Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) по теме

Okcана Александровна Тимофеева

Конспект логопедического занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию фонетической стороны

речи в средней группе для детей с ОНР

на тему: «Путешествие в сказку «Теремок»

(закрепление гласных звуков)».

                                                                          Подготовила и провела:

                                                                                     учитель – логопед

                                                                                     Тимофеева

                                                                                     Оксана Александровна

                       

                                                    Москва 2012 год.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Закреплять понятия «гласные звуки».
  2. Упражнять в звуковом анализе: анализ и синтез ряда из двух, трёх гласных, выделение ударного гласного в словах типа мак.
  3. Совершенствовать навык употребления существительных единственного числа в косвенных падежах с предлогом и без него.
  4. Упражнять в составлении предложений из слов, данных в начальной форме.
  5. Развивать интонационную выразительность речи.
  6. Совершенствовать навыки координации движений и речи.
  7. Развивать внимания, памяти и мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Ширма, куклы би-ба-бо - персонажи сказки «Теремок», установленные на подставках.
2. Мелкие игрушки, предметные картинки, сигналы-символы гласных звуков.
3. Мяч, магнитофон, аудиозапись.

                                             ХОД ЗАНЯТИЯ
        I. Организационный момент
Логопед. – Ребята к нам в гости сегодня придёт сказка давайте её позовём!

Дети (хором). Один, два, три, сказка, приходи!
Звучит магнитафон, раздвигается ширма, там спиной к зрителям стоят куклы - персонажи сказки.
(Узнают кукол.) Это мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, мишка-топтыжка.
Логопед поворачивает лицом каждую названную куклу.
Логопед. - Дети, вспомните название сказки, героями которой являются эти куклы.
Дети. «Теремок».

         II. Основная часть
         1.Упражнение в звуковом анализе
Узнавание гласных звуков по сигналу-символу.
К каждой кукле прикреплен сигнал-символ:
Лягушка - [а];  Мышка - [и];   Заяц - [о]
Лиса - [э];   Волк - [у];  Медведь - [ы]                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Логопед. - Какой звук поют лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь?
Дети хором и индивидуально проговаривают гласные звуки.

         2. Мимические упражнения.                                                                                         Логопед: Ребята, мышка добрая всех звала  в теремок. Давайте покажем, какая она добрая. Лягушка весёлая. Заяц трусливый, всех боится. Волк злой. Лиса хитрая. Медведь сердитый.
       
3. Синтез ряда гласных
Логопед (поочередно выдвигает вперед по две куклы). -  Какую песенку поют мышка и лягушка?
Дети. Они поют [иа].
Логопед. Лиса и заяц?
Дети. Песенку [ио].
Логопед. Медведь и волк?
Дети. Они поют [ыу].

         4. Игра «Повтори правильно!»

Логопед:  - Ребята, какой голос у мышки? (Высокий.) А у медведя? (Низкий.) Давайте мы как медведь, низко споём гласные, которые я назову. (Дети произносят). – А теперь как мышка, высоко.                                        Сочетания гласных звуков:  АИУ; ИАО; УИА; ОИА; ИОУ; ИЫО.
         5. Пальчиковая гимнастика
«Строим теремок»
Логопед: -  Почему звери не пустили медведя в теремок? Кто в сказке «Теремок» сломал домик?
Дети отвечают.
Давайте построим новый теремок.
Дети:
Туки – туки – туки - ток
Расстучался молоток.                                                                                    Строим, строим, строим дом,                                                                         Будем жить дружно в нём!
(Кулачком правой руки ритмично постукивают по ладони левой, затем меняют руки.)
         6. Определение в односложных словах гласного звука.
Проводится игровое упражнение «Чьи картинки?».                                 Логопед раздает детям предметные картинки: лук, нож, кит, мак, бык, эльф. Каждый ребенок называет полученную картинку, определяет в слове гласный звук и отдает картинку соответствующему персонажу сказки.
Логопед: - В слове лук «поем» какой звук?
Ребенок. В слове лук «поем» звук [у]. Я отдам лук волку. И т.д.
       
7. Динамическая пауза.
Выполняется упражнение под музыку на координацию движений и речи «Теремок».
Дети:
Стоит в поле теремок,
(Поднимают руки вверх - домиком.)
Он не низок, не высок.
(Приседают, руки вниз - поднимаются на носочки, руки вверх.)
На двери висит замок,
(Сцепляют пальцы в «замок», поочередно согнутыми в локтях руками постукивают по плечам и делают полуприседания.)
Кто его открыть бы мог?
(Постукивают ладонью о ладонь, вращают ладонями.)
Постучали, покрутили,
(Потягиваются, поднимая руки вверх, разжимают пальцы и опускают руки через стороны вниз.)
Потянули - и открыли.

         8. Фонетическая ритмика.                                                                      Дети вместе с логопедом произносят гласный звук и выполняют движение.            
         9. Лексико-грамматические упражнения
1) Составление предложений из данных слов.
Логопед. Мишка - топтыжка наблюдал, что делают звери в теремке. Послушайте, правильно или нет он составил предложения.
Мышка-норушка толочь зерно. Лягушка-квакушка печь пироги. Зайка - попрыгайка носить вода. Лисичка-сестричка топить печка. Волчок - серый бочок сторожить теремок.
Дети исправляют ошибки.
2) Активизация слов-антонимов, обозначающих размеры предметов.
Выполняется упражнение с мячом «Какой величины хвост?». Дети ловят мяч и отвечают на вопросы логопеда.
Логопед:  Волк злой, а мышка …?
Дети. Добрая.
Логопед. У лисы хвост длинный, а у зайца… ?
Дети. Короткий.                                                                                                Логопед: Медведь большой, а лягушка …?                                                   Дети: Маленькая.                                                                                             Логопед: Дом сломался старый, а построили …?                                          Дети: Новый.                                                                                                   Логопед: Мышка пришла в дом первой, а медведь …?                                   Дети: Последний.                                                                                           Логопед: Когда домик сломался звери грустили, а когда построили новый …? Дети: Радовались.
3) Упражнение в употреблении существительных в творительном падеже.
Проводится игра «Чем угостить?».
Логопед (предлагает каждому ребёнку по очереди опустить руки в пальчиковый бассейн и достать мелкую игрушку). Чем угостим мышку-норушку, зайку - попрыгайку и т.д.?
Дети (отдают угощение соответствующему персонажу). Мышку угостим зерном. Зайца угостим морковкой. Лягушку угостим мухой. Лису угостим рыбкой. Медведя угостим малиной.
Логопед. Для кого нет угощения?
Дети. Нет угощения для волка.
Логопед. Кого ловит волк?
Дети. Волк ловит зайца.
Логопед. В нашей сказке волк добрый и никого не обижает.
       
III. Итог занятия
Логопед. Какая сказка приходила к нам в гости?
Дети отвечают.
Героям сказки понравилось играть с вами. Мишка - топтыжка приготовил вам волшебную ягоду-малину. (Достает «ягоды» конфеты и угощает детей.)