Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Сибирко Наталья Николаевна

    В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuki_k-t_dlya_konkursa.docx25.96 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Конспект логопедического занятия

        по формированию фонетической стороны речи

                   в старшей группе для детей с ОНР

              на тему «Дифференциация звуков К – Т»

     

                 Сибирко Н.Н., учитель-логопед МКДОУ д/сад №13, г. Россошь    

                                             Воронежской области

                                     

    Цель : Учить детей дифференцировать в речи звуки К – Т.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    уточнить знания детей о согласных звуках;

    расширять словарный запас детей;

    закреплять навык словообразования ( уменьшительно-ласкательная форма существительных, приставочные глаголы);

    совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных по падежам, употребление в речи предлогов с, для, к, от).

    Коррекционно-развивающие задачи:

    развивать фонематический слух:

    - различение звуков К – Т в ряду других звуков, слогах, словах, предложениях;

    - определение позиции звука в слове (начало, конец);

    - анализ обратного слога типа АТ;

    развивать зрительное внимание и восприятие;

    развивать речевой слух, память, мышление;

    развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

    активизировать речевую деятельность детей.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

     воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.

    Оборудование:

    мешочек с маленькими игрушками, 2 куклы, символы гласных и согласных звуков,   ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон, слайд-шоу.

                                              Ход занятия:

    1. Оргмомент

    психогимнастика    

    2. Введение

        в тему (загадки)

       

      Сообщение темы

      Сравнительная

      характеристика

      звуков

    3. Игра «Эхо»

    4. Игра «Поймай

        звук!»

    5. Д/игра

      «Подарки»

     

    6. Составление

        рассказа

      (совместная дея-

      тельность лого-

      педа и детей)

    7. Динамическая

        пауза

       

     

    8. Работа

       со звуковыми

       сигналами

     (анализ и выкла-

      дывание слогов)

    9. Д/и «Гномик»

    10. Выделение

         звуков К-Т

         в словах

    11.Д/и«Наоборот»

     

    12. Игра «Кто

          быстрее?»

    13. Итог

          Сюрпризный

          момент

                   

      Дети на коврике выполняют движения по заданию логопеда:

     - изобразите ласкового котёнка, который просит молочка…

     - изобразите сердитого козлика…

     - покажите, как важно ходит индюк...

     - изобразите походку маленьких утят…      

     - изобразите маленьких мышат, которые тихо и быстро юркнули в      

      норки…

     А сейчас тихонько садитесь на свои места.

    Логопед:

    - Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки. А что это  

      за звуки, вы сейчас скажете сами.

    - Отгадайте загадки:

    Надо мною, над тобою

        Пролетел мешок с водою.

      Наскочил на дальний лес,

                                           Прохудился и исчез.    (туча)

                                                                               

           Кто альбом раскрасит наш?

                                          Ну, конечно, …            (карандаш)

       

    - Назовите первый звук в слове «туча»…

                                              в слове «карандаш»…

    - Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?    

         (К и Т)  

     

     - Чем похожи звуки К  и Т? ( они согласные )

     - Почему их называют согласными? (их нельзя петь)

     - А чем различаются звуки К и Т?  (когда произносим Т, кончик

       языка стучит по бугоркам за верхними зубами.

       Когда произносим К, кончик языка опущен, спинка языка выгнута

       горкой)

    Повторить за логопедом:

    АТ-АТ-АТ – у Толи самокат;

    АК-АК-АК – вот какой гамак;

    УТ-УТ-УТ – детки побегут;

    УК-УК-УК – вот какой индюк;

    ТА-ТА-ТА – новая плита;

    КА-КА-КА – у Кати мука;

    ТЫ-ТЫ-ТЫ – в комнате коты;

    КУ-КУ-КУ – я куплю муку.

     

    Логопед:

    - Глазки закройте…Хлопните в ладоши тогда,  когда услышите

      звук К в ряду других звуков     (к-к-т-а-к-п-у-к-к-т-т-и-к-т …)

    - Глазки откройте… Хлопните в ладоши, когда услышите слог со

      звуком Т     (ип-ит-ик-ак-ут-им-ок-от-ап-ат-ик-ут …)

    Логопед:

    -У нас в гостях куклы Катя и Таня. Сегодня у них день рождения.

     И мы сейчас будем дарить куколкам подарки:

     Кате – те, в названии которых первый звук К, а Тане – те, в назва-

    нии которых первый звук Т. Все подарки вот в этом мешочке.

    Каждый из детей берёт из мешочка игрушку, определяет первый

    звук в слове, ставит игрушку возле куклы (Кати или Тани) и говорит:

    кубик – для Кати

    такси – для Тани       и т.д.

    (в мешочке – карандаш, трещотка, кубик, кошелёк, туфельки, кон-

     фета, кастрюлька, такси, колечко, тарелка, …)

    (На экране слайд 2)

    Логопед:

    - Дети, посмотрите на экран…Кто это?   (девочка)

      Эту девочку зовут Тома… Я сейчас вам расскажу одну историю,

      а вы мне поможете. Когда я буду показывать картинку

      и  молчать, вы будете слово говорить за меня.  

     

    (все подчёркнутые слова произносят дети)

    - Итак, девочка Тома жила в деревне…    (На экране слайд 3)

      У неё была кошка с…котятами, крольчиха с…крольчатами, коза…

      с козлёнком, корова…с телёнком, курица …с цыплятами, утка…

      с утятами. Как-то побежали …утята к реке, стали там плавать,

      нырять, а …котята, …крольчата, …козлёнок, …телёнок и …цыплята остались на берегу. Вдруг послышалось «трах-та-та-тах!»

      Испугались все малыши – и …утята, и …цыплята, и …котята, и

      …крольчата, и …козлёнок, и …телёнок. Побежали они к своим

      мамам: котята - …к кошке, крольчата - …к крольчихе, козлёнок –

      …к козе, телёнок - …к корове, цыплята - …к курице, утята - …

      к утке. Успокоили мамы своих детёнышей. Побежали к воде …

      утята, за ними кошкины …котята, крольчихины …крольчата и

      все остальные. И вдруг снова «трах-та-та-тах!» Опять побежали

      малыши к своим мамам: утята - …к утке, цыплята - …к курице,

      котята - …к кошке, крольчата - …к крольчихе, козлёнок - …к козе,

      телёнок - …к корове. И все в один голос: «Кто так страшно кри-

      чит?» Смотрят: метнулась к лесу птица какая-то – сама чёрная,

      бока белые, хвост длинный – и опять затрещав «трах-та-та-тах», -

      скрылась с глаз. Кто же напугал малышей – и …утят, и …цыплят,

      и …котят, и …крольчат, и …козлёнка, и …телёнка?...

    - Правильно, это сорока.       (на экране слайд 4)

      Под динамичную музыку дети выполняют движения:

                         Ток-ток, ток-ток, - так стучит каблучок.

                         Тук-ток, тук-ток, - так стучит молоток.

                         Тик-так, тик-так, - ходит маятник вот так.

                          Так-так, так-так, - так колёсики стучат.

       

    - Устали? А теперь поиграем с нашими пальчиками… и отдохнём

      на лесной полянке.  

       (на экране слайд 6)   Звучит спокойная мелодия.

    - Посмотрите, как здесь красиво! Вокруг поляны растёт много

      деревьев  …(все подчёркнутые слова-предметы дети изображают пальчиками)…Летают птички …А сколько на поляне цветов!...

      Утром под лучами солнышкабутончики… раскрывают свои

      лепестки.  Мы выбираем самый большой и красивый цветок и  

      подходим к нему…        (на экране слайд 7)

                          Вырос высокий цветок на поляне,

                          Утром чудесным раскрыл лепестки...

                          Всем лепесткам красоту и питание

                          Дружно дают под землёй корешки

    - А что это там слышится?      (на экране слайд 8)

      Вода журчит. Это ручеёк…с пригорка бежит.

    - А кто прилетает к цветам на поляну?      (на экране слайд 9)

      БабочкиПчёлки

                           Нежно дует ветерок,

                           Будет пчёл качать цветок…

    - А кого в траве можно увидеть?     (на экране слайд 10)

      Паучков

    - А кто спрятался под ёлкой?     (на экране слайд 11) 

      Зайчик

    - Хорошо мы отдохнули в лесу!

      Но вот наступает вечер…        (на экране слайд 12)

      Солнышко спрятало свои лучики…Подул ветерок

      А время нашей прогулки подошло к концу.

      Дети садятся на свои места.

      Логопед:

    - Дети, послушайте: АК.

    - Сколько звуков вы услышали?  (два)

    - Какой 1-ый звук?  (А)

    - Он гласный или согласный?  (гласный)

    - Какой 2-ой звук?  (К)

    - Он гласный или согласный?  (согласный)

      Аналогично анализируются слоги УК, ИК.

    Затем дети на столиках выкладывают из звуковых сигналов слоги АТ, УТ, ИТ, прочитывают их.

    (на экране слайд 14)

      Логопед:

    - Жил-был в лесу маленький гномик. И был у него маленький домик,

      и всё-всё у него было маленькое: у нас – нос, а у гномика – носик,

      у нас – рот, а у гномика – ротик. А теперь вы будете говорить, что  

      было у гномика…

      (у нас туфли…, комната…, кровать…, окно…, костюм…,

      колпак…, кастрюля…, тарелка…)

      Логопед:

    - Послушайте слова: халат, билет, самолёт, бант.

    - Чем похожи эти слова?  (в конце слов звук Т)

    - Назовите слова ласково:

      Самолёт – самолётик, халат - …, солдат - …, зонт - …, бант - …,

      билет - …, куст - …, мост - …, лист - …, салат - …

    - Какой звук появился в конце этих слов?  (К)

      Логопед:

    - Дети, а вы знаете мальчика, которого зовут «Наоборот»?  (нет)

    - А я знаю. Вот он…     (на экране слайд 15)

    - Это такой мальчик, который всё говорит и делает наоборот.

      Ему говорят: «Убери свои вещи, а он их разбрасывает. Ему говорят: «Дверь закрыта», а он говорит: «Дверь открыта».

      Как скажет мальчик «Наоборот», если ему говорят:

    - Колобок подкатился к пеньку. – (Колобок откатился от пенька.)

    - Толя подвинул миску к коту. - …

    - Лодка подплыла к берегу. - …

    - Катя придвинула стул к дивану. - …

    - Тома подошла к окну. - …

    - Собака подбежала к Коле. - …

    - Машина подъехала к остановке. - …

      Повторить скороговорку:

                          Катает кот моток,

                          Паук паутинку ткёт.

       Логопед:

    - Дети, чему мы учились на занятии?  (различать звуки К и Т)

    - За хорошую работу я вам приготовила угощение…

                         Я угощенье положила

                         В разноцветный сундучок.

                         Ну-ка, Катя, загляни-ка,

                         Угощенье назови-ка!

                    ( Трубочка (с кремом), пряник)

    - А какой 1-ый звук в слове «трубочка»?  (Т)

    - А последний звук в слове «пряник»?  (К)        -Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

    Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

    Конспект логопедического занятия по и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме Одежда

    Цель: Организовать деятельность по составлению устного рассказа по серии картинок....

    Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

    Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

    Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

    Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

    Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

    Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

    Методическая разработка "Поурочный план занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР".

    В своей работе логопед сталкивается с различными видами планирования. Одним из важных видов планирования является поурочное планирование занятий....