Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Андреева Ольга Николаевна

План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т]" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_k-t.docx118.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1373»

(ГБОУ Школа № 1373)

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:

«Дифференциация звуков [к-т]»

Составила

учитель-логопед

Андреева О.Н.

Москва

Дифференциация звуков [К- Т]

Цель: учить детей дифференцировать звуки  [к]-[т] изолированно, в слогах, словах и  предложениях.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

-  учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков;

- научить сравнивать звуки [к]- [т] на материале изолированных звуков, слогов, слов, предложений;

-упражнять детей в делении слов на слоги; в звуковом анализе и синтезе слогов и слов: ка, та, кот, мука; в подборе слов на звук [к] или [т].

Коррекционно-развивающие:

-развитие фонематического восприятия;

-расширять и активизировать словарь детей;

- активизировать произвольное внимание;

-развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- развивать память, мышление;

воспитательные:

 - воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности;

 - воспитывать в детях желание приходить на помощь при затруднениях в выполнении заданий, принимать помощь без смущения и агрессии;

 - воспитывать доброжелательность, готовность конструктивно разрешать конфликты;

 - вызывать интерес к языковым явлениям.

Здоровьесберегающие:

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с использованием артикуляционной, зрительной гимнастики и физминутки.

Используемое оборудование:

Мягкие гипоаллергенные игрушки – кролики серого и коричнего цвета; символы звуков Т.А.Ткаченко –каблучки и молоточек синего цвета; индивидуальные зеркала по количеству детей; предметные картинки для проведения артикуляционной гимнастики; листы бумаги по количеству детей с нарисованными семью кругами; карандаши двух цветов: зелёный и оранжевый; предметные картинки со звуками [к]; [т]; слоговые вагончики; картонный домик синего цвета; кружочки красного и синего цвета для звукового анализа;

 

Ход занятия.

I.Организационный момент.

1.Приветствие.

С чего начинается утро?

С улыбки, приветствия, дружбы!

Давайте и мы улыбнёмся!

И утро с любовью начнётся!

Доброе утро!

Скажем друг другу,

Доброе утро, слышим повсюду!

2. Проведение весёлой артикуляционной гимнастики в стихах с использованием индивидуальных зеркал:

     Бегемотик (окошко) – хоботок (слоник, трубочка) – конфетки – накажем непослушный  язычок  (месим тесто) – блинчик (лопатка) – лошадка.

     Ротик, ротик открываем,           Артикуляционная гимнастика для детей.

     В бегемотиков играем.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/24/s_61ee7f67c35d3/phpYmH6js_artikulyacionnye-skazki_html_d523a169318f717b.jpg

             Губы хоботом тяну и слонёнку говорю,

             посмотри, как я хорош, на слонёнка я похож.

     Я конфеточки люблю                  

     Их я в ротик положу.                                                         

           

            Язычок стал непослушный,

           Мы накажем дружно - дружно!

      Мама блинчики пекла-             Артикуляционная гимнастика.

      Всем ребяткам я дала.

            А лошадку цок да цок,  Лошадка клипарт (66 фото) .

            Дружно погоняем,

            И весёлым язычком мы в неё играем!    

   

II.Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

-Ребята, у на с сегодня в гостях крольчата. Показ игрушек. Серенький Коська, а коричневый Тоська. По первым звукам их имён, пожалуйста, отгадайте с какими звуками мы поиграем? Правильно. Сегодня мы с вами поиграем со  звуками [к] и [т].

 2.Характеристика звуков  [б];[б’]по артикуляционным и акустическим признакам.

Показ символов звуков Т. А. Ткаченко [к]; [т] .

-Ребята. Скажите Тоське и Коське. Как стучат каблучки? (К-к-к). Как стучит молоточек? (Т-т-т).

-Ребята, расскажите Коське и Тоське, чем похожи эти звуки? (Согласные, твёрдые).

-Почему звуки [к; т] согласные? (Не можем их тянуть и петь).

-Каким цветом обозначаем? (Синим).

Выставляется домик синего цвета.

-Посмотрите в зеркало и постучите  каблучками (к-к-к). Где находится язычок? (Кончик языка опущен и отодвинут назад, а спинка языка выгнута горкой).

-Постучите молоточками (т-т-т). Где теперь находится язычок? (Кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами). Молодцы, ребята!

3. Игра с мячом. «Назови последний звук в слове».

Выделить голосом и назвать последний глухой согласный звук на конце слова.

бант - т          бегемот                   индюк

мак – к          маяк                         самокат

кот                 Айболит                  лифт 

венок             кубик                       автомат

хобот             хоккеист                  танк 

4.Зрительная гимнастика.

-Ребята, зайчики и кролики очень хорошо видят. Они грызут полезную морковку и делают гимнастику для глаз. Давайте все вместе выполним полезные упражнения для наших глаз.

 Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

5. Различение звуков [к]; [т] на слух в словах при утрированном произнесении.

-Ребята, давайте нарисуем подарки для наших крольчат. Коська очень любит травку, а Тоська – морковку.

У детей на столах лежат листочки с семью пронумерованными кружочками.

Ребята, если услышите «Песенку каблучков», то нарисуйте  в кружочке - травку для Коськи, а если услышите «Песенку молоточка» -рисуйте морковку.

Слова: хвост, туфли, кошка, клюква, пальто, сок, самолёт.

D:\2023 Аттестация\1667244263630.jpg

6. Игра с мячом «Запомни-повтори».

-Ребята, Коська и Тоська хотят с вами поиграть в игру « Запомни- повтори». Будете повторюшками. Крольчата будут по очереди называть слоги, а вы их запомните и повторите в той же последовательности.

КА-КО-КУ         КО-КУ-КЫ         АК-ОК-УК         ОК-УК-ЫК

КУ-КЫ-КА         КУ-КО-КА         УК-ЫК-АК        УК-ОК-АК

ТА-ТО-ТУ          ТО-ТУ-ТА          АТ-ОТ-УТ          ОТ-УТ-АТ  

ТЫ-ТА-ТО          ТЫ-ТА-ТУ          ЫТ-АТ-ОТ        ЫТ-АТ-УТ

Крольчата хвалят детей.

7.  Игра « Один-одна-одни».

Подбор числительных один, одна, одни к существительному.

- Ребята, крольчата будут называть слова. Подберите подходящее к ним слово: один, одна или одно.

Образец: кошка; одна кошка.

Слова: хвост, кошка, туфли, сундук, косточка, тапки, торт, клубника, перчатки.

8. Физкультминутка « Как живёшь?».

Как живёшь? (Вот так!)

А плывёшь?

Как бежишь?

В даль глядишь?

Машешь вслед?

Ждёшь ответ?

Утром спишь?

А шалишь?

9. Звуковой анализ слогов: АК, АТ, УК. УТ, КОТ, МУКА.

Крольчата по очереди называют слоги и слова, а дети составляют звуковую дорожку из красных и синих квадратов. Дети произносят слоги и слова вслух и утрированно растягивают гласный звук.

-Сколько всего звуков? Назови первый звук. Этот звук какой? Каким цветом обозначаем? Второй? Третий? Сколько всего гласных звуков в слоге, слове? На каком по счёту месте стоит первый звук? (Второй звук, третий звук).

10. Игра « Слово назови и домик подбери».

Деление слов на слоги.

-Ребята, давайте вместе с крольчатами поиграем в игру: « Слово назови и домик подбери».

Каждый из вас получит картинку в названии которой имеется звук [т] или [к].

Вам нужно произнести слово по слогам и положить картинку в нужный вагон. Если в вашем слове один слог, то вы кладёте картинку к вагону, где нарисовано одно окошечко. Если в слове 2 слога, то кладёте картинку к вагону, где нарисовано 2 окошка.

 Дети проговаривают и отхлопывают слово по слогам; называют гласные звуки.

11. Составление предложений.

Дети составляют предложения по предметным картинкам: индюк, хвост, кошка, бегемот, бант (на выбор). Дети, которые составили распространённые, интересные предложения награждаются золотыми звёздочками от крольчат.

12. Игра « Закончи слово».

Тан.., ко.., ма.., лиф.., хобо.., мая..., охотни.., бале.., буке…

III. Итог занятия.

-Ребята, с какими звуками мы сегодня играли? Вам понравилось занятие?

-Ребята, давайте Коське и Тоське подарим слова в которых есть «песенка каблучков» и «песенка молоточка».

 -Коське и Тоське очень понравилось играть с вами. Вы  умные, любознательные и воспитанные дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект открытого занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Знакомство с гласным звуком «У»

Знакомство с понятием «гласный звук». Звук «У».Цели: Учить четко произносить звук у, выделять звук у в потоке звуков, звукосочетаний, в обратных слогах, словах, закреплять поня...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....