Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сибирко Наталья Николаевна

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_k-t_dlya_konkursa.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект логопедического занятия

    по формированию фонетической стороны речи

               в старшей группе для детей с ОНР

          на тему «Дифференциация звуков К – Т»

 

             Сибирко Н.Н., учитель-логопед МКДОУ д/сад №13, г. Россошь    

                                         Воронежской области

                                 

Цель : Учить детей дифференцировать в речи звуки К – Т.

Коррекционно-образовательные задачи:

уточнить знания детей о согласных звуках;

расширять словарный запас детей;

закреплять навык словообразования ( уменьшительно-ласкательная форма существительных, приставочные глаголы);

совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных по падежам, употребление в речи предлогов с, для, к, от).

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать фонематический слух:

- различение звуков К – Т в ряду других звуков, слогах, словах, предложениях;

- определение позиции звука в слове (начало, конец);

- анализ обратного слога типа АТ;

развивать зрительное внимание и восприятие;

развивать речевой слух, память, мышление;

развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

 воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.

Оборудование:

мешочек с маленькими игрушками, 2 куклы, символы гласных и согласных звуков,   ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон, слайд-шоу.

                                          Ход занятия:

1. Оргмомент

психогимнастика    

2. Введение

    в тему (загадки)

   

  Сообщение темы

  Сравнительная

  характеристика

  звуков

3. Игра «Эхо»

4. Игра «Поймай

    звук!»

5. Д/игра

  «Подарки»

 

6. Составление

    рассказа

  (совместная дея-

  тельность лого-

  педа и детей)

7. Динамическая

    пауза

   

 

8. Работа

   со звуковыми

   сигналами

 (анализ и выкла-

  дывание слогов)

9. Д/и «Гномик»

10. Выделение

     звуков К-Т

     в словах

11.Д/и«Наоборот»

 

12. Игра «Кто

      быстрее?»

13. Итог

      Сюрпризный

      момент

               

  Дети на коврике выполняют движения по заданию логопеда:

 - изобразите ласкового котёнка, который просит молочка…

 - изобразите сердитого козлика…

 - покажите, как важно ходит индюк...

 - изобразите походку маленьких утят…      

 - изобразите маленьких мышат, которые тихо и быстро юркнули в      

  норки…

 А сейчас тихонько садитесь на свои места.

Логопед:

- Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки. А что это  

  за звуки, вы сейчас скажете сами.

- Отгадайте загадки:

Надо мною, над тобою

    Пролетел мешок с водою.

  Наскочил на дальний лес,

                                       Прохудился и исчез.    (туча)

                                                                           

       Кто альбом раскрасит наш?

                                      Ну, конечно, …            (карандаш)

   

- Назовите первый звук в слове «туча»…

                                          в слове «карандаш»…

- Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?    

     (К и Т)  

 

 - Чем похожи звуки К  и Т? ( они согласные )

 - Почему их называют согласными? (их нельзя петь)

 - А чем различаются звуки К и Т?  (когда произносим Т, кончик

   языка стучит по бугоркам за верхними зубами.

   Когда произносим К, кончик языка опущен, спинка языка выгнута

   горкой)

Повторить за логопедом:

АТ-АТ-АТ – у Толи самокат;

АК-АК-АК – вот какой гамак;

УТ-УТ-УТ – детки побегут;

УК-УК-УК – вот какой индюк;

ТА-ТА-ТА – новая плита;

КА-КА-КА – у Кати мука;

ТЫ-ТЫ-ТЫ – в комнате коты;

КУ-КУ-КУ – я куплю муку.

 

Логопед:

- Глазки закройте…Хлопните в ладоши тогда,  когда услышите

  звук К в ряду других звуков     (к-к-т-а-к-п-у-к-к-т-т-и-к-т …)

- Глазки откройте… Хлопните в ладоши, когда услышите слог со

  звуком Т     (ип-ит-ик-ак-ут-им-ок-от-ап-ат-ик-ут …)

Логопед:

-У нас в гостях куклы Катя и Таня. Сегодня у них день рождения.

 И мы сейчас будем дарить куколкам подарки:

 Кате – те, в названии которых первый звук К, а Тане – те, в назва-

нии которых первый звук Т. Все подарки вот в этом мешочке.

Каждый из детей берёт из мешочка игрушку, определяет первый

звук в слове, ставит игрушку возле куклы (Кати или Тани) и говорит:

кубик – для Кати

такси – для Тани       и т.д.

(в мешочке – карандаш, трещотка, кубик, кошелёк, туфельки, кон-

 фета, кастрюлька, такси, колечко, тарелка, …)

(На экране слайд 2)

Логопед:

- Дети, посмотрите на экран…Кто это?   (девочка)

  Эту девочку зовут Тома… Я сейчас вам расскажу одну историю,

  а вы мне поможете. Когда я буду показывать картинку

  и  молчать, вы будете слово говорить за меня.  

 

(все подчёркнутые слова произносят дети)

- Итак, девочка Тома жила в деревне…    (На экране слайд 3)

  У неё была кошка с…котятами, крольчиха с…крольчатами, коза…

  с козлёнком, корова…с телёнком, курица …с цыплятами, утка…

  с утятами. Как-то побежали …утята к реке, стали там плавать,

  нырять, а …котята, …крольчата, …козлёнок, …телёнок и …цыплята остались на берегу. Вдруг послышалось «трах-та-та-тах!»

  Испугались все малыши – и …утята, и …цыплята, и …котята, и

  …крольчата, и …козлёнок, и …телёнок. Побежали они к своим

  мамам: котята - …к кошке, крольчата - …к крольчихе, козлёнок –

  …к козе, телёнок - …к корове, цыплята - …к курице, утята - …

  к утке. Успокоили мамы своих детёнышей. Побежали к воде …

  утята, за ними кошкины …котята, крольчихины …крольчата и

  все остальные. И вдруг снова «трах-та-та-тах!» Опять побежали

  малыши к своим мамам: утята - …к утке, цыплята - …к курице,

  котята - …к кошке, крольчата - …к крольчихе, козлёнок - …к козе,

  телёнок - …к корове. И все в один голос: «Кто так страшно кри-

  чит?» Смотрят: метнулась к лесу птица какая-то – сама чёрная,

  бока белые, хвост длинный – и опять затрещав «трах-та-та-тах», -

  скрылась с глаз. Кто же напугал малышей – и …утят, и …цыплят,

  и …котят, и …крольчат, и …козлёнка, и …телёнка?...

- Правильно, это сорока.       (на экране слайд 4)

  Под динамичную музыку дети выполняют движения:

                     Ток-ток, ток-ток, - так стучит каблучок.

                     Тук-ток, тук-ток, - так стучит молоток.

                     Тик-так, тик-так, - ходит маятник вот так.

                      Так-так, так-так, - так колёсики стучат.

   

- Устали? А теперь поиграем с нашими пальчиками… и отдохнём

  на лесной полянке.  

   (на экране слайд 6)   Звучит спокойная мелодия.

- Посмотрите, как здесь красиво! Вокруг поляны растёт много

  деревьев  …(все подчёркнутые слова-предметы дети изображают пальчиками)…Летают птички …А сколько на поляне цветов!...

  Утром под лучами солнышкабутончики… раскрывают свои

  лепестки.  Мы выбираем самый большой и красивый цветок и  

  подходим к нему…        (на экране слайд 7)

                      Вырос высокий цветок на поляне,

                      Утром чудесным раскрыл лепестки...

                      Всем лепесткам красоту и питание

                      Дружно дают под землёй корешки

- А что это там слышится?      (на экране слайд 8)

  Вода журчит. Это ручеёк…с пригорка бежит.

- А кто прилетает к цветам на поляну?      (на экране слайд 9)

  БабочкиПчёлки

                       Нежно дует ветерок,

                       Будет пчёл качать цветок…

- А кого в траве можно увидеть?     (на экране слайд 10)

  Паучков

- А кто спрятался под ёлкой?     (на экране слайд 11) 

  Зайчик

- Хорошо мы отдохнули в лесу!

  Но вот наступает вечер…        (на экране слайд 12)

  Солнышко спрятало свои лучики…Подул ветерок

  А время нашей прогулки подошло к концу.

  Дети садятся на свои места.

  Логопед:

- Дети, послушайте: АК.

- Сколько звуков вы услышали?  (два)

- Какой 1-ый звук?  (А)

- Он гласный или согласный?  (гласный)

- Какой 2-ой звук?  (К)

- Он гласный или согласный?  (согласный)

  Аналогично анализируются слоги УК, ИК.

Затем дети на столиках выкладывают из звуковых сигналов слоги АТ, УТ, ИТ, прочитывают их.

(на экране слайд 14)

  Логопед:

- Жил-был в лесу маленький гномик. И был у него маленький домик,

  и всё-всё у него было маленькое: у нас – нос, а у гномика – носик,

  у нас – рот, а у гномика – ротик. А теперь вы будете говорить, что  

  было у гномика…

  (у нас туфли…, комната…, кровать…, окно…, костюм…,

  колпак…, кастрюля…, тарелка…)

  Логопед:

- Послушайте слова: халат, билет, самолёт, бант.

- Чем похожи эти слова?  (в конце слов звук Т)

- Назовите слова ласково:

  Самолёт – самолётик, халат - …, солдат - …, зонт - …, бант - …,

  билет - …, куст - …, мост - …, лист - …, салат - …

- Какой звук появился в конце этих слов?  (К)

  Логопед:

- Дети, а вы знаете мальчика, которого зовут «Наоборот»?  (нет)

- А я знаю. Вот он…     (на экране слайд 15)

- Это такой мальчик, который всё говорит и делает наоборот.

  Ему говорят: «Убери свои вещи, а он их разбрасывает. Ему говорят: «Дверь закрыта», а он говорит: «Дверь открыта».

  Как скажет мальчик «Наоборот», если ему говорят:

- Колобок подкатился к пеньку. – (Колобок откатился от пенька.)

- Толя подвинул миску к коту. - …

- Лодка подплыла к берегу. - …

- Катя придвинула стул к дивану. - …

- Тома подошла к окну. - …

- Собака подбежала к Коле. - …

- Машина подъехала к остановке. - …

  Повторить скороговорку:

                      Катает кот моток,

                      Паук паутинку ткёт.

   Логопед:

- Дети, чему мы учились на занятии?  (различать звуки К и Т)

- За хорошую работу я вам приготовила угощение…

                     Я угощенье положила

                     В разноцветный сундучок.

                     Ну-ка, Катя, загляни-ка,

                     Угощенье назови-ка!

                ( Трубочка (с кремом), пряник)

- А какой 1-ый звук в слове «трубочка»?  (Т)

- А последний звук в слове «пряник»?  (К)        -Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»

Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"

План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т...