Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_prosodicheskoy_storony_rechi.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

“Очень важно не допустить бездумного заучивания и механического запоминания”. (В.А.Сухомлинский).

Значимость  развития просодической стороны речи

         О значении данного аспекта речи говорили многие исследователи речевой функции. Так, например,   В. И. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.

   Е. В. Чаянова, Е. В. Конрова  считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости; памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной.

            В литературе (Е,С,Алмазова, В,А,Артемов  (2), Е.А.Брызгунов (7), Н.И.Жинкин (13), А.Р. Лурия, О.С.,  Орлова и др. (31) подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. Многие проблемы, с которыми сталкиваются дети в процессе общения,  связаны с  трудностями интонационного оформления высказываний.

По классификации В.А.Лабанской (31), просодика является одним из видов невербальных средств общения. А.М.Антипова [31] считает, что  невербальные средства являются  мощным фактором, которые помогают коммуникации и выполняют  все функции вербальных средств, выделяя следующие функции невербальных средств коммуникации:

Структурирования текста

Усиление значения вербального текста

Усиление ритма речи

Передача основных коммуникативных значений вопросительности, восклицательности,  утвердительности.

Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения, для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

  Дикция - четкое, внятное выразительное произношение слов.

   Пауза - знак, прерывающий звучание на определенный отрезок времени( в речи, музыке).

   Интонация - мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

     Ударение - акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.

   Мимика - (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица, это язык инстинкта и телодвижений, являющихся, отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.

   Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты, тона при произнесении фразы.

   Ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым значением.

   Темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

   Тембр голоса - окраска, качество звука.

   Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Речевое дыхание непосредственно сопровождает процесс порождения речи, являясь основой голосообразования, формирования звуков, мелодики.

Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: более быстрым вдохом и замедленным выдохом значительным увеличением дыхательного объема преимущественно ротовым типом дыхания максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

   Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией, слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

Очень часто при работе с детьми  с общим недоразвитием речи выявляются  нарушения компонентов просодической стороны речи. Интонационно-выразительная окраска речи страдает  у детей с дизартрией. Это выражается в мелодико-интонационных расстройствах , что в наибольшей степени влияет на разборчивость речи. Эти нарушения характеризуются расстройством дыхательной и голосовой функций, нарушением темпа, ритма, интонационного оформления речи, неправильным ударением, расстановкой  пауз. В целом речь ребёнка с дизартрией монотонная, невнятная, смазанная, недостаточно интонированная, неэмоциональная, с изменённой ритмической структурой. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос во время произнесения  тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных или других персонажей). Ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен.

Таким образом, ясна необходимость целенаправленного выявления и преодоления речевых расстройств, в том числе, просодических нарушений. Работу над этими компонентами речи необходимо осуществлять в дошкольном возрасте, для того, чтобы придя в школу, оказавшись в более трудных условиях , ребёнок не испытывал трудностей в общении с детским и взрослым коллективом  и был уверен в правильности и чёткости своей речи.

        Известно, что особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Алмазова Е.С. отмечает:  «Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма. Как известно, у ребёнка компенсаторные возможности к восстановлению утраченной функции организма выше, чем у взрослых, и последняя восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития , воспитания и обучения».

Логопедическая работа о формированию  интонационной выразительности речи строится следующим образом;

  1. От различения видов интонации в импрессивной речи к применению определенных типов интонации в экспрессивной речи.
  2. Начинается работа над интонацией на материале гласных.
  3. Различении и усвоение повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.
  4. Поэтапность работы        
  • Подготовительный этап
  • Работа на речевым  дыханием

Диафрагмальное,  фонационное, речевое

  • Работа над голосом

Сила голоса, диапазон голоса

  • Работа над ритмом

Восприятие ритма, воспроизведение ритмических структур

  • Формирование темповой организации речи

Восприятие темпа,  воспроизведение темпа.

  • 1 этап. Формирование интонационной выразительности
  • Знакомство с интонацией (вопрос, радость, удивление, угроза, просьба, приказ и т.д.)
  • Повествовательная интонация
  • Вопросительная интонация
  • Восклицательная интонация
  • Дифференциафия различных интонаций
  • Работа над паузой
  • Работа над логическим ударением
  • 2 этап . Автоматизация всех направлений работы в играх, инценировках

Целенаправленная работа по предложенной выше схеме способствует развитию интонационной выразительности речи детей к концу периода обучения. Кроме того развивается внимание, память  речевая активность ребят.

 Работа на речевым  дыханием

         Особенности дыхания у детей с дизартрией состоят в том, что тип дыхания  является верхне-грудной (поднимаются верхние отделы грудной клетки и плечи), в поверхностности,  учащённости, укороченности фазы выдоха, в быстром истощении силы выдоха в процессе речи.  Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

        Дыхательная гимнастика не  только регулирует речевую функцию, но она регулирует и газообмен в организме, кровообращение, массирует внутренние органы. В работе над дыханием нельзя допускать поспешности. Необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Дыхательные упражнения выполняются в свободной одежде, в проветренном помещении, до еды.
  2. Следует следить, чтоб ребёнок во время упражнений не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межрёберных мышц, мышц нижней части живота.
  3. Следить, чтобы движения проводились плавно, под счет, придерживаясь определённого ритма.
  4. Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом.
  5. Необходимо строго дозировать количество и темп упражнений, так как они повышают кислородный обмен, усиливают кровообращение и работу сердца. Чрезмерные дыхательные упражнения могут вызвать головокружение. Вансовская Л.И. рекомендует увеличивать их с 3-4 раз подряд в течение 5 минут до полной нагрузки постепенно.

Правильному дыханию вредит неправильная осанка. Осанка – это уравновешенное движение таза и плечевого пояса с активным участием мышц брюшного пресса, владение своим телом и позвоночником. Сутулость спины, плеч приводит к нарушению дыхания.

Для нормализации положения частей тела (нормализации осанки)  можно использовать такой прием: «ВЕЛИКАНЫ»

        Выпрямиться, поставить ноги шире, колени расслабить и постараться стать как можно выше, представив, что кто-то взял прядь волос на макушке и тянет вверх, увеличивая рост. При правильном положении тела постараться вызвать у ребёнка ощущение эластичности мышечного корсета.

        В данном случае осуществляется совокупная работа многих мышц туловища.

ФОРМУЛА ОБЩЕГО ПОКОЯ.

Все умеют танцевать,                         Есть у нас игра такая –

Прыгать, бегать, рисовать,                         Очень лёгкая, простая:

Но не все пока умеют                        Замедляется движенье,

Расслабляться, отдыхать.                        Исчезает напряженье…

                                                И становится понятно:

                                                Расслабление – приятно !

        Упражнения для мышечной релаксации:

«Кулачки»,«Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблики», «Любопытная Варвара»

        ПОСТАНОВКА НИЖНЕ-РЕБЕРНОГО ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.

        Нижне-реберное диафрагмальное дыхание не утомляет ребёнка, создаёт длительную, плотную и управляемую струю воздуха. Постановка осуществляется с помощью следующего упражнения.

        Упражнение. «ШАРИК»

Л-д: Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, Тогда мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар.  Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем  спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц Плечи нельзя поднимать.

Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь можно сделать новый вдох свободный, ненапряжённый! Делайте как я. Можно использовать комментарий в стихотворной форме:          Вот как шарик надуваем!

                                                А рукою проверяем (желается вдох)

                                                Шарик лопнул – выдыхаем,

                                                Наши мышцы расслабляем!

Следует повторять 3 раза. Контроль движений брюшного пресса и нижних рёбер сбоку рукой применять и далее.

Началом неречевого и речевого дыхания считается выдох, после которого следует пауза. Пауза регулирует степень вдоха. Вдох делается без напряжения и усилий бесшумно и быстро, без форсированности; от наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних рёбер грудной клетки вперёд и в стороны. При выдохе они постепенно занимают своё исходное положение. При выдохе нужно стремиться к очень медленному и равномерному (6-!5 секунд – зависит от тренированности) удалению воздуха. И снова выдерживается достаточная пауза. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не устранится ошибочное положение на вдохе: подъём грудной клетки вверх с втягиванием живота внутрь.

 

Список литературы:

  1. Алмазов Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей  М.1973 г.
  2. Артемов В.А. «Метод структурно-функционального изучения речевой интонации».-М., 1974 г.
  3. Бабина Г.В. Идес Р.Е. «Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной сторонй речи у детей с дизартрией». М., 1989 г.
  4. Брызгунова Е.А. «Звуки и интонация русской речи» -М., 1972 г.
  5. Вансовская Л.И.  Практикум по технике речи  Фонационный тренинг СПб 1999г.
  6. ВласоваТ.М. Пфафенродт А.Н.   Фонетическая ритмика  М 1996: г.
  7. Галанов АС  Игры, которые лечат  М 2001 г
  8. Гвоздев А. Н. «Вопросы изучения детской речи». - М., 1961.
  9. Глухов В. П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР». - М., 1985
  10. Голощекина М. П. «Средства и формы работы с детьми по развитию движения». - М., 1975.
  11. Жинкин Н.И. «Механизмы речи» - М., 1958 г.
  12. Карелина И.Б. «Коррекция голосовых расстройств у дошкольников» Москва 2005 Айрис-пресс. 
  13. Кольцова М. М. «двигательная активность и развитие функции мозга ребенка». - М., 1973
  14. Лопатина Л.В.  Серебрякова Н.В.  Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии  СПб 1994
  15. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. «Наршения интонационного оформления высказывания дошкольников со стертой  дизартрией» . // ж. «Логопедия» №1 (3) 2004 г.
  16. ж. Развитие и коррекция вып 4 М 1998 г. Худенко Е
  17. Рычкова Н.А. – «Логопедическая ритмика», « ГНОМ и Д», 2000
  18. Селиверстов  Речевые игры с детьми  М 1994
  19. Успенская Л.П. Выгодская И.Г. … Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях  М 1993

.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Закрепление  упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ

Проведение организованной образовательной  деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...