Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_r_r.docx | 603.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР.
Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Цель: Закрепить правильное произношение звуков Р, РЬ в речи детей. Учить дифференцировать звуки Р,РЬ в слогах, словах и предложениях.
Оборудование: зеркала, картинки для звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Р’, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы и схемы предложения.
Коррекционно-образовательные:
-учить давать сравнительную характеристику звукам Р,РЬ;
-формировать самоконтроль за правильным произношением;
Коррекционно-развивающие:
-развивать слуховое внимание, звуковой анализ и синтез;
-развивать зрительный гнозис;
-расширять кругозор и обогащать словарный запас;
-развивать логическое мышление.
Корекционно-воспитательные:
-воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.
Оборудование: предметные картинки, схемы для определения позиции звука в словах
Ход занятия:
Организационный момент.
1.Логопед: Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:
1. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.
2. Логопед: Повторите чистоговорки, определите, какой звук слышится чаще других.
Ра – ра – ра – высокая гора
Ры – ры – ры – летят комары
Ру – ру – ру – начинаем мы игру
Ро – ро – ро – новое перо
Ар – ар – ар – летит комар
Ор – ор – ор – у Ромы топор
Ур – ур – ур – не гоняй кур
Арка – арка – арка – у Ромы марка
Орка – орка – орка – крутая горка
Урка – урка – урка – кошка Мурка
- Знакомство со звуком «Р’».
Логопед: Повторите за мной ряд слов:
Якорь, угорь. Фонарь, букварь.
Как звучит в них звук «Р», твердо или мягко?
Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь…
Характеристика звука «Р’»: согласный, мягкий, звонкий.
3.Дидактическое упражнение «Назови профессию» (логопед начинает предложение и просит детей закончить его подходящим по смыслу словом).
В аптеке работает…аптекарь. В колокола звонит…звонарь. Траву косит….косарь. Землю пашет… пахарь. Хлеб печет…пекарь. Директору помогает…секретарь.
Логопед: В каких словах встречается два звука «Р’»? где он стоит в слове?
4.Дидактическое упражнение «Новые слова».
Логопед: После первого звука в словах произнесите звук «Р’». какие слова получаться?
Битва – бритва, тюк - …. Тяпка - …, пятки - …
- Дидактическое упражнение «Выбери картинку».
Логопед: из ряда нарисованных предметов выберите те, в названии которых есть звук «Р’»:
- звук «Р’» стоит в начале
- середине
- конце слова.
- разделите слова на слоги
- составьте с каждым словом предложение
- сосчитайте количество слов в этих предложениях
- найдите предлоги.
6.Физкультминутка. (Выполнение движений по тексту стихотворения).
Руки вверх мы поднимаем –
Раз, примерно, целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать их вниз опять.
Поворачиваем тело
То направо, то налево.
7. Дифференциация звуков «Р» - «Р’».
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
Ра – ря, ру - …; ры – ри, ру - …; ар – рь, ур - …; урь – ур, ирь - …
Повторение за взрослым слоговых рядов:
Ра – ра – ря, ря – ря – ра, ра – ря – ра, ря – ра – ря, ря – ра – ра, ра – ря – ря
Закончи слово нужным звуком («Р» - «Р’»):
Топо…, фона…, забо…. Буква… .
- Дидактическое упражнение «Подари подарки Роме и Рите».
Подобрать как можно больше слов со звуком «Р» и «Р’». Заменить звук «Р» на звук «Р’» в словах. Какие слова получились? Придумать с этими словами предложения:
Рад – ряд, ров - …, пар - …, хор - …, удар - … .
Придумать предложения про Риту и Рому по заданию: предложение состоит из двух. Трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати.
- Итог занятия, оценка деятельности детей.
Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какие звуки различали? Если вы считаете, что работали на занятии хорошо, возьмите по солнышку. Кто по вашему мнению лучше всех сегодня работал на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Звуки "П - ПЬ"
Дифференциация звуков "П - ПЬ"...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....
Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»
В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....
Методическая разработка "Поурочный план занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР".
В своей работе логопед сталкивается с различными видами планирования. Одним из важных видов планирования является поурочное планирование занятий....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".
В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...