План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Мищенко Анна Николаевна

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Краткое описание: реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития. Занятие несёт развивающую, стимулирующую направленность.

Общая продолжительность: 25 – 30 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект образовательной деятельности

по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе

Тема: «В мире звуков. Звуки речи. Слова»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Краткое описание: реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития. Занятие несёт развивающую, стимулирующую направленность.

Общая продолжительность: 25 – 30 минут.

Цель: знакомство детей с миром звуков, слов.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная:
  • расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; совершенствование произносительных навыков;

  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать артикуляционный праксис;
  • развивать фонематическое восприятие через дифференциацию неречевых звуков и звуков речи; 
  • формировать пространственные представления;
  • формировать представление о понятиях «неречевой звук», «речевой звук», «слово»;
  • развивать координацию речи с движением.

  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
  • воспитывать речевую активность;
  • воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

Предварительная работа: разучивание основного комплекса артикуляционной гимнастики, дифференциация речевых и неречевых звуков.

Виды деятельности: игровая, речеслуховая, речедвигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Форма организация: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной  деятельности.

Оборудование: музыкальные инструменты (три разных колокольчика, маракасы, кастаньеты, клавесы, треугольник, тамбурин, настольный звонок), кинезиологический мешочек.

Демонстрационный материал: картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики.

Методы и приёмы обучения:

  • эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово;
  • информационно-рецептивный: наглядные средства;
  • репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).

План занятия

1.

Организационный момент

Приветствие

2.

Основной этап

Артикуляционная гимнастика

2.1

Дыхательная гимнастика

2.2

Знакомство с темой

2.3

Игровое упражнение «Где звенит колокольчик»

2.4

Игровое упражнение «Слушай, запоминай и повторяй!»

2.5

Пальчиковая гимнастика

2.6

Игровое упражнение «Звук пропал»

3.

Итог занятия

Ход занятия

  1. Организационный момент
  • Спинки выпрямили, ушки «навострили».
  • Здравствуйте, ребята!
  • На своё место сядет тот, кто угадает, что звучит за моей спиной.

  1. Артикуляционная гимнастика

  1. Дыхательная гимнастика

  1. Знакомство с темой
  • В одной сказочной стране жил заяц. У него были длинные уши, которыми он очень любил слушать, как звучат разные звуки. Зайка прислушивался к ним, запоминал их и теперь хочет поиграть с вами.
  1. Игровое упражнение «Где звенит колокольчик»
  • Закройте глаза. Скажите, где звенел колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади?

  • А теперь наш заяц предлагает отправиться в новое путешествие – удивительный Мир Звуков.
  • Если мы прислушаемся, то услышим вокруг нас множество звуков. Каждый предмет звучит по-своему. Это неречевые звуки. А  мы с вами произносим речевые. Сейчас в этом убедимся.

«Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет – звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой  (О-О-О-О),

Могут в кроватке баюкать ребенка (А-А-А-А),

Но не желают свистеть и ворчать!

А согласные – могут шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь!

С-С-С-С – змеиный слышен свист,

Ш-Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист,

Ж-Ж-Ж-Ж – жуки в саду жужжат,

Р-Р-Р-Р – моторы тарахтят».

  1. Игра, направленная на различение оппозиционных звуков «Слушай, запоминай и повторяй!»
  • Заяц предлагает запомнить и повторить два слова без ошибки.

Речевой материал: день – тень, папочка – бабочка, том – дом, бинт – винт, дочка – точка, гости – кости, крыша – крыса, рожки – ложки, коза – коса, дрова – трава, шар – жар, лук – люк, мышка – мишка, кот – год.

  • Запомните: если в слове меняется звук, получается новое слово.

  1. Пальчиковая гимнастика

  1. Игра, направленная на развитие фонематического восприятия «Звук пропал»
  • «Звук из слова тихо вышел, что его никто не слышал. Слушай, не зевай, звук в слово возвращай!»        Верное слово произнести целиком.

Речевой материал: -ашина, -ирамидка, .-иса, -ожницы, -ошка, ыбка, -азик, -елефон, -укла, -артина.

  • Нам удалось вернуть на место звуки в словах. Запомните: звуки в словах пропускать нельзя, получается неправильное слово.

  1. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»

Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...

Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе.   Тема: Звук [в]. Буква В....