Главные вкладки

    Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»
    план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

    Тема. Мягкие и твердые согласные

    Задачи:

    1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах

    (гласных и согласных, твердых и мягких согласных).

    2. Продолжать учить детей различать твердые и мягкие согласные.

    3. Закреплять основные способы выражения мягкости согласных.

    4. Упражнять детей в чтении и печатании слов с мягкими согласными.

    5. Развивать внимание и память.

    Материал: сундучок с картинками, медали с буквами на каждого ребенка, домики для букв трех цветов (синий - согласные твердые, зеленый— согласные мягкие, красный—гласные звуки и буквы), слоговая таблица для чтения, разрезная азбука.


    Содержание организованной деятельности

    1.0ргангоационный момент.

    • Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну "Азбуковедення". А вы знаете, кто там живет?
    • Правильно, буквы. Вот этот сказочный сундучок поможет нам туда попасть. Нужно лишь открыть его. Но ключа у меня нет. Помогите мне найти ключ в этой азбуке.

    -        Как вы думаете, какая буква поможет нам открыть замок?
    Всем известно без подсказки,

    Буква Ф, как ключ от сказки.

    Никогда её у нас

    Не отнимет Карабас!

    Основная часть.

    Дидактическая игра "Назови первый звук"

    - Давайте посмотрим, что лежит в этом сундучке?

    В сундуке предметные картинки (аист, баран, горох, индюк, облако, кресло) и медали с буквами (А Б Г И О К). Дети берут по одной картинке, определяют первый звук в ее названии, находят соответствующую букву на медали и вешают медаль себе на шею.

    Дидактическая игра "Найди домик буквы"

    -Вот мы очутились в волшебной стране "Азбуковедения", вы превратились в буквы. Можно и игру начинать.

    Я слышала, что в стране "Азбуковедения"живут разные звуки. Одни могут петь веселые песни. Другие - песен не поют. Им мешают губы, язык.

    Как  называются звуки, которые поют? (Гласные)

    - В каком домике живут гласные? (В красном.)

    Как  называются звуки, которые не поют? Которым мешает преграда?
    -В каком домике живут согласные? (В синем.)

    -        Давайте поиграем в игру! Каждая буква должна правильно найти свой
    домик. Ну- ка, буквы, по домам!

    Дети бегут каждый к своему домику. Логопед проверяет правильность выполнения задания.

    -        Но иногда согласные могут превращаться и переселяться в зеленые
    домики.

    Когда это бывает? (Когда они становятся мягкими.)

    - Какие гласные могут делать согласные мягкими? (И, Е, Ё, Я, Ю.)

    -Давайте прочитаем вот эти волшебные слова и проверим в каком случае согласная Т подобреет, станет мягкой.

    Дети читают слоговую таблицу и определяют, когда согласная звучит мягко, а когда - твердо.

    ТА-ТЯ

    ТУ-ТЮ

    ТЫ – ТИ

     ТЭ-ТЕ

     ТО - ТЁ

    Игра "Живые буквы"

    -Это очень хорошо,

    что буквы есть на свете,

    Их должны на память знать

    и взрослые и дети.

    Дружат с буквами не зря

    девчонки и мальчишки.

    Букв не зная не прочтешь

    и самой тонкой книжки.

    Буквы могут в слова превращаться,

    если с ними уметь обращаться.

    Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

    Я - командир! Вы - мой отряд!

    Дети снимают "медали", ставят их на наборное полотно. РЕБЯТА, придумайте ещё слова, которые начинаются с этих звуков.

    -Молодцы!        Наш закончился парад!    Выступать был каждый рад!

     Появляется -Карабас:

     -Я слышу чьи-то голоса!

    А-а-а! Да тут идет игра!

    Это всем давно известно

    Без игры не интересно!

    Трудно!

    Логопед:

    -        Кто ты и зачем пришел?

    -Я Карабас-Барабас.

    Какие хорошие буквы!

    Я заберу их себе.

    Логопед:

    -        А как же нам быть без них?

    Кто будет жить в волшебной стране Азбуковедения?

    Карабас барабас:

    -Учат вас в саду всему,

    Учат счету и письму.

    Слабый сильным может стать,

    Лишь научится читать.

    Выполните мои задания, верну ваши буквы! (Вручает конверт с заданиями и уходит).

    Игра «Подпиши  картинку».

    Карабас – барабас нес карточки и уронил, все перепутал помогите ему соединить картинку со словом.

    Дети получают карточки с картинками, подбирают к ним слова, находят в своих словах мягкие согласные и называют их.

    Картинки: лиса, лев, кит, осёл, белка, змея

    Ой, (из конверта вылетает пчела) пчела летит, вот какой барабас!!! Подсунул пчелу

    Пчелка подожди, не сердись,у нас для тебя есть подарок, бантик,  посиди, а мы составим звуковую схему к слову бантик.

     

     

    Какой звук слышится первый? Б

    Какой он, расскажите все о нем.  (согласный, твердый, звонкий)

    Какой второй? А (гласный)

    Н(Согласный, твердый, звонкий)

    Т

    -        Твердый он или мягкий? Мягкий. -Какая буква делает его мягким? И

    -        Какой звук слышится в конце этого слова?

     

    Б А Н Т И К

     

                
     image image image image image image

     

    работа на листочках, составление схемы

    опять входит карабас

    ВОТ КАКИЕ МОЛОДЦЫ! Справились с заданием, не хочется мне так быстро сдаваться, а попробуйте отгадать мои загадки:

     

    Если хочешь ты читать,

    То меня ты должен знать.

    А когда меня не знаешь,

     Ничего не прочитаешь.

    (буква)

    Новый дом несу в руке

    Двери дома на замке

    А живут в доме том

     Книги, ручка и альбом.

    (портфель)

    Не куст, а с листочками,

     Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает.

    (книга)

     Отгадай, что за вещица:

    Острый клювик, а не птица.

    Этим клювиком она

    Сеет, сеет семена.

    Не на поле, не на грядке —

    На листах твоей тетрадки.

    (ручка)

     

    Если ты его отточишь

    Нарисуешь, все что хочешь!

    Солнце, горы, море, пляж,

    Что же это?

    (карандаш)

     -Молодцы, ребята, выполнили все задания Карабаса.

    Итог.  Карабас:

    -Чтоб выучиться чтению

    Хватило вам терпения.

    И вот урок отлично, весело прошел.

    За то, что вы внимательны,

    Послушны и старательны,

    Учитесь хорошо!

    Логопед и карабас раздают фишки В ВИДЕ ПЯТЕРКИ

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Утверждаю:

    Заведующий «Детский сад №5»

    Т. В. Мартынова        

    Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим  недоразвитием  речи   «Мягкие  и  твердые согласные»

    Тема. Мягкие и твердые согласные

    Задачи:

    1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах

    (гласных и согласных, твердых и мягких согласных).

    2. Продолжать учить детей различать твердые и мягкие согласные.

    3. Закреплять основные способы выражения мягкости согласных.

    4. Упражнять детей в чтении и печатании слов с мягкими согласными.

    5. Развивать внимание и память.

    Материал: сундучок с картинками, медали с буквами на каждого ребенка, домики для букв трех цветов (синий - согласные твердые, зеленый— согласные мягкие, красный—гласные звуки и буквы), слоговая таблица для чтения, разрезная азбука.

    Содержание организованной деятельности

    1.0ргангоационный момент.

    1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну "Азбуковедення". А вы знаете, кто там живет?
    2. Правильно, буквы. Вот этот сказочный сундучок поможет нам туда попасть. Нужно лишь открыть его. Но ключа у меня нет. Помогите мне найти ключ в этой азбуке.

    -        Как вы думаете, какая буква поможет нам открыть замок?
    Всем известно без подсказки,

    Буква Ф, как ключ от сказки.

    Никогда её у нас

    Не отнимет Карабас!

    Основная часть.

    Дидактическая игра "Назови первый звук"

    - Давайте посмотрим, что лежит в этом сундучке?

    В сундуке предметные картинки (аист, баран, горох, индюк, облако, кресло) и медали с буквами (А Б Г И О К). Дети берут по одной картинке, определяют первый звук в ее названии, находят соответствующую букву на медали и вешают медаль себе на шею.

    Дидактическая игра "Найди домик буквы"

    -Вот мы очутились в волшебной стране "Азбуковедения", вы превратились в буквы. Можно и игру начинать.

    Я слышала, что в стране "Азбуковедения"живут разные звуки. Одни могут петь веселые песни. Другие - песен не поют. Им мешают губы, язык.

    Как  называются звуки, которые поют? (Гласные)

    - В каком домике живут гласные? (В красном.)

    Как  называются звуки, которые не поют? Которым мешает преграда?
    -В каком домике живут согласные? (В синем.)

    -        Давайте поиграем в игру! Каждая буква должна правильно найти свой
    домик. Ну- ка, буквы, по домам!

    Дети бегут каждый к своему домику. Логопед проверяет правильность выполнения задания.

    -        Но иногда согласные могут превращаться и переселяться в зеленые
    домики.

    Когда это бывает? (Когда они становятся мягкими.)

    - Какие гласные могут делать согласные мягкими? (И, Е, Ё, Я, Ю.)

    -Давайте прочитаем вот эти волшебные слова и проверим в каком случае согласная Т подобреет, станет мягкой.

    Дети читают слоговую таблицу и определяют, когда согласная звучит мягко, а когда - твердо.

    ТА-ТЯ

    ТУ-ТЮ

    ТЫ – ТИ

     ТЭ-ТЕ

     ТО - ТЁ

    Игра "Живые буквы"

    -Это очень хорошо,

    что буквы есть на свете,

    Их должны на память знать

    и взрослые и дети.

    Дружат с буквами не зря

    девчонки и мальчишки.

    Букв не зная не прочтешь

    и самой тонкой книжки.

    Буквы могут в слова превращаться,

    если с ними уметь обращаться.

    Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

    Я - командир! Вы - мой отряд!

    Дети снимают "медали", ставят их на наборное полотно. РЕБЯТА, придумайте ещё слова, которые начинаются с этих звуков.

    -Молодцы!        Наш закончился парад!    Выступать был каждый рад!

     Появляется -Карабас:

     -Я слышу чьи-то голоса!

    А-а-а! Да тут идет игра!

    Это всем давно известно

    Без игры не интересно!

    Трудно!

    Логопед:

    -        Кто ты и зачем пришел?

    -Я Карабас-Барабас.

    Какие хорошие буквы!

    Я заберу их себе.

    Логопед:

    -        А как же нам быть без них?

    Кто будет жить в волшебной стране Азбуковедения?

    Карабас барабас:

    -Учат вас в саду всему,

    Учат счету и письму.

    Слабый сильным может стать,

    Лишь научится читать.

    Выполните мои задания, верну ваши буквы! (Вручает конверт с заданиями и уходит).

    Игра «Подпиши  картинку».

    Карабас – барабас нес карточки и уронил, все перепутал помогите ему соединить картинку со словом.

    Дети получают карточки с картинками, подбирают к ним слова, находят в своих словах мягкие согласные и называют их.

    Картинки: лиса, лев, кит, осёл, белка, змея

    Ой, (из конверта вылетает пчела) пчела летит, вот какой барабас!!! Подсунул пчелу

    Пчелка подожди, не сердись,у нас для тебя есть подарок, бантик,  посиди, а мы составим звуковую схему к слову бантик.

    Какой звук слышится первый? Б

    Какой он, расскажите все о нем.  (согласный, твердый, звонкий)

    Какой второй? А (гласный)

    Н(Согласный, твердый, звонкий)

    Т

    -        Твердый он или мягкий? Мягкий. -Какая буква делает его мягким? И

    -        Какой звук слышится в конце этого слова?

    Б А Н Т И К

    работа на листочках, составление схемы

    опять входит карабас

    ВОТ КАКИЕ МОЛОДЦЫ! Справились с заданием, не хочется мне так быстро сдаваться, а попробуйте отгадать мои загадки:

    Если хочешь ты читать,

    То меня ты должен знать.

    А когда меня не знаешь,

     Ничего не прочитаешь.

    (буква)

    Новый дом несу в руке

    Двери дома на замке

    А живут в доме том

     Книги, ручка и альбом.

    (портфель)

    Не куст, а с листочками,

     Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает.

    (книга)

     Отгадай, что за вещица:

    Острый клювик, а не птица.

    Этим клювиком она

    Сеет, сеет семена.

    Не на поле, не на грядке —

    На листах твоей тетрадки.

    (ручка)

    Если ты его отточишь

    Нарисуешь, все что хочешь!

    Солнце, горы, море, пляж,

    Что же это?

    (карандаш)

     -Молодцы, ребята, выполнили все задания Карабаса.

    Итог.  Карабас:

    -Чтоб выучиться чтению

    Хватило вам терпения.

    И вот урок отлично, весело прошел.

    За то, что вы внимательны,

    Послушны и старательны,

    Учитесь хорошо!

    Логопед и карабас раздают фишки В ВИДЕ ПЯТЕРКИ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи. Тема: "Дифференциация звуков [C]-[З]"

    В плане-конспекты представлены приемы работы по дифференциации звуков по акустическому и артикуляционному сходству....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР-1уровня)

    Конспектнепосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей  направленности для детей с нарушением речи...

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»

    План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)

    План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе  компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков...

    проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ

    Проведение организованной образовательной  деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

    Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

    Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

    В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...