое развитие

  1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений о природе
  2. Загадывание загадок о природе

Художественно-эстетическое развитие.

  1. Рисование: «Берегите природу»
  2. Аппликация/конструирование «Воробей»

Физическое развитие

  1. Подвижные игры «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц» и др
  2. Эстафета «Собери мусор» «Пустое место»
  3. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой»; «Зайка», «В путь», «Дикие животные»,
  4. Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?»
  5. Пальчиковые игры: «Птички», «Сорока», «Березка»

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

2. Совместная деятельность детей и родителей «Краски осени»


«Лес и его обитатели»

Декабрь

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, снежинками, первым снегом (белый, холодный, мокрый), птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для ранней зимы.

Экспериментальная деятельность

1. Сравнение веточек сосны и ели, опыт «Иней»

2. НОД «Как люди помогают лесным обитателям»

Социально-коммуникативное развитие

1. Беседа: «Лес и его обитатели», «Как животные к зиме готовятся»

2. Дидактические игры: «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Большие и маленькие», «Животные мира»

Речевое развитие

1. Рассматривание сюжетных картин: «Зимний лес», «Как животные к зиме готовятся»

2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Лисичка-сестричка и серый волк», В. Степанов «Животные наших лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

3. Загадывание загадок о диких животных.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Конструирование из бумаги «Зайчик»
  2. Рисование «Дикие животные»,
  3. Лепка: «Животные леса»

Физическое развитие

  1. Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Узнай по голосу»
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой», «Зайка», «В путь», «Дикие животные»
  3. Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?», «Чья снежинка улетит дальше?».
  4. Пальчиковые игры «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

Работа с родителями

Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Зимняя фантазия»


«Зимующие птицы»

Январь

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Экспериментальная деятельность

1. Опыт «Как снег становится водой»

2. НОД «Станем юными защитниками природы »

Социально-коммуникативное развитие

1. Беседа: «Зимующие птицы»,  «Жизнь птиц зимой»

2. Дидактические игры: «Птицы нашего края», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Большие и маленькие».«Животные мира»

3. Сюжетно-ролевые игры: «Зима в лесу», «Птички зимой»

Речевое развитие

  1. Рассматривание сюжетных картин «В зимнем парке».
  2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Гуси-лебеди», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Бианки «Лесной хор», чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».
  3. Загадывание загадок о птицах

Художественно-эстетическое развитие

  1. Рисование: «Птичьи дома»
  2. Лепка «У птичьей кормушки»

Физическое развитие

1. Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Узнай по голосу»

2. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой», «Зайка», «В путь»,«Дикие животные», «Снежинки кружатся», «По снежному лабиринту».

3. Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?», «Чья снежинка улетит дальше?».

4. Пальчиковые игры: «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

Работа с родителями

Придумывание историй «Как я спас птичку»


«Домашние животные зимой»

Февраль

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.

Экспериментальная деятельность

  1. Опыт «Превращение снега», «Иней»
  2. НОД « Дом под крышей голубой»

Социально-коммуникативное развитие

  1. Беседа: «Домашние животные зимой»
  2. Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Большие и маленькие», «Животные мира»
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Котятки», «Зима в лесу»

Речевое развитие

  1. Рассматривание сюжетных картин: «Домашние животные»
  2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: «Кот и лиса»,

В. Бианки «Лесной хор».

  1. Загадывание загадок о домашних животных.

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование: «Домашние животные»,

2. Аппликация: «Домашние животные», «В деревне у бабушки».

Физическое развитие

  1. Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Узнай по голосу»
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой», «Зайка», «В путь»,«Дикие животные», «Снежинки кружатся», «По снежному лабиринту».
  3. Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?», «Чья снежинка улетит дальше?».
  4. Пальчиковые игры: «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

Работа с родителями

Изготовление книжки малышки «Любимый питомец»


«Весна - красна»

Март

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, снегом , сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для ранней весны.

Экспериментальная деятельность

1. Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга»

2. Викторина «Лучший знаток деревьев».

3. НОД «Мы - деревья»

Социально-коммуникативное развитие

  1. Беседа: Беседа «Значение воды в нашей жизни», «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
  2. Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кто, чем питается? », «Кто, где живет? », «Назови детеныша?
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Как зовут тебя деревце?»

Речевое развитие

  1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: Г.Скребицкий «Счастливый жучок»,  А Толстой «Сорока», Б.Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка» , Н.А.Рыжова «Волшебница вода», «Как люди обидели реку»
  2. Загадывание загадок о деревьях и растениях Башкирии

Художественно-эстетическое развитие

  1. Рисование: «Радуга»
  2. Конструирование из бумаги с элементами аппликации:  «Подснежник»

Физическое развитие

  1. Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»
  2. Игры на развитие координации слова с движением: «На водопой», «Зайка», «В путь»,«Дикие животные», «Капельки»
  3. Пальчиковые игры: «Птички»,; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Березка»

Работа с родителями

Коллективное создание альбома « Вода в нашей жизни»

или «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

 


«Животные, птицы и растения Башкирии»

Апрель

Познавательное развитие

Наблюдения: за погодой, ветром, небом, солнцем, таяньем снега, птицами, за прохожими (как одеты, за деревья ми, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для весны.

Экспериментальная деятельность

  1. Опыты «Свойства воды»
  2. Викторина «Дикие животные нашего края»

Социально-коммуникативное развитие

  1. Беседа: «Природа родного края», «Птици нашего края».
  2. Дидактические игры: «Угадай, чей хвост? », «Назови признаки животных», «Кто, чем питается? », «Кто, где живет? », «Назови детеныша? », «В мире животных», «Что к чему и почему?», «Кто, где живет?», «Чей домик?», «Веселый зоопарк», «Животные родного края»
  3. Сюжетно-ролевые игры: «Как зовут тебя деревце?»

Речевое развитие

  1. Чтение сказок, рассказов, стихотворений: стихотворение Павловой «Зеленое платье планеты»
  2. Загадывание загадок о деревьях и растениях Башкирии.
  3. Рассматривание иллюстраций «Красота родного края»

Художественно-эстетическое развитие

  1. Рисование: «Берегите животных»
  2. Аппликация с элементами конструирования из бумаги

(оригами) «Цветущий луг»

Физическое развитие

1. Подвижные игры: «Волк во рву», «Охотники и звери», «У медведя во бору»,

2. Пальчиковые игры: «Птички», «Зима», «Медведь в берлоге»; «Зайка», «Сорока», «Снежок», «Падал снег на порог», «Березка»

Работа с родителями

Конкурс на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном отношении к природе родного края


Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

   Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

   С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

   Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

   Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка.    Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать корнями. Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

   Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

   Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

   Пожелание Вам: воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно, относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.


Консультация для родителей

«Учите детей любить природу»

Уважаемые родители!

        Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

- Надо охранять и беречь природу.

- Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

- Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

- Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

- Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?


Анкетирование родителей по теме "Экологическое образование в семье"

Уважаемые мамы и папы!

Просим Вас ответить на следующие вопросы

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?

Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о

природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,

лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о

природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Приложение 1

ИГРЫ, СТИХИ И УПРАЖНЕНИЯ

ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»

Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. (дети загибают пальцы на

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. обеих руках: по одному

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. пальцу на каждую строчку)

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (удары ладонями и кулачками поочерёдно)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Пустое место» «Узнай по голосу»

Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём,

К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,

- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,

- Кто там? Нас по голосу узнает.

- ……..(Саша)

- Зачем пришёл?

- Побежали вперегонки, как …….

(зайцы, медведи, лисы и т.д.)

СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)

Медведь. Белка.

По завалам, по оврагам Белка – с кисточками ушки-

Ходит зверь хозяйским шагом. Гриб увидит на опушке -

Любит он душистый мёд, Прыг за ним с густых ветвей

Да малину с веток рвёт. И несёт домой скорей.

Кабан. Лось.

Опускается туман, Лось – рога ветвистые

Просыпается кабан. Да копыта быстрые.

Роет землю у реки, Головой качая, он

Точит острые клыки. Задевает небосклон.

Ёж. Барсук.

Серый ёжик весь в иголках, Встанет за полночь барсук,

Словно он не зверь, а ёлка. Обойдёт свой дом вокруг.

Хоть колюч молчун лесной – Острый нюх и зоркий глаз -

Ёжик добрый, а не злой. Наступил охоты час.

 Березка

Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за столом.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Задачи:

  1. Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках, кустанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц. Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.
  2. Развивать память, внимание, речь.
  3. Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА  «КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Цель: знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами, развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Чтение стиха А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель: с помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой, способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям, воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна,

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло,

 Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми

Приучите птиц в мороз,

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

- Почему надо подкармливать птиц зимой?

- От чего птицам так тяжело приходится зимой?

- Чем бы вы стали подкармливать птиц?

- Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

- Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

Приложение 3

Беседа на тему: «Что такое природа?»

Цель: сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа, развивать память и мышление детей, оспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

Содержание беседы:

  1. Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
  2. Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
  3. Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
  4. Дидактическая игра «Природа – не природа».
  5. Ввести понятия живая и неживая природа
  6. Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
  7. Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
  8. Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
  9. Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
  10. Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
  11. Кто юркнул в дупло? (белка)
  12. Кто спрятался в нору? (лиса)
  13. Кто забрался под листья? (ёж)
  14. Кто укрылся под кустом? (заяц)
  15. Кто залёг в берлогу? (медведь)
  16. Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?
  17. (ответы детей)
  18. Подвижная игра «Лиса и зайцы».  Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.


Приложение 2

НОД  Тема: « Дом под крышей голубой»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

Интегрированные задачи:

1. Образовательные. Дать детям понять - что природа наш общий дом. Учить различать объекты живой и неживой природы.

2. Развивающие. Развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук и память

3. Воспитательные. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты:

Может поддерживать беседу о живой и неживой природе, о ее объектах; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; интересуется изобразительной деятельностью при моделировании голубя.

Материалы и оборудование:

Старичок - лесовичок, картинки «Природа и не природа», мольберт.

Формы организации:

  1. Чтение стихотворения «Дом под крышей голубой» (В.Орлов)
  2. Беседа «Что такое природа»
  3. Сюрпризный момент. Встреча гостя - старичок-лесовичок.
  4. Игра «Путаница»
  5. Подвижная игра «Живая и неживая природа»
  6. Оригами «Голубь мира»

Ход работы:

1. Чтение стихотворения «Дом под крышей голубой» (В.Орлов)  

Слово крыша над землею,

Голубые небеса.

А под крышей голубою-

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и конечно я и ты.

2. Беседа «Что такое природа»

Воспитатель: Ребята, а что такое природа?

(Ответы детей)

-А что нельзя назвать природой?

(То, что сделано человеком)

-А машина есть в природе?

(Нет, потому что она сделана руками человека).

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на объекты живой природы. Например, вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка на кита. Всю природу можно разделить на два мира: мир живой и неживой природы. На столе лежат картинки, помогите разделить их. На одну сторону мольберта прикрепите объекты живой на другую сторону объекты неживой природы.

3. Сюрпризный момент. Встреча гостя - старичок-лесовичок.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на волшебную полянку. К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие куда отнести.

4.  Игра «Путаница»

Старичок-лесовичок перепутал все картинки и никак не может понять, какие куда отнести.  Дети берут по одной картинке и объясняют что на ней изображено.

5.  Подвижная игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы-дети двигаются, объекты неживой природы - стоят на месте.

-Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом - это обычный наш дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом, этот дом – Природа.

Когда-то давно единственным домом для человека была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома, делать самолеты и даже летать в космос. Но все равно единственным домом для нас остается природа. Почему?

(Потому что человек не может прожить без природы: воды, солнца, растений, воздуха)

-А у нас в группе есть природа?

6.  Воспитатель читает стихотворение:

Облако за облаком

По небу гналось:

За облаком – мишкой-

Облако - лось.

А ветер гонит, гонит

Торопит облака:

То с налета тронет,

То шевельнет слегка.

Дети, мы с вам на прогулке наблюдаем за облаками. Они превращаются то в слоника, то в мишку, то в сказочного героя.

На нашем воображаемом небе тоже плывут облака. На кого они похожи?

(Дети фантазируют, строят рассказы)

Воспитатель:

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

Дом кружиться возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло,

Чтобы жили мы на свете

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

(В.Орлов)

7. Оригами «Голубь мира»

          Воспитатель предлагает детям изготовить оригами «голубь мира», предварительно рассказав, что голубь является символом мира и доброты.

8. Итог занятия

- Что нового вы сегодня узнали?


НОД  Тема: «Беседа о волшебнице-воде»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

Интегрированные задачи:

1. Образовательная. Рассказать о значении воды в нашей жизни, дать представление о круговороте воды в природе.

2. Развивающая. Развивать бережливость, уважение к природным богатствам планеты.

3. Воспитательные. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Планируемые результаты:

Может составить рассказ о природном богатстве - воде; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; умеет работать коллективно; выражает положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения

Материалы и оборудование:  широкие и узкие полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком, шапочки – капельки.

Формы организации:

  1. Чтение стихотворения  Н.Рыжовой
  2. Игра «Река и ручейки»
  3. Беседа «Что такое вода»
  4. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
  5. Дидактические игры «Летает, плавает, бегает»; «Береги природу»

Ход занятия:

1. Чтение стихотворения  Н.Рыжовой

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться

Не наестся не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

2. Беседа «Что такое вода»

Воспитатель:

          - Где и какую воду вы видели сегодня дети?

(На улице и в помещении)

-Для чего нужна вода, как мы ее используем?

(Пьем, моем руки, готовим еду, моемся, стираем и т. д.)

-Дети подумайте, откуда вода берется в водопроводном кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

- К воде, дети надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

3. Игра «Река и ручейки»

- А как «рождается речка»? Хотите узнать? (приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую полоску ткани). На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска превратится в главную реку остальные – в ручейки. Расположите большую реку так, чтобы маленькие ручейки впадали в нее. Вот как много воды, нужно ее беречь, даже краны не оставлять открытыми.

Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором стоят два стаканчика, один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложечка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод, вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель предлагает попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказать что у воды нет вкуса.

Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, горячей, холодной. Предлагает опустить пальчик в холодную и теплую вод. В реках, озерах и морях вода тоже может быть теплой и холодной. Некоторые звери, рыбы, растения могут жить только в теплой воде, другие - в холодной.

4. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а детки - капельки, и им пора отправиться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла река и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и идут по кругу). Плавали, плавали в океане, потом вспомнили, что мама Тучка позвала их домой. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

-Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залазили, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом буду опять вас выпускать гулять.

5. Дидактические игры «Летает, плавает, бегает»; «Береги природу»

6. Итог занятия

- Что нового вы сегодня узнали?


НОД  Тема: «Мы - деревья»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

Интегрированные задачи:

1. Образовательная. Уточнять знания о деревьях и их отличительных особенностях. Учить узнавать и называть деревья. Познакомить с семенами и почками деревьев.

2. Развивающая. Обогащать двигательный опыт детей; развивать мелкую моторику; формировать правильную осанку.

3. Воспитательная. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты:

Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывает точку зрения, определяет структурные составляющие дерева (семена, почки); рассуждает; дает необходимые пояснения; интересуется опытно-экспериментальной деятельностью (Опыт «Ветер расселяет деревья по новым местам»).

Материалы и оборудование: картинки с изображением разных деревьев; модели летнего и осеннего клена; картины с изображением весны, лета, осени, зимы; раздаточный материал: семена клена, осенние листья, снежинки, «чешуйки» для почек.

Формы организации:

  1. Рассматривание картин «Деревья»
  2. Игровое упражнение «Деревья»
  3. Рассматривание семян и почек клена
  4. Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года - Круглый год».
  5. Проведение опыта «Ветер расселяет деревья по новым местам»

Ход занятия:

1. Рассматривание картин «Деревья»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много картинок на стенде. Как можно одним словом назвать все, что на них изображено?

(Деревья)

-Вы можете изобразить деревья?

2. Игровое упражнение «Деревья»

Дети стоят - ноги вместе, руки подняты вверх.

Воспитатель: Подул слабый ветерок. Что произошло с деревьями?

Дети сгибают и разгибают кисти рук, сжимают и разжимают пальцы и тихо произносят: «ш-ш-ш» (дыхательные упражнения).

-Ветер подул сильнее.

Дети наклоняются вперед, стараясь коснуться пола ладонями, наклоняются в стороны.

-Молодцы, ребята! Хорошие деревья, целый лес. Вы помните у каждого дерева есть имя? Как называется это дерево?

3. Рассматривание семян и почек клена

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением деревьев.

Далее педагог показывает детям семена и почки клена.

-Дети, что есть у семян?

(Крылышки)

Сколько их?

(Два)

Как вы думаете, зачем они?

(Предположения детей)

-Когда семена летят, они кружатся, а потом опускаются на землю. Вот чтобы парить в воздухе им необходимы крылышки.

Посмотрело дерево на свои семена и думает: «Холодно им не укрытыми лежать». Давайте поможем, накроем семена листочками. Посмотрело дерево на свои семена и успокоилось. Вдруг слышит клен: «А что же с нами будет» Нам тоже холодно». Ребята, а кто это говорит? Кто еще не укрыт?

(Это почки на дереве)

-Давайте ребята, наденем на почки «чешуйки», чтобы почки зимой не замерзли.

А какое время года, наступает за осенью?

(Зима)

-Что за покрывало укрывает землю зимой?

(Снег)

Дети берут снежинки и укрывают семена.

-А какое время года наступит после зимы?

(Весна)

-Что произошло со снегом?

(Растаял)

Дети кладут снежинки на землю.

-Солнышко припекает, воды много. Что происходит с семенами? Они времени зря не теряют, прорастают. Почки распускаются, появляются листочки, дерево просыпается, оживает.

4. Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года - Круглый год».

Детям раздаются картинки с изображением времен года (пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой). На столе лежит стрелка. Тот на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано у него на картинке. А затем стрелка укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказывал первый ребенок. После ответа картинка показывается детям, чтобы убедиться в правильности ответа. Игра продолжается пока дети не расскажут обо всех картинках.

5. Опыт «Ветер расселяет деревья по новым местам»

Берем с детьми семена деревьев (клена, березы) и отпускаем их. Наблюдаем за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветра расселяются деревья по новым местам.

6. Итог занятия

- Что нового вы сегодня узнали?


НОД  Тема: «Как люди помогают лесным обитателям»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

Интегрированные задачи:

1. Образовательные. Создать условия для формирования представлений о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранной деятельности-подкормке животных.

2. Развивающие. Развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук и память

3. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранными знаками).

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты:

Имеет элементарное представление о диких животных, птицах живущих в лесу, работе лесника; выражает положительные эмоции при рассматривании картин; умеет работать в коллективе, активно поддерживает беседу.

Материалы и оборудование:  картины: «Лес», «работа лесника», «животные», «птицы», «насекомые»; изопринадлежности, набор разноцветных шариков.

Форты организации:

  1. Беседа на тему «Труде лесника»
  2. Рассматривание картины «Лес».
  3. Физкультминутка «Животные в лесу»
  4. Чтение стихотворения:
  5. Рисование «Нарисуй запрещающие и природоохранные знаки»
  6. Дидактическая игра «Природа и человек»

Ход занятия:

1. Беседа на тему «Труде лесника»

2. Рассматривание картины «Лес».

Воспитатель: Ребята, кто живет в лесу?

(Животные, птицы, насекомые)

Дети называют и находят на картинке названые объекты.

3. Загадывание загадок

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Есть траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого встретить довелось,

Знайте - это…(лось)

Выставляется картинка с изображением лося. Дети рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта). Лоси питаются травой, ветками можжевельника.

-Есть ли у лося враги?

(Волк)

-Как лось защищается?

(Убегает, бьет копытами)

4. Физкультминутка «Животные в лесу»:

Ходьба с высоким подниманием колен (большие сугробы)

Ходьба след в след (узкая тропинка)

Прыжки вверх с «доставанием веток»

Метание снежков

-Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы?

(Рассуждения детей)

5. Чтение стихотворения:

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг - лесничий.

-Лесники ставят кормушки с сено, солью, развешивают кормушки для птиц.

В лесу человек гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей.

6. Рисование «Нарисуй запрещающие и природоохранные знаки»

          Воспитатель предлагает детям придумать запрещающие (с красным ободком) и природоохраные знаки (с зеленым ободком) для поведения человека в лесу и нарисовать их.  Дети выставляют знаки и отгадывают, какой знак придумал каждый ребенок.

7. Дидактическая игра «Природа и человек».

Что сделано человеком?- спрашивает воспитатель и передает одному из играющих шарик одного цвета. После нескольких ответов детей задается новый вопрос: что создано природой?

В ходе игры воспитатель проводит небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы улучшить свою жизнь, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, реки, озера, охраняют зверей и птиц.

8. Итог занятия

- Что нового вы сегодня узнали?


НОД  Тема: «Станем юными защитниками природы »

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

Интегрированные задачи:

1. Образовательная. Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных. Познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.

2. Развивающие. Развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук и память

3.  Воспитывать желание по-доброму относиться к людям, природе, умение сочувствовать, сопереживать.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, художественной литературы.

Планируемые результаты:

Способен выучить и выразительно рассказать небольшое стихотворение (отрывок); интересуется изобразительной деятельностью (рисование плакатов); умеет поддерживать беседу, высказывая свою точку зрения.

Материалы и оборудование: русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»; игрушечная ель; принадлежности изодеятельности; «Панорама добрых дел»; плакат понятного для детей содержания.

Формы организации:

  1. Чтение русской народной сказки ««Лиса, заяц и петух»
  2. Беседа по содержанию
  3. Сюрпризный момент - на занятие приходит игрушечная елочка
  4. Рисование плакатов «Не рубите елочки»
  5. Заучивание стихотворения «Люблю природу русскую…»

Ход занятия:

1. Чтение русской народной сказки ««Лиса, заяц и петух»

2. Беседа по содержанию

-Ребята, кто в сказке совершил плохой поступок?

(Лиса)

-Что плохого сделала лиса?

(Забрала у зайки избушку)

-Кто совершил хороший поступок?

(Зайчик)

-Что он сделал хорошего

(Пустил лису к себе жить)

-Как проявил себя петух? Кому вы сочувствуете? Чьи поступки одобряете?

(Ответы детей)

-И люди ведут себя по-разному, всем бывает приятно от добрых поступков, хороших дел. А какие хорошие поступки вы совершили?

(Воспоминания детей)

3. Сюрпризный момент - на занятие приходит игрушечная елочка

Раздается стук в дверь, на занятие приходит игрушечная елочка: она очень взволнована, так как слышала, что скоро Новый год и в лесу срубят все елки. Елочка плачет -ей жалко деревья. Воспитатель утешает елочку и предлагает ребятам сделать хорошее дело - нарисовать плакаты о бережном отношении к живым елям и развесить их в разных местах, чтобы все читали. Елочка соглашается.

4. Рисование плакатов «Не рубите елочки»

Воспитатель показывает плакат, объясняет, как нужно его рисовать. Предлагает на плакате написать, что не рубить ели в лесу - хороший поступок, защита природы.

5. Заучивание стихотворения «Люблю природу русскую…»

Люблю природу русскую

Хочу сберечь от всех

Её творенья чудные

Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,

Хочу я вам сказать:

«Давайте станем дружненько

Природу защищать!»

Не будем больше мусорить

Следить за ней всегда.

И будет благодарна

Нам матушка-земля!

И будем мы наказывать

Вредителей таких...

Природу защищать

Учить мы будем их.

И будет она пышная

Цвести, благоухать.

Природу наша русская

Век будет процветать.

6. Итог занятия

- Кто нам сегодня приходил?

- Что мы сегодня делали?