Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»
план-конспект занятия (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме

Тема. Мягкие и твердые согласные

Задачи:

1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах

(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).

2. Продолжать учить детей различать твердые и мягкие согласные.

3. Закреплять основные способы выражения мягкости согласных.

4. Упражнять детей в чтении и печатании слов с мягкими согласными.

5. Развивать внимание и память.

Материал: сундучок с картинками, медали с буквами на каждого ребенка, домики для букв трех цветов (синий - согласные твердые, зеленый— согласные мягкие, красный—гласные звуки и буквы), слоговая таблица для чтения, разрезная азбука.


Содержание организованной деятельности

1.0ргангоационный момент.

  • Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну "Азбуковедення". А вы знаете, кто там живет?
  • Правильно, буквы. Вот этот сказочный сундучок поможет нам туда попасть. Нужно лишь открыть его. Но ключа у меня нет. Помогите мне найти ключ в этой азбуке.

-        Как вы думаете, какая буква поможет нам открыть замок?
Всем известно без подсказки,

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда её у нас

Не отнимет Карабас!

Основная часть.

Дидактическая игра "Назови первый звук"

- Давайте посмотрим, что лежит в этом сундучке?

В сундуке предметные картинки (аист, баран, горох, индюк, облако, кресло) и медали с буквами (А Б Г И О К). Дети берут по одной картинке, определяют первый звук в ее названии, находят соответствующую букву на медали и вешают медаль себе на шею.

Дидактическая игра "Найди домик буквы"

-Вот мы очутились в волшебной стране "Азбуковедения", вы превратились в буквы. Можно и игру начинать.

Я слышала, что в стране "Азбуковедения"живут разные звуки. Одни могут петь веселые песни. Другие - песен не поют. Им мешают губы, язык.

Как  называются звуки, которые поют? (Гласные)

- В каком домике живут гласные? (В красном.)

Как  называются звуки, которые не поют? Которым мешает преграда?
-В каком домике живут согласные? (В синем.)

-        Давайте поиграем в игру! Каждая буква должна правильно найти свой
домик. Ну- ка, буквы, по домам!

Дети бегут каждый к своему домику. Логопед проверяет правильность выполнения задания.

-        Но иногда согласные могут превращаться и переселяться в зеленые
домики.

Когда это бывает? (Когда они становятся мягкими.)

- Какие гласные могут делать согласные мягкими? (И, Е, Ё, Я, Ю.)

-Давайте прочитаем вот эти волшебные слова и проверим в каком случае согласная Т подобреет, станет мягкой.

Дети читают слоговую таблицу и определяют, когда согласная звучит мягко, а когда - твердо.

ТА-ТЯ

ТУ-ТЮ

ТЫ – ТИ

 ТЭ-ТЕ

 ТО - ТЁ

Игра "Живые буквы"

-Это очень хорошо,

что буквы есть на свете,

Их должны на память знать

и взрослые и дети.

Дружат с буквами не зря

девчонки и мальчишки.

Букв не зная не прочтешь

и самой тонкой книжки.

Буквы могут в слова превращаться,

если с ними уметь обращаться.

Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

Я - командир! Вы - мой отряд!

Дети снимают "медали", ставят их на наборное полотно. РЕБЯТА, придумайте ещё слова, которые начинаются с этих звуков.

-Молодцы!        Наш закончился парад!    Выступать был каждый рад!

 Появляется -Карабас:

 -Я слышу чьи-то голоса!

А-а-а! Да тут идет игра!

Это всем давно известно

Без игры не интересно!

Трудно!

Логопед:

-        Кто ты и зачем пришел?

-Я Карабас-Барабас.

Какие хорошие буквы!

Я заберу их себе.

Логопед:

-        А как же нам быть без них?

Кто будет жить в волшебной стране Азбуковедения?

Карабас барабас:

-Учат вас в саду всему,

Учат счету и письму.

Слабый сильным может стать,

Лишь научится читать.

Выполните мои задания, верну ваши буквы! (Вручает конверт с заданиями и уходит).

Игра «Подпиши  картинку».

Карабас – барабас нес карточки и уронил, все перепутал помогите ему соединить картинку со словом.

Дети получают карточки с картинками, подбирают к ним слова, находят в своих словах мягкие согласные и называют их.

Картинки: лиса, лев, кит, осёл, белка, змея

Ой, (из конверта вылетает пчела) пчела летит, вот какой барабас!!! Подсунул пчелу

Пчелка подожди, не сердись,у нас для тебя есть подарок, бантик,  посиди, а мы составим звуковую схему к слову бантик.

 

 

Какой звук слышится первый? Б

Какой он, расскажите все о нем.  (согласный, твердый, звонкий)

Какой второй? А (гласный)

Н(Согласный, твердый, звонкий)

Т

-        Твердый он или мягкий? Мягкий. -Какая буква делает его мягким? И

-        Какой звук слышится в конце этого слова?

 

Б А Н Т И К

 

            
 image image image image image image

 

работа на листочках, составление схемы

опять входит карабас

ВОТ КАКИЕ МОЛОДЦЫ! Справились с заданием, не хочется мне так быстро сдаваться, а попробуйте отгадать мои загадки:

 

Если хочешь ты читать,

То меня ты должен знать.

А когда меня не знаешь,

 Ничего не прочитаешь.

(буква)

Новый дом несу в руке

Двери дома на замке

А живут в доме том

 Книги, ручка и альбом.

(портфель)

Не куст, а с листочками,

 Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(книга)

 Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке —

На листах твоей тетрадки.

(ручка)

 

Если ты его отточишь

Нарисуешь, все что хочешь!

Солнце, горы, море, пляж,

Что же это?

(карандаш)

 -Молодцы, ребята, выполнили все задания Карабаса.

Итог.  Карабас:

-Чтоб выучиться чтению

Хватило вам терпения.

И вот урок отлично, весело прошел.

За то, что вы внимательны,

Послушны и старательны,

Учитесь хорошо!

Логопед и карабас раздают фишки В ВИДЕ ПЯТЕРКИ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий «Детский сад №5»

Т. В. Мартынова        

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим  недоразвитием  речи   «Мягкие  и  твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласные

Задачи:

1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах

(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).

2. Продолжать учить детей различать твердые и мягкие согласные.

3. Закреплять основные способы выражения мягкости согласных.

4. Упражнять детей в чтении и печатании слов с мягкими согласными.

5. Развивать внимание и память.

Материал: сундучок с картинками, медали с буквами на каждого ребенка, домики для букв трех цветов (синий - согласные твердые, зеленый— согласные мягкие, красный—гласные звуки и буквы), слоговая таблица для чтения, разрезная азбука.

Содержание организованной деятельности

1.0ргангоационный момент.

  1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну "Азбуковедення". А вы знаете, кто там живет?
  2. Правильно, буквы. Вот этот сказочный сундучок поможет нам туда попасть. Нужно лишь открыть его. Но ключа у меня нет. Помогите мне найти ключ в этой азбуке.

-        Как вы думаете, какая буква поможет нам открыть замок?
Всем известно без подсказки,

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда её у нас

Не отнимет Карабас!

Основная часть.

Дидактическая игра "Назови первый звук"

- Давайте посмотрим, что лежит в этом сундучке?

В сундуке предметные картинки (аист, баран, горох, индюк, облако, кресло) и медали с буквами (А Б Г И О К). Дети берут по одной картинке, определяют первый звук в ее названии, находят соответствующую букву на медали и вешают медаль себе на шею.

Дидактическая игра "Найди домик буквы"

-Вот мы очутились в волшебной стране "Азбуковедения", вы превратились в буквы. Можно и игру начинать.

Я слышала, что в стране "Азбуковедения"живут разные звуки. Одни могут петь веселые песни. Другие - песен не поют. Им мешают губы, язык.

Как  называются звуки, которые поют? (Гласные)

- В каком домике живут гласные? (В красном.)

Как  называются звуки, которые не поют? Которым мешает преграда?
-В каком домике живут согласные? (В синем.)

-        Давайте поиграем в игру! Каждая буква должна правильно найти свой
домик. Ну- ка, буквы, по домам!

Дети бегут каждый к своему домику. Логопед проверяет правильность выполнения задания.

-        Но иногда согласные могут превращаться и переселяться в зеленые
домики.

Когда это бывает? (Когда они становятся мягкими.)

- Какие гласные могут делать согласные мягкими? (И, Е, Ё, Я, Ю.)

-Давайте прочитаем вот эти волшебные слова и проверим в каком случае согласная Т подобреет, станет мягкой.

Дети читают слоговую таблицу и определяют, когда согласная звучит мягко, а когда - твердо.

ТА-ТЯ

ТУ-ТЮ

ТЫ – ТИ

 ТЭ-ТЕ

 ТО - ТЁ

Игра "Живые буквы"

-Это очень хорошо,

что буквы есть на свете,

Их должны на память знать

и взрослые и дети.

Дружат с буквами не зря

девчонки и мальчишки.

Букв не зная не прочтешь

и самой тонкой книжки.

Буквы могут в слова превращаться,

если с ними уметь обращаться.

Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

Я - командир! Вы - мой отряд!

Дети снимают "медали", ставят их на наборное полотно. РЕБЯТА, придумайте ещё слова, которые начинаются с этих звуков.

-Молодцы!        Наш закончился парад!    Выступать был каждый рад!

 Появляется -Карабас:

 -Я слышу чьи-то голоса!

А-а-а! Да тут идет игра!

Это всем давно известно

Без игры не интересно!

Трудно!

Логопед:

-        Кто ты и зачем пришел?

-Я Карабас-Барабас.

Какие хорошие буквы!

Я заберу их себе.

Логопед:

-        А как же нам быть без них?

Кто будет жить в волшебной стране Азбуковедения?

Карабас барабас:

-Учат вас в саду всему,

Учат счету и письму.

Слабый сильным может стать,

Лишь научится читать.

Выполните мои задания, верну ваши буквы! (Вручает конверт с заданиями и уходит).

Игра «Подпиши  картинку».

Карабас – барабас нес карточки и уронил, все перепутал помогите ему соединить картинку со словом.

Дети получают карточки с картинками, подбирают к ним слова, находят в своих словах мягкие согласные и называют их.

Картинки: лиса, лев, кит, осёл, белка, змея

Ой, (из конверта вылетает пчела) пчела летит, вот какой барабас!!! Подсунул пчелу

Пчелка подожди, не сердись,у нас для тебя есть подарок, бантик,  посиди, а мы составим звуковую схему к слову бантик.

Какой звук слышится первый? Б

Какой он, расскажите все о нем.  (согласный, твердый, звонкий)

Какой второй? А (гласный)

Н(Согласный, твердый, звонкий)

Т

-        Твердый он или мягкий? Мягкий. -Какая буква делает его мягким? И

-        Какой звук слышится в конце этого слова?

Б А Н Т И К

работа на листочках, составление схемы

опять входит карабас

ВОТ КАКИЕ МОЛОДЦЫ! Справились с заданием, не хочется мне так быстро сдаваться, а попробуйте отгадать мои загадки:

Если хочешь ты читать,

То меня ты должен знать.

А когда меня не знаешь,

 Ничего не прочитаешь.

(буква)

Новый дом несу в руке

Двери дома на замке

А живут в доме том

 Книги, ручка и альбом.

(портфель)

Не куст, а с листочками,

 Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(книга)

 Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке —

На листах твоей тетрадки.

(ручка)

Если ты его отточишь

Нарисуешь, все что хочешь!

Солнце, горы, море, пляж,

Что же это?

(карандаш)

 -Молодцы, ребята, выполнили все задания Карабаса.

Итог.  Карабас:

-Чтоб выучиться чтению

Хватило вам терпения.

И вот урок отлично, весело прошел.

За то, что вы внимательны,

Послушны и старательны,

Учитесь хорошо!

Логопед и карабас раздают фишки В ВИДЕ ПЯТЕРКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи. Тема: "Дифференциация звуков [C]-[З]"

В плане-конспекты представлены приемы работы по дифференциации звуков по акустическому и артикуляционному сходству....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР-1уровня)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей  направленности для детей с нарушением речи...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...

проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ

Проведение организованной образовательной  деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В.Коноваленко. Заняти...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В. Коновален...